«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке

12:32

17 августа 2023

2112

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Кадр из фильма

Жанр кинокомиксов прошел длинный путь от фильмов для подростков с картонными декорациями до высокобюджетных зрелищных блокбастеров. Впервые мы взглянули на подобные истории по-другому благодаря «Бэтмену» Кристофера Нолана. Супергерои и суперзлодеи словно бы поселились рядом, в привычном для нас повседневном мире. И тот же фантастический Готэм легко менялся в сознании на Нью-Йорк или Чикаго. Потом студия Marvel вслед за DC перезапустила своих персонажей, и Железный человек в исполнении Роберта Дауни-младшего надолго предопределил подход к героям считавшегося ранее «низким» жанра.

Обычно протагонисты в подобных фильмах показаны рыцарями без страха и упрека, абсолютно чужими и даже надчеловеческими. Но герой Дауни-младшего предстал перед зрителями обычным мужиком со своими слабостями и дурными привычками. Да, с кучей денег и амбициями вселенского масштаба, но при этом живым человеком, а не ходячей добродетелью с набором дидактических штампов. Фактически это получился культурный переворот, когда кинокомиксами стали интересоваться не только подростки и гики, но и взрослые люди с хорошим интеллектуальным багажом. Это не значит, что подобные фильмы внезапно стали глубоким артхаусом. Нет, они просто разместились в одном ряду с просто хорошим кино.

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Кадр из фильма

Однако со временем даже самое яркое явление начинает приедаться, и большинство зрителей просто устали следить за бесконечными перипетиями в двух кинематографических вселенных – Marvel и DC Comics. В прошлом остались и мертворожденные проекты других студий, а пресловутая повестка в виде гендерного и расового разнообразия в итоге серьезно ударила по качеству кинопродукции. Наступило то время, когда критики чаще рассуждают не о художественных приемах, а том, какое местоимение нужно употреблять по отношению к определенным актерам.

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Кадр из фильма

Тем не менее, фильмы о супергероях продолжают выходить и собирать неплохую кассу. Даже у нас, в России, где официально этой продукции вроде как нет, но зато есть так называемое предсеансовое обслуживание. Это когда вы, к примеру, идете на короткометражку «Три добрых дела» и в качестве «довеска» смотрите голливудский фильм, полученный серым импортом.

Именно так в Твери можно посмотреть «Флэша» (16+), относительно новую ленту о самом быстром супергерое вселенной DC. Студия Warner Bros., которой принадлежит эта марка, долгое время уступала своим конкурентам из Marvel под крылом Disney. То «Бэтмен против Супермена» провалится, то «Лигу справедливости» приходится переснимать. Но сейчас эта киновселенная словно бы переживает свой Ренессанс. Зрители довольно тепло приняли фильм про Аквамена с брутальным Джейсоном Момоа и Чудо-женщину с обаятельной Галь Гадот. Оказывается, легкость и ненавязчивый юмор – вот чего долго не хватало в лентах DC. В новом «Флэше» они тоже, к счастью, в наличии.

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Кадр из фильма

Фильм рассказывает о пареньке по имени Барри Аллен, который по классике жанра получил суперспособность – он может бегать быстрее ветра, звука и, как оказалось, даже быстрее света. А если выйти за пределы теории относительности, говорят, можно обуздать само время. И вот Барри в порыве эмоций разгоняется до немыслимой скорости, попадая тем самым в прошлое. Тогда-то ему и приходит в голову, что теперь он способен все изменить. Например, не дать погибнуть собственной матери, которую зарезал ножом грабитель, и освободить отца, которого несправедливо обвинили в убийстве супруги. В итоге Барри меняет не только прошлое, но и будущее, случайно создав копию вселенной без супергероев. Вот только дело омрачается нападением на Землю криптонцев под командованием генерала Зода, а спасать человечество некому…

«Флэш» начинается как стандартная лента о супергероях последнего времени. Будни сверхчеловека с признаниями в любви от поклонниц, попытка сломать четвертую стену и, конечно же, эффектная погоня за очередными безымянными злодеями-статистами. Все для того, чтобы лишний раз напомнить зрителям, кто такой Флэш, а заодно вставить в ленту Бэтмена в исполнении Бена Аффлека и Галь Гадот в образе Чудо-женщины Дианы. При этом фильм Андреса Мускетти не лишен типичных супергеройских штампов – кинокомиксы почти никогда не учитывают пресловутый «сопутствующий ущерб». Типичный пример: во время погони за террористами эффектно взрывается бензовоз. Выглядит это красиво и создает препятствие как супергероям, так и злодеям. Вот только за кадром остается суровая реальность – водитель этого бензовоза или умер от полученных травм, или вовсе сгорел заживо.

Но вот дальше «Флэш» постепенно выходит за рамки, превращаясь ближе к финалу в ту самую философскую притчу, чего точно не ждешь от кинокомикса. Кажущаяся поначалу зрелищно-глупой лента обретает второе дно и внезапно рассуждает о необходимости жить настоящим. О том, что наши шрамы – это уже часть нас. А еще – что не у всех задач есть ответы, и порой нужно просто отпустить. Более того, разговоры о простых человеческих эмоциях вроде любви к родителям разом задвигают на задний план попугайские декорации и ужимки Эзры Миллера, играющего одновременно двух Флэшей из разных параллельных вселенных.

Во время просмотра вы много раз прибегнете к жесту «рука-лицо», во всей полноте осознав выражение «испанский стыд». Так будет, к примеру, в эпизоде с освобождением кузины Супермена Кары Зол-Эл из секретной базы в Сибири. Красная звезда и «советская электроника» точно вызовут в вашей душе диссоциативную фугу, которую частично исцелит русская надпись на тюремной робе Кары: «Самая опасная». Или взять ту же финальную битву, напоминающую плохую компьютерную игру с войнушкой в чистом поле, которому как ничто более подходит канцелярское слово «локация». Местами фильм откровенно ужасен. И все-таки не безнадежен за счет того самого второго дна, о чем я говорил выше.

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Постер фильма

Создатели не поленились и сделали глубокий реверанс в сторону фильмов прошлых лет: во время «парада вселенных» на экранах появляются исполнители роли Супермена Кристофер Рив и Джордж Ривз, Супергерл из восьмидесятых Хелен Слейтер и один из первых Бэтменов – Адам Уэст. Даже Николасу Кейджу из неснятого фильма о Супермене нашлось место, и это один из сильнейших эпизодов фильма, фактически прощальный поклон в адрес пожилых актеров, некоторые из которых уже ушли из жизни. Отдельно стоит упомянуть яркую роль Майкла Китона – Брюса Уэйна из параллельной вселенной и Бэтмена из фильмов Тима Бертона тридцатилетней давности.

«Флэш»: философская притча в супергеройской обертке
Кадр из фильма

Но самое главное, ради чего, на мой взгляд, стоило досмотреть «Флэша» до конца, это диалог Барри Аллена с матерью. Пересказывать его не буду, чтобы не портить впечатление. Как раз это и есть самое сильное место фильма, за которое можно простить абсолютно все глупости вроде штурма базы в Сибири и клоунских манер «параллельного» Флэша.

Если вы не поклонник этого жанра, фильм наверняка прошел мимо вас. Но если комиксы не вызывают у вас стойкого отвращения, дайте ему шанс. Порой и среди мишуры прячется вселенская мудрость.

Сергей САВИНОВ

+3

Из этой же рубрики