Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников

14:50

28 декабря 2023

5987

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников

В детстве нам всем хочется верить в чудо, особенно в Новый год. Сегодня, как и много лет назад, ребятня лезет 1 января под елку в поисках подарков. Совпадет ли реальность с мечтой? Исполнится ли заветное желание? Интрига заранее нагнетается хитро перемигивающимися взрослыми, которые рассказывают о добром старом волшебнике, живущем где-то на севере. Ведь именно он весь год следит за поведением малышей и присылает подарки тем, кто слушался родителей и учителей. А зовут этого старика Дедом Морозом… Или Санта-Клаусом. Иногда – Пер-Ноэлем или Йоулупукки.

Во времена перестройки в нашу страну стали проникать западные традиции, и белобородый весельчак в красном колпаке чуть было не потеснил сурового дедушку с посохом. С тех пор прошло несколько десятилетий, и сегодня Дед Мороз с Санта-Клаусом по-прежнему соревнуются, пытаясь завладеть монополией на сердца российских детишек.

Наверняка вы заметили, что даже в новогодней отечественной рекламе используются образы обоих волшебников. Это стало настолько привычным, что уже не удивляет. Наоборот, вносит некоторую демократическую изюминку. Так сильно ли они отличаются друг от друга? Давайте выяснять.

Волшебник с Запада

Что мы знаем о Санта-Клаусе? Пожалуй, даже больше, чем о родном Дедушке Морозе. Он ходит в красном костюме с белой меховой оторочкой, у него такая же белая борода и помпон на залихватском колпаке. Живет Санта на Северном полюсе, хотя по одной из версий его резиденция находится в Лапландии. Известно, что в подчинении у западного волшебника трудятся маленькие рождественские эльфы, без которых он бы не справился с огромным потоком подарков. А передвигается Санта-Клаус на оленьей упряжке, которая может летать, отсюда и высокая скорость перемещений по миру.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Каноничный современный Санта-Клаус. Фото: Jonathan Meath

Это привычный и даже можно сказать классический образ рождественского волшебника. Именно рождественского, а не новогоднего, потому что в Америке и Европе отдается предпочтение христианскому празднику. Привычная же для нас смена календаря там на втором месте. А прообразом Санта-Клауса принято считать Николая Чудотворца, который жил во втором и третьем веках нашей эры.

Существует легенда, что некий очень бедный житель города Миры решил продать одну из трех своих дочерей в публичный дом. Вырученные деньги отец планировал потратить на свадебное приданое двум другим. Когда об этом узнал Святой Николай, бывший тогда епископом, он ночью тайно подбросил в дом горожанина кошелек с деньгами. Таким образом честь бедной девушки была спасена. Позднее эта история обросла дополнительными подробностями – якобы, деньги Николай бросил в каминную трубу, и те случайно попали в чулок, который сушился рядом с огнем. Отсюда и возникла западная традиция прятать подарки в носки.

Любопытно, что поначалу это не было рождественской традицией – в Европе детям дарили подарки 6 декабря, в день почитания Святого Николая. А на само Рождество этим занимался Младенец Иисус. С тех пор в некоторых странах, к примеру, в Нидерландах, остался двойной обычай: подарки в носках дети находят и 6 декабря, на день Святого Николая, и 25-го, в Рождество Христово. Кстати, в Америку Санта-Клаус проник именно благодаря голландским колонистам, основавшим в XVII веке Новый Амстердам – будущий город Нью-Йорк.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881)

Однако тот самый Санта, которого мы знаем сегодня, появился уже в XIX столетии. И создал его Клемент Кларк Мур – преподаватель Колумбийского университета. Он сочинил для своих детей поэму, главным героем которой стал сказочный волшебник по имени Санта-Клаус. Там впервые упоминаются и восемь оленей (девятый – Рудольф – появился позднее). А внешность рождественского старика придумал американский художник Томас Наст. Считается, что он срисовал его с себя – упитанного мужчины с широкой бородой и большими усами. Кстати, поначалу Санта-Клаус ходил в коричневом полушубке, а ярко-красной его одежда стала потом.

Теперь откроем секрет, почему современного американского волшебника иногда называют «капиталистом». Во-первых, потому что у него есть фабрика по производству игрушек – это постоянно обыгрывается в голливудском кинематографе. А во-вторых, в 1931 году Санта-Клаус стал лицом рекламной кампании «Кока-колы». Да-да, «праздник к нам приходит» еще с тех времен. Именно тогда художник Хэддон Сандблом разработал знакомый всему западному миру облик рождественского волшебника.

