День Победы – хороший повод посмотреть кино о Великой Отечественной. Добрые ленты вроде «В бой идут одни «старики»…» или жуткие, как «Иди и смотри». Мы уже делали несколько подборок самых разных картин о войне (раз, два, три) и без всяких сомнений продолжаем эту традицию.
Сегодня «ТОП Тверь» вновь возвращается к теме малоизвестных, полузабытых и даже странных советских фильмов. Ведь в СССР, вопреки сложившемуся стереотипу, поднимали самые разные вопросы, даже весьма неудобные. Особенно в перестройку, на излете существования великой страны.
Что-то из нынешнего списка покажется вам любопытным, что-то пугающим. В любом случае без впечатлений вы не останетесь.
Белый взрыв (1969, режиссер Станислав Говорухин, возрастной рейтинг 0+)
Вряд ли среди наших читателей найдется тот, кто не смотрел хотя бы один фильм Говорухина. «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» – список длинный и далеко не полный.
Но есть в творческом портфолио великого режиссера и забытый фильм о Великой Отечественной. Это «Белый взрыв», рассказывающий о советских воинах-альпинистах, которые ценой собственных жизней спасли жителей предгорий Кавказа.
А снимались в этом кино Армен Джигарханян, Владимир Высоцкий и Людмила Гурченко.
Факт (1980, режиссер Альмантас Грикявичюс, возрастной рейтинг 16+)
Об этой ленте мало кто знает, разве что профессиональные кинокритики и ценители кинематографа советской Прибалтики. В центре сюжета всего один день – 3 июня 1944 года, когда фашисты сожгли живьем всех жителей литовской деревни Пирчюпяй.
Событие страшное, и тем более тяжелый след оно оставляет в душе, когда понимаешь, что это далеко не единственная трагедия подобного рода. Если решитесь смотреть, учтите, что режиссер воссоздал преступление нацистов со всеми подробностями. Это фактически «Иди и смотри» в литовских реалиях.
В ролях: Донатас Банионис («Солярис»), Юозас Будрайтис («Никто не хотел умирать») и Александр Кайдановский («Солярис»).
Воскресный день в аду (1987, режиссеры Альмантас Грикявичюс, Автандил Квирикашвили и Витаутас Жалакявичюс, возрастной рейтинг 12+)
Еще одна необычная лента, снятая в советской Прибалтике. У нее сразу три режиссера, и один нам уже знаком по предыдущей картине в подборке. Другой постановщик известен по культовому фильму 1965 года «Никто не хотел умирать» – это Витаутас Жалакявичюс, считавшийся весьма радикальным для кинематографа СССР.
Сюжет развивается вокруг двух сбежавших из концлагеря узников – русского и литовца. Едва освободившись из плена, оба оказываются в зоне отдыха эсэсовцев на морском пляже. Как говорится, из огня да в полымя. Теперь им приходится прикладывать максимум усилий, чтобы не попасться – к счастью, литовец идеально говорит по-немецки.
Это типичный перестроечный фильм – мрачный, тяжелый и с легкой эротической перчинкой. Роли в нем исполнили Владимир Богин («Хождение по мукам»), Юозас Будрайтис и небезызвестная Ингеборга Дапкунайте.
Восточный коридор (1966, режиссер Валентин Виноградов, возрастной рейтинг 18+)
Во время перестройки появился новый термин – возвращенная литература. Так называли книги, которые по тем или иным причинам в Союзе не публиковались. А то и вовсе были запрещены. Похожая ситуация возникла и в кинематографе.
Картина, снятая в советских Белоруссии и Литве, два года пролежала на полке, после чего ей от греха подальше отказали в прокате, а режиссера потом уволили. И лишь в восьмидесятые «Восточный коридор» показали широкой публике. Тогда символизм, переходящий порой в сюрреализм, произвел настоящий фурор. Сегодня же это просто историко-культурный артефакт, который, впрочем, можно не без интереса посмотреть. Только обратите внимание на возрастные ограничения – фильм однозначно не является легким.
Среди известных исполнителей можно узнать Регимантаса Адомайтиса («Зеленый фургон», «Трест, который лопнул») и Виктора Плюта («Безумная Лори»).
Сыны отечества (1968, режиссер Латиф Файзиев, возрастной рейтинг 16+)
Фильмы-притчи в СССР снимали не только в Прибалтике, но и на Кавказе, а также в Средней Азии. Вот, например, непростое кино из советского Узбекистана.
Благополучные шестидесятые годы, Советский Союз, выставка картин неизвестного художника. На одном из полотен посетительница Елена Салимова узнает своего пропавшего мужа Искандера. В попытке отыскать правду она едет в ФРГ, где встречается с Хильдой Хайнц, которая была фотографом в концлагере Шпильхаузен. Она-то и рассказывает Елене, что происходило там с ее мужем…
Лента весьма необычна для советских времен, хотя снята она задолго до перестройки – в оттепельные шестидесятые. Фактически это наполненная религиозными символами и отсылками притча, которую точно нельзя смотреть за пачкой попкорна.
