Мы продолжаем исследовать тверскую «Азию», как еще в начале прошлого века называли Затверечье. Сегодня на пути нашего велохронометра Исаевская слобода, место довольно старое и даже немного загадочное. Но при этом, стоит отметить, компактное.
Любой тверитянин, даже заядлый домосед, хоть раз в жизни слышал словосочетание «на Исаевском ручье». Причем нередко это говорится с интонацией «у черта на рогах», потому что речь идет о северо-восточной окраине города – как раз где выезд в сторону Бежецка. Также там расположен автобусный парк, это еще с советских времен считалось неблизкой местностью.
Туда-то мы и отправимся.
Отголоски старины
Может показаться, что это одна из самых молодых частей города. Во-первых, потому что там уже фактически не осталось старой застройки. А во-вторых, Исаевскую слободу нередко путают с одноименным жилым массивом, который возник всего лишь в конце девяностых годов прошлого века. Эдакий филиал знаменитой «долины нищих», раскинувшейся между берегами Тверцы и Волги – и там, и тут коттеджи.
Однако Исаевский жилой массив назван так по уже существующей улице Исаевская слобода, и вот она как раз-таки возникла еще до XVIII века. Люди селились там задолго до генерального плана, что появился благодаря Екатерине Великой, улицу лишь привели в соответствие с регулярной застройкой. Это произошло в конце XVIII столетия. Тогда же, а именно в 1777 году, в слободе возвели церковь Рождества Богородицы. Она просуществовала до советских времен, причем в 1930-х ее закрыли и организовали в бывшем храме артель «Красный ватник». К сожалению, в боях 1941-го она пострадала, и восстанавливать ее после войны не посчитали целесообразным. В итоге снесли окончательно. Тогда же, после Великой Отечественной, закрыли и впоследствии полностью уничтожили Исаевское кладбище, тоже возникшее еще в 1770-х. И лишь в 2005-м в честь исчезнувшей церкви назвали ранее безымянную улицу – теперь это Богородицерождественская.
А еще именно через Исаевскую слободу шла дорога на Бежецк, собственно, отсюда и название одной из улиц Затверечья – Старобежецкая. Правда, раньше она называлась просто Бежецкой, сама же дорога начиналась от наплавного моста через Тверцу на улице Сергиевской. Потом, когда в 1830-х построили новый мост через Исаевец (еще одно название Исаевского ручья), в Бежецк начали ездить по будущей улице Шишкова. А тогда она была частично Никитской, частично Грязной – название возникло, как вы наверняка догадались, не просто так. Оно полностью отражало состояние улицы большую часть времени.
Примерно оттуда же, к слову, уходил в сторону Кашина одноименный тракт. Он шел от нынешней улицы Кропоткина вдоль южной стороны Неопалимовского кладбища, потом в полях к северу от Барминовки и выходил к западной окраине Старой Константиновки. И дальше уже совпадал с нынешней Кимрской трассой. Начало же было заброшено в 1950-х и позже, когда построили силикатный завод №2, завод ячеистого бетона и ряд других производств (например, САБРЗ, или Секционный автоматизированный бетонно-растворный завод, одна из самых известных теперь тверских «заброшек»). Впрочем, мы сильно отклонились в сторону.
Итак, в 1830-х дорогу на Бежецк перенесли, так появилась улица Новобежецкая, а прежняя стала, соответственно, Старобежецкой. Уже в советское время, в 1960-х годах, мост через Исаевец заменили на пешеходный, а в семидесятых снесли часть домов Исаевской слободы – из-за прокладки ЛЭП. Впрочем, как пишет исследователь Константин Литвицкий, возможно, их просто перенесли чуть дальше, как в свое время переносили дома из Затьмачья. Речь идет о нечетных номерах с 35-го по 49-й по Исаевской слободе. А в 2005 году западную проезжую часть этой улицы продлили до новой в честь Иосифа Ромейко-Гурко, российского военного и государственного деятеля. Того самого, кто после отставки поселился в сельце Сахарове, которое теперь одноименный поселок-эксклав в составе Твери.