Порой Санта-Клауса упрекают еще и в том, что он будто бы холостяк. Мол, почему же подарки детям разносит персонаж, далекий от семьи? Но это абсолютно не справедливо – у Санта-Клауса есть супруга. Обычно ее называют просто Миссис Клаус, хотя в литературе и кинематографе можно встретить имена вроде Мэри, Анна, Сара, Гретхен, Джессика и даже Лайла. Именно она помогает мужу вести хозяйство и управлять коллективом эльфов. Ходят слухи, что у супругов Клаус есть дочь по имени Китти, но она избегает публичности.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Санта-Клаус и Миссис Клаус. Открытка 1919 года

А еще у американского Санты нашелся двоюродный брат, и зовут его Панчо Клаус. Он проживает на Южном полюсе и перемещается на тележке, запряженной ослами. Этот образ возник в семидесятых годах в Мексике и с тех пор очень популярен в Латинской Америке, а также в Техасе. Выглядит он соответственно – с черными щегольскими усами и бородой, носит сомбреро и пончо. Это именно родственник Санта-Клауса, хотя порой Панчо называют «текс-мекс-версией» классического волшебника.

И если уж мы заговорили о вариациях, то назовем еще парочку довольно известных. Прежде всего это, конечно же, Пер-Ноэль – рождественский персонаж, популярный во Франции и канадском Квебеке. По сути, это и есть Санта-Клаус, он даже одевается так же, и у него есть супруга Мер Ноэль. В Финляндии детей с Рождеством поздравляет Йоулупукки, который женат на Муори. Фактически это все те же супруги Клаус, помогают которым, правда, не эльфы, а гномы.

А вот у басков, проживающих в Испании и Франции, свой аутентичный праздничный персонаж – угольщик Оленцеро в черном берете, женатый на Мари Доминги. Тоже, как видим, примерный семьянин. Но популярен он только у себя дома, и еще его порой критикуют за политизированность. Даже такое бывает в сказочном мире.

Суровый, добрый, наш

У российского праздничного волшебника довольно интересная судьба – хотя бы потому, что у исследователей нет единого мнения о его происхождении. Рассказывают, что это будто бы трансформация фольклорного персонажа по имени Мороз, однако достоверных сведений об этом нет. Зато есть Морозко из русской сказки, которую экранизировали советские режиссеры Юрий Желябужский (в 1924 году) и Александр Роу (в 1964-м). И есть, к примеру, Мороз Красный Нос из поэмы Николая Некрасова, а еще Мороз Иванович из сборника Владимира Одоевского. Однако ничего рождественского и новогоднего ни в народном творчестве, ни в художественной литературе нет. Фактически тот образ Деда Мороза, который мы хорошо знаем, появился лишь в Советском Союзе.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Но неужели в России и вправду не было своего персонажа, раздающего подарки детям? До второй половины XIX века точно нет. Потом уже начались попытки создать свой аналог Санта-Клауса, европейского рождественского деда. Напомним, до революции главным зимним праздником в России было именно Рождество Христово, а не Новый год. Но образ праздничного дарителя сформировался не сразу. Возможно, как раз-таки из-за желания противопоставить его европейскому персонажу. Появились и практически тут же исчезли старый Рупрехт и дедушка Николай, а вот Дед Мороз, судя по всему, пришелся всем по душе.

Во всяком случае к концу XIX столетия этот образ становится популярным и уже прочно ассоциируется с праздничной елкой. Что интересно, дореволюционный Дед Мороз больше похож на Санта-Клауса, чем на привычного нам новогоднего персонажа. На старых открытках рождественский волшебник зачастую изображен в красном полушубке, начищенных до блеска черных сапогах, а иногда и вовсе в модных штанах и ботинках. Но все-таки это именно Дед Мороз, а не Санта-Клаус.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Российская рождественская открытка

Незадолго до революции рождественский дед стал постоянным гостем праздничных елок. А потом его принялись травить. Двадцатые годы прошлого века в целом отличались либерализмом, и даже в ранних советских календарях Рождество было отмечено как нерабочий день. Но при этом государство твердо позиционировало себя как светское и даже атеистическое, из-за чего религию настойчиво убирали из жизни граждан Советской России и СССР.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Российская рождественская открытка

В лучших традициях воинственной пропаганды старые – «царские» – традиции высмеивались и разоблачались. Добряк Дед Мороз неожиданно стал «злым языческим божеством», «духом елки». И будто бы традиция украшений в виде праздничного волшебника берет свое начало из тех самых темных времен, когда древние славяне приносили жертвы и развешивали их на ветвях деревьев… Образ Деда Мороза подвергся жестокой деконструкции, его фактически расчеловечили. А в 1929 году запретили праздновать Рождество – как «поповский обычай».

