Сегодня мы привычно воспринимаем Германию как единое государство, а ведь еще недавно немцев называли разделенной нацией. Если вам чуть больше сорока, вы наверняка помните школьный географический атлас с политической картой Европы: ФРГ со столицей в Бонне и ГДР с Берлином в качестве административного центра.
Восточная Германия была не просто союзницей СССР, она небезосновательно считалась «нашей заграницей». Чайный сервиз «Мадонна» и шкаф «Хельга» с пометкой «Сделано в ГДР» были предметами гордости советской семьи, мальчишки мечтали об игрушечной железной дороге немецкого бренда Piko, а девочки – о швейных машинках от той же фирмы. По всему Союзу использовались грузовики IFA и Robur, на улицах советских городов боролись с гололедом коммунальные «Мультикары». И, конечно, «бумбоксы» из ГДР звучали лучше отечественной «Электроники» – во всяком случае, так думали наши меломаны.
Страна прекратила свое существование в 1990 году, когда в состав ФРГ вошли «новые земли», то есть территория бывшей Восточной Германии. Но перед этим по союзнице СССР прокатились так называемые Перемены (немецкое слово Wende), они же по-другому – «мирная революция». Основные события развивались в восемьдесят девятом, именно тогда демонтировали знаменитую Берлинскую стену. На фоне происходящего как раз и крутится сюжет нового отечественного сериала с лаконичным названием «ГДР» (16+).
Это шпионская драма о противостоянии разведок времен холодной войны. И начинается она весьма динамично. С главным героем, майором КГБ Нечаевым, нас знакомят во время погони. На дворе восемьдесят седьмой, молодой немецкий пилот Матиас Руст летит над советской территорией вдоль озера Селигер в сторону Москвы, а в это самое время наши разведчики спешат из ФРГ в ГДР с донесением: самолет не сбивать! Инцидент с воздушным хулиганом в сериале обыгрывается как провокация с биологическим оружием, которое находится на борту легкомоторной «Сессны». На кону сотни тысяч жизней, и от действий майора Нечаева зависит развязка. В итоге он успевает, однако при этом гибнет агент госбезопасности Хэд, по совместительству его тесть. Нечаев оказывается в опале, и шанс реабилитироваться выпадает спустя два года – осенью восемьдесят девятого. По незыблемым законам драматургии простейшее наблюдение за артистами берлинского мюзик-холла выливается в охоту за секретными архивами с новыми погонями и смертями. А параллельно происходит крушение коммунистической системы, причем не только в ГДР, но и в самом Союзе.
Сериал продолжает популярный в России тренд – эксплуатация ностальгии по советскому прошлому. Причем, стоит отметить, делает это вполне достойно. И как тут в очередной раз не вспомнить американский «Чернобыль», задавший отечественным киноделам высокую планку? Теперь показать собственную историю не хуже, чем забугорный канал HBO, это своего рода дело профессиональной чести. Вот почему и костюмы, и декорации, и приметы эпохи вроде немецких «Трабантов», журнала «Огонек» и конфет «Птичье молоко с шоколадом» не вызывают отторжение из-за отсутствия фальши. Разумеется, ко всему при желании можно придраться, но ошибок детализации в «ГДР» действительно крайне мало. Даже намек на товарный дефицит в первом эпизоде, когда Нечаеву шепотом предлагают бройлерного цыпленка, не выглядит натянутым.
Уместны в сериале и советские шлягеры вроде бессмертного «Плота» Юрия Лозы – песня и впрямь стала популярной именно в конце восьмидесятых. Казалось бы, мелочь, однако пренебрежение к подобным деталям легко могло сбить нужную атмосферу. Как случилось, к примеру, в «Чернобыле» Данилы Козловского, где из магнитолы звучит цоевский «Последний герой» в аранжировке восемьдесят девятого года. А события фильма, напомню, развиваются в восемьдесят шестом… Мало ведь напихать в качестве саундтрека советскую музыку, нужно учесть множество подводных камней. Создатели «ГДР» с этим справились, умело комбинируя старые хиты со стильным и специально написанным для сериала эмбиентом.
Актерские работы также получились достойными, причем особенно хочется выделить Виталия Коваленко и Мадлен Джабраилову, сыгравших чету Горбачевых. Удивительно, но Михаил Сергеевич в сериале не просто статист с характерным родимым пятном на лысине – это наиболее удачное экранное воплощение генсека за последние годы. И Раисе Максимовне в исполнении Джабраиловой веришь, причем охотно. Вопрос же, насколько близко к реальности показаны отношения лидера СССР с супругой, оставлю за скобками. Может, было именно так. А возможно, и нет. Главное, что сами образы оказались неплохо раскрыты.
Но не одной парой Горбачевых хорош сериал. Эдуард Шеварднадзе, будущий президент независимой Грузии, а на тот момент глава советского МИД, тоже получился достаточно узнаваемым, и в этом заслуга Сергея Барковского. Отлично смотрится в кадре и американец Джек Эванс в исполнении Кирилла Зайцева, звезды «Движения вверх». Своего рода открытием стала молодая актриса Линда Лапиньш, уже засветившаяся в сериале «Иные» – эдакая женщина-вамп с вихрем в душе и непростой судьбой. А вот образ главного героя, майора Нечаева, к сожалению, оказался не проработанным до конца – получился эдакий стереотипный советский разведчик с задумчивым взглядом. Впрочем, это уже не вина актера Александра Горбатова, а вопрос к шоураннерам. Как так вышло, что суровый майор КГБ терпеливо относится к ошибкам новичка Лукьянова, но с собственной женой ведет себя словно обидчивая кисейная барышня? Странное противоречие.
В целом же, несмотря на огрехи, сериал получился любопытный – вероятно, за счет непривычной атмосферы Восточной Германии. Вот только немного его все-таки не докрутили. Бодрое начало довольно скоро сменяется неспешным повествованием, как будто создатели намеренно растягивали хронометраж, и в какой-то момент сюжет даже провисает. При этом некоторые детали, важные для понимания происходящего, раскрываются недостаточно. В итоге такой дисбаланс не пошел «ГДР» на пользу, и до шедевра сериал не дотягивает.
А жаль. Могло получиться гораздо лучше.
Сергей САВИНОВ