И тут, к слову, есть любопытный момент: сама улица в Исаевской слободе появилась в 2005-м, но на современных картах ее нет. Еще ее не следует путать с одноименной площадью Гурко, что находится в Сахарове (получила свое название в 2006-м).
Впрочем, в истории Исаевской слободы есть загадка поинтересней.
От пристани отчалят корабли
В декабре прошлого года, незадолго до январских праздников, в Городском саду областной столицы был установлен новый арт-объект – макет галеры «Тверь», на которой совершила свой первый большой волжский вояж императрица Екатерина Великая.
История создания самого судна такова. В 1766 году, когда Тверь отстраивалась по своему первому генеральному плану после большого пожара, в город прибыл капитан 2-го ранга Петр Иванович Пущин, будущий адмирал российского флота. Под его руководством на местной верфи и строилась галера императрицы – начал ее разрабатывать корабел Михаил Озеров, но ввиду болезни в Тверь вместо него был направлен подмастер Михаил Щепин. Первоначальный проект был им изменен, и галера из 12-баночной стала 13-баночной – под банками понимается место для пары гребцов. Нетрудно подсчитать, что движущей силой для нее были 26 крепких мужчин.
Работы велись споро, и уже весной следующего года большую галеру спустили на воду. Путешествие же императрицы по Волге состоялось с мая по июнь, государыня отчалила из Твери и дошла в итоге до Синбирска (так до 1780 года назывался Симбирск и впоследствии Ульяновск). Капитана 2-го ранга Петра Ивановича Пущина воспроизвели в капитаны 1-го ранга, не забыли и мастеров с командой – всех участников постройки судна вознаградили. К сожалению, сама галера, хранившаяся в Казани как исторический артефакт почти целых два века, сгорела в 1956 году от детской шалости…
А теперь самое интересное. Как полагает краевед Владимир Пяткин, верфь, на которой построили «Тверь», стояла на стрелке Исаевского ручья и Тверцы. Исследователь даже организовал вылазку совместно с дайверами, и те нащупали на дне реки дубовые бревна (экспедиция проходила в начале апреля 2018-го, водоемы еще были скованы льдом, поэтому обошлось без погружений). О самих бревнах, как утверждает тот же Владимир Пяткин, краеведам известно давно, и появились они там как раз во времена существования верфи – то есть в середине XVIII столетия. Дуб, кстати, дерево прочное, и водой разлагается плохо (вроде как даже совсем не гниет), так что это похоже на правду.
Здесь, конечно, стоит отметить, что верфь, о которой говорит уважаемый историк, располагалась все-таки на Тверце, а не в самом Исаевском ручье. Неспроста именно там сегодня организованы причалы и гребная база – удобная акватория и глубина достаточная. Да и по Тверце, как мы уже знаем, шли грузовые барки в сторону Санкт-Петербурга. Но нельзя исключить, что в более стародавние времена использовалось и устье Исаевского ручья – оно достаточно широкое. Наверняка и жители слободы могли выполнять какие-то работы на верфи. А еще на архивных снимках можно увидеть, что малое судоходство там было в порядке вещей не так уж и далеко в прошлом. Еще интересно, что и Соминка, устье которой при впадении в Тверцу тоже довольно широкое, использовалась для судоходства – в XVIII веке там находились зимние доки для лодок с характерным названием «соминка». Только есть важный нюанс: ударение там ставится на второй слог. В отличие от названия речки, где ударным является первый.
Собственно, и исследователи, в том числе Константин Литвицкий, полагают, что эти слова связаны, несмотря на разницу в произношении. А ударение, как мы знаем, такая вещь, что со временем может меняться. Еще, кстати, Соминка раньше называлась «ручьем на Волынях», но об этом названии сейчас знают в основном только краеведы.
Впрочем, мы уже слегка заглядываем вперед, так что не будем спешить – дадим себе и велохронометру передохнуть, наберемся сил для новых путешествий.
Сергей САВИНОВ