Елка и Дед Мороз вернулись в середине тридцатых, но уже как новогодние атрибуты. Старые рождественские традиции были переосмыслены, и тогда же появилась Снегурочка. Она тоже берет свои корни в русских традициях – фольклорной и литературной. В народных сказках существует сюжет о бездетных стариках, которые вылепили себе дочку из снега и льда. Назвали ее Снегурочкой (иногда встречаются варианты Снегурушка и Снежевиночка). Судьба ее, к сожалению, оказалась трагической – с наступлением весны девушка растаяла. Но в советской новогодней традиции Снегурочка обрела новую жизнь и стала внучкой Деда Мороза. Почему не дочкой?

В интернете можно найти легенду: якобы Сталин лишил Снегурочку мамы и папы, оставив на попечении дедушки. Эдакий намек на врагов народа. Однако на самом деле руководитель советского государства вряд ли занимался подобной ерундой, так что оставим эту версию конспирологам. Как бы там ни было, с 1930-х Снегурочка неизменно появляется на праздничных елках и детских новогодних утренниках как внучка и помощница Деда Мороза. Причем именно тогда появляется и каноничный образ советского, а затем и российского волшебника. Это длинная красная шуба до пят, валенки, рукавицы, мешок с подарками и посох. И, конечно же, густая белая борода. Передвигается Дед Мороз не на оленях, как Санта, а на тройке лошадей. Снегурочка в отличие от дедушки всегда одета в синий (или голубой) полушубок, на голове у нее меховая шапочка или кокошник.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

А теперь внимание! Все помнят, что у Деда Мороза есть еще внук? В советской праздничной традиции использовался еще один образ – Мальчик Новый Год. Он был символом смены даты в календаре и появлялся не только на мероприятиях, но и на поздравительных открытках. Вы наверняка замечали румяного парнишку, который носил шапку-ушанку с номером наступающего года. Теперь вы знаете, кто это. Сегодня он растерял былую популярность и на празднике его почти не бывает.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Советская новогодняя открытка с Мальчиком Новым годом (1957)

Если говорить о семье Деда Мороза в целом, то гипотез о ней – масса. Отсутствие твердого канона стало плодородной почвой для разного рода фантазий, и русскому волшебнику иногда приписывают брак с Зимой, а Снегурочке – тетушек. Одна из версий и вовсе гласит, будто Мороз Иванович вовсе и не дед, а папа, и жену его зовут Весна-Красна. С ней они воспитывают дочь Снегурочку вместе с сестрами. Но, как писали братья Стругацкие, мало ли что болтают про страну варваров.

Живет наш добрый старик в российской части Лапландии, на Кольском полуострове, но также резиденцией Деда Мороза считается город Великий Устюг в Вологодской области. Чтобы не путать детей и не создавать сказочную конкуренцию, было решено оставить оба варианта – в конце концов, почему бы волшебнику не жить сразу в двух местах? И если на конверте не указан Лапландский заповедник, детские письма Почтой Деда Мороза по умолчанию доставляются в Великий Устюг. Там же он, кстати, отмечает свой день рождения – 18 ноября.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Подарки детям российский Дед Мороз предпочитает отдавать лично в руки, доставая из огромного мешка. Но чаще он все-таки оставляет их в новогоднюю ночь под елкой, и тогда малышня встает спозаранку, чтобы проверить наличие красивых коробок под разлапистой зеленой красавицей. А в некоторых семьях волшебника приглашают дважды – второй раз на православное Рождество, 7 января.

Дед Мороз против Санта-Клауса: битва волшебников
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Как именно праздновать и кого выбирать в качестве предпочтительного персонажа – свободный выбор каждого. Но главными волшебниками для детей остаются не Дед Мороз и не Санта-Клаус.

Ими должны быть родители.

Сергей САВИНОВ

+2

Из этой же рубрики