Одну из самых ярких ролей в фильме сыграл Владимир Коренев («Человек-амфибия»).
Материнское поле (1967, режиссер Геннадий Базаров, возрастной рейтинг 12+)
И снова Средняя Азия, как в «Сынах отечества». Но если лента Файзиева основана на произведениях узбекского поэта Гафура Гуляма (кстати, друга Константина Симонова), то Геннадий Базаров использовал для своего фильма повесть Чингиза Айтматова – более известного советского автора.
Что интересно, снято «Материнское поле» по личной просьбе Айтматова. Базаров в то время был молодым студентом ВГИКа, и этот фильм стал его дипломной работой. Весьма, стоит отметить, хорошей работой. Рассказывает она о горной киргизской деревне, жители которой отправляют на войну сыновей и мужей. Ждут их каждый день, но никто не возвращается. И весь фильм звучит внутренний монолог женщины по имени Толгонай, которая потеряла на поле брани своих родных. Интересно, что «Материнское поле» целый год не пускали в прокат, да и сейчас его не так-то просто найти.
Не откажите себе в удовольствии оценить советскую «запрещенку», в которой, что самое удивительное, нет ничего особо крамольного. Заодно откроете для себя еще одну неожиданную сторону кинематографа СССР.
Дерзость (1971, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, возрастной рейтинг 12+)
Если вы думали, что режиссер Юнгвальд-Хилькевич снял только «Мушкетеров», то вас ждет сюрприз. Одной из его работ стала экранизация повести украинского писателя Василия Земляка «Подполковник Шиманский».
В фильме, правда, Шиманский стал Клименко, но это не столь важно. Лента рассказывает о восточной ставке Гитлера – подземном комплексе «Вервольф», который фашисты обустроили под Винницей в середине войны. А точнее, конечно же, о том, как секретный объект обнаружили советские разведчики.
Фактически это боевик, имеющий мало общего с реальностью, но ее копирующий – эдакая советская тарантиновщина. И от этого «Дерзость» становится еще более любопытной.
Главную роль в фильме играет Николай Олялин, известный по киноэпопее «Освобождение».
Ради нескольких строчек (1985, режиссер Александр Рогожкин, возрастной рейтинг 12+)
Наверняка вам хорошо знакомы фильмы «Особенности национальной охоты» и «Кукушка» с финским актером Вилле Хаапасало. Их поставил Александр Рогожкин, известный также мрачным и жестоким перестроечным «Чекистом».
Он же в середине восьмидесятых снял весьма необычную ленту о войне, где главные герои – это литсотрудники дивизионной газеты. Грузовик, на котором они везут набранный номер, подорвался на мине, и теперь газетчикам необходимо собрать раскиданный взрывной волной шрифт под огнем противника. Рискуя жизнями ради нескольких строчек…
Кстати, в этом дебютном фильме Рогожкина тоже снялся Алексей Булдаков – незабвенный Михалыч из «Особенностей национальной охоты».
На семи ветрах (1962, режиссер Станислав Ростоцкий, возрастной рейтинг 12+)
Сюжет разворачивается в небольшом городке, куда приезжает Светлана – девушка, ждущая своего жениха в двухэтажном доме на окраине. Началась война, парень так и не встретил возлюбленную, однако та решила остаться. А когда враг подошел к городку, тот самый дом стал военным госпиталем. Светлане же пришлось взять в руки оружие.
В этом полузабытом фильме задействована целая плеяда известных советских актеров. Загибайте пальцы: Лариса Лужина («С любимыми не расставайтесь»), Вячеслав Тихонов («Они сражались за Родину»), Леонид Быков («В бой идут одни «старики»…», «Максим Перепелица»), Клара Лучко («Цыган») и Вячеслав Невинный («За спичками», «Гостья из будущего», «Небеса обетованные»).
Здесь уже нет перестроечного мрачного символизма с прибалтийскими нотками – просто хорошее советское кино о войне.
Пядь земли (1964, режиссеры Андрей Смирнов и Борис Яшин, возрастной рейтинг 16+)
Произведения писателей-фронтовиков в Советском Союзе называли «окопной правдой», а еще – «лейтенантской прозой». К этому жанру принадлежит и повесть Григория Бакланова «Пядь земли», впервые опубликованная в «Новом мире» под руководством Александра Твардовского. Было это в 1959 году. А через несколько лет повесть экранизировали дети войны – Смирнов и Яшин.
Получилось весьма любопытно – что первоисточник, что фильм весьма похожи на документалистику, и это неслучайно. Фактически мы смотрим на боевые действия глазами главного героя, тут нет отстраненных планов. Это своего рода реконструкция, в «Пяди земли» даже есть разбивка на главы, и вообще, кино очень точно следует повести.
Из известных актеров в фильме задействованы Александр Збруев («Большая перемена»), Евгений Урбанский («Баллада о солдате») и Лев Дуров («Сказка странствий», «Д’Артаньян и три мушкетера»).
***
Надеемся, прочитав эту подборку, вы не только сделали несколько неожиданный открытий, но и нашли достойную ленту для праздничного просмотра.
Сергей САВИНОВ