Книгами Бориса Акунина (в миру – Григория Чхартишвили) уже много лет зачитываются представители разных поколений. А его героя Эраста Фандорина можно смело ставить в один ряд с Шерлоком Холмсом и Натом Пинкертоном. Приятный слог, захватывающие сюжеты и любопытные детали российской истории – неудивительно, что романы Акунина одни из самых экранизируемых. И вот пришло время для крупнобюджетного сериала.
Едва только появился трейлер, завсегдатаи литературных порталов принялись шутить: наконец-то киношники добрались до боярЪ-аниме. Так называется популярный жанр, где смешаны магия, альтернативная история, фантастика и романтические отношения. Непременные атрибуты подобных книг – Российская империя во всех ее мыслимых и немыслимых ипостасях, а также дворянские кланы. Это если совсем упрощать, но мы сейчас говорим о кино, потому не будем вдаваться в филологические подробности. Достаточно сравнения нового «Фандорина» (16+) с хитовым направлением в массовой литературе.
В отличие от предыдущих экранизаций действие сериала происходит в альтернативной вселенной, о чем нам сразу же говорят в открывающих титрах. В 1917-м большевики не пришли к власти, монархия сохранилась, и в 2023 году Российской империей управляет царь Николай III. В этом, пожалуй, таится краеугольный камень постановки Нурбека Эгена по сценарию Сергея и Никиты Поповых. Можно было оставить классическую дореволюционную Россию, но в таком случае никто не гарантировал бы успех сериала. Не исключено, что «Фандорин» стал бы всего лишь очередной экранизацией, причем довольно банальной. Однако альтернативная история с привкусом «боярки» спасла положение. Или, как минимум, вызвала интерес.
Дьявол, как известно, кроется в деталях, и именно они приковывают зрительское внимание. Роботы-городовые, планшеты и социальная сеть «Портретъ», стильная форма полиции и несуществующие питерские высотки – в такое альтернативное будущее нашей страны вполне можно поверить. И пусть дореволюционная орфография хромает неточностями, для неспециалиста они не столь очевидны. Самое главное – атмосфера, и она создателям удалась.
Сюжет, хорошо известный поклонникам Эраста Фандорина, играет совершенно иными красками, и сериал интересно смотреть даже зная, чем все закончится. И зависит это, конечно, во многом не только от деталей альтернативной России, но и от актерской игры. Игорь Черневич, Евгений Стычкин, Артем Быстров – их роли не столь значительны, во всяком случае поначалу, но образы передаются с высоким профессионализмом. Отдельно стоит отметить уроженца нашего региона – известного актера Александра Семчева, который играет опытного детектива Грушина. Однако и восходящая звезда Владислав Тирон, воплотивший обаятельного скромника Фандорина, демонстрирует неплохие навыки, в его персонажа хочется верить. Неожиданно приятно выглядит в кадре Максим Матвеев, и в его мягкотелом Николае III не сразу можно узнать центрального персонажа сериала «Триггер». А вот игру сербки Милены Радулович оценивать сложно – в «Фандорине» она говорит голосом Полины Маликовой.
И, конечно, нельзя пройти мимо культурных отсылок – известный художник-аукционист Ульянов, потомок «того самого Ленина», мавзолей в Аргентине и блестяще спародированная Быстровым сцена из советской классики «Иван Васильевич меняет профессию». Что удивительно, вышло уместно и совершенно без пошлости.
В целом у «Фандорина. Азазель» получился неплохой старт, и пусть оценками сериал пока не блещет, у него есть все шансы реабилитироваться и перерасти в популярную франшизу. Благо качественного материала для продолжения Акунин-Чхартишвили подготовил с избытком. Главное, чтобы заданная стилистика сохранилась на уровне и не превратилась в фарс, а сюжет развивался без провисаний.
Пока динамика вполне хороша, и сцена-клиффхэнгер в конце первого эпизода задала неплохую интригу. Под музыку Райана Оттера смотрится сильно. Но не будем загадывать, а дождемся следующих эпизодов.
Сергей САВИНОВ