Пока космические корабли бороздят просторы вселенной, а Илон Маск предрекает войны искусственного интеллекта, человечество скучает по чертовщине. И если кто думает, что времена сериалов X-Files, «Баффи» и «Сверхъестественное» давно прошли, то он крепко ошибается.
Особняком в массовой культуре стоят отечественные проекты в жанре городского фэнтези – долгое время чего-то действительно адекватного у нас не снимали, так что тема пока не очень избитая. И даже если кто-то вдруг повторит существующую идею – неважно, случайно или намеренно – зрители все равно найдутся. Слишком долго в нашей стране искусственно сдерживался подобный интерес, и упыри, рассекающие современный Смоленск, не на пустом месте обрели популярность.
Собственно, изначально мной планировался обзор именно заключительного сезона «Вампиров средней полосы», но тут стартовало продолжение «Волшебного участка», а заодно подъехала премьера «Химкинских ведьм», так что в итоге вышел тройной версус. А общий знаменатель в нем, как нетрудно догадаться, отечественное городское фэнтези.
На что не жалко потратить вечер, а что лучше даже не начинать смотреть? Сейчас расскажу.
«Химкинские ведьмы» (16+)
Премьеру этого сериала я решил посмотреть «по олдскулу»: прямо в телевизионном эфире, с рекламными паузами. Чтобы, так сказать, проникнуться атмосферой – уже на первых же кадрах трейлера мне вспомнилось ТВ начала 2000-х. И не просто так.
Помните старый американский сериал «Зачарованные» про трех сестер, нашедших «Книгу Таинств» и пробудивших в себе магию? Проект потом пересняли в 2018-м, и получилось, мягко говоря, так себе. Новое поколение он не заинтересовал, а тех, кто вырос на «классике», попросту разозлил. «Химкинских ведьм» отчасти можно считать адаптацией старого сериала, и пусть вместо сестер подруги – не это важно. Упор был на идею, а рецепт казался простым: три девушки, магия, обаятельный главный злодей – смешать, но не взбалтывать, и добавить отечественной перчинки.
Получился странный коктейль из типичного городского фэнтези и любого российского проекта начала 2000-х. С одной стороны, магия в повседневности по-прежнему работает как яркий сюжетообразующий прием, а с другой – подача времен «