Тверской митрополит Амвросий: платок на голове вторичен
  • В Тверской области пьяный пассажир выпал из «Опеля» и получил травму позвоночника
  • Водитель фуры устроил жуткое ДТП на трассе М-11 в Тверской области
  • В Тверской области пенсионерка в зелёном плаще ушла в лес и не вернулась
  • Ты супер: девушка из Твери выступит в эфире федерального канала
  • В Тверской области мотоциклист столкнулся с легковушкой и погиб
  • Прогноз на неделю: погода обрадует всех жителей Тверской области
  • Победители и призеры всероссийских олимпиад школьников проводят мастер-классы в Твери
  • Из-за невнимательности пенсионерка из Тверской области осталась без денег и кошелька
  • Рыцарский турнир и лагерь воинов: в Твери состоится исторический фестиваль «Княжество Тверское»
  • Ситуация с коронавирусом в Тверской области продолжает быть напряжённой

Тверской митрополит Амвросий: платок на голове вторичен

16:10

13 августа 2021

15208

Тверской митрополит Амвросий: платок на голове вторичен

Портал «ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

Сегодня мы говорим о том, зачем женщины надевают платки в храмах, а мужчины снимают головные уборы. Многим кажется, что это устаревшие правила. Так ли это? 

«Этот вопрос можно поставить даже шире, какое значение имеют все внешние традиции и образы благочестия? Простой ответ: вторичное по отношению к вере. Более сложный подразумевает, если обратиться к знаменитому афоризму канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна, что «средство коммуникации является сообщением», что за всяким знаком стоит некоторый смысл. И первоочередной задачей знака является передача этого самого смысла. И именно с этой точки зрения следует рассматривать все обычаи и традиции вторичные по отношению к вере.

Если взять, к примеру, мужские головные уборы, то в нашей культуре до сих пор, пусть и не всецело осознанно, сохраняется восприятие жеста снятия головного убора в качестве знака почтения. Входя в храм мы, безусловно, хотим делать это благоговейно, с любовью к Богу, с почтением по отношению к Нему. И этот знак вполне сохраняет свое значение, хотя, возможно, со временем его и потеряет.

Что касается женских платков, то это уже гораздо менее стабильная традиция, которая, если судить по некоторым архивным фотографиям, далеко не везде и не всегда была распространена. Но и она, при сохранении своего значения, как выражения почтения и благоговения, вполне может нести смысл.

В Греции, например, или на Кипре, православные женщины чаще всего приходят в храм специально без платка, подчёркивая тем самым своё отличие от мусульманок, которые непременно должны носить женские головные уборы. В Троице-Сергиевой лавре, я помню, участницы смешанного хора отца Матфея носили не платки, а белые береты.

Пожилые москвички и петербурженки нередко в храм приходили в шляпках. Украинская традиция, особенно в западных областях, подразумевает головной убор только для замужней женщины. А девочки и девушки молятся с непокрытой головой.

И все это имеет свою историю и свой смысл, в разных местах своя традиция. Мне лично не очень понятно, когда платком в церкви покрывают девочку-ребёнка. Мне кажется более логичной украинская традиция, ведь покров на голове считается знаком замужества. Нельзя осуждать, порицать и тем более не допускать женщину в храм, если она пришла без головного убора. Бог смотрит не на платок, а на сердце человека. И мы должны научиться видеть не второстепенные вещи, а главные».

Присылать в редакцию свои вопросы митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию можно по адресу: top@toptver.ru

+1

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: