Портал «ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Сегодня мы говорим о том, зачем женщины надевают платки в храмах, а мужчины снимают головные уборы. Многим кажется, что это устаревшие правила. Так ли это?
«Этот вопрос можно поставить даже шире, какое значение имеют все внешние традиции и образы благочестия? Простой ответ: вторичное по отношению к вере. Более сложный подразумевает, если обратиться к знаменитому афоризму канадского философа и культуролога Маршалла Маклюэна, что «средство коммуникации является сообщением», что за всяким знаком стоит некоторый смысл. И первоочередной задачей знака является передача этого самого смысла. И именно с этой точки зрения следует рассматривать все обычаи и традиции вторичные по отношению к вере.
Если взять, к примеру, мужские головные уборы, то в нашей культуре до сих пор, пусть и не всецело осознанно, сохраняется восприятие жеста снятия головного убора в качестве знака почтения. Входя в храм мы, безусловно, хотим делать это благоговейно, с любовью к Богу, с почтением по отношению к Нему. И этот знак вполне сохраняет свое значение, хотя, возможно, со временем его и потеряет.
Что касается женских платков, то это уже гораздо менее стабильная традиция, которая, если судить по некоторым архивным фотографиям, далеко не везде и не всегда была распространена. Но и она, при сохранении своего значения, как выражения почтения и благоговения, вполне может нести смысл.
В Греции, например, или на Кипре, православные женщины чаще всего приходят в храм специально без платка, подчёркивая тем самым своё отличие от мусульманок, которые непременно должны носить женские головные уборы. В Троице-Сергиевой лавре, я помню, участницы смешанного хора отца Матфея носили не платки, а белые береты.
Пожилые москвички и петербурженки нередко в храм приходили в шляпках. Украинская традиция, особенно в западных областях, подразумевает головной убор только для замужней женщины. А девочки и девушки молятся с непокрытой головой.
И все это имеет свою историю и свой смысл, в разных местах своя традиция. Мне лично не очень понятно, когда платком в церкви покрывают девочку-ребёнка. Мне кажется более логичной украинская традиция, ведь покров на голове считается знаком замужества. Нельзя осуждать, порицать и тем более не допускать женщину в храм, если она пришла без головного убора. Бог смотрит не на платок, а на сердце человека. И мы должны научиться видеть не второстепенные вещи, а главные».
Присылать в редакцию свои вопросы митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию можно по адресу: top@toptver.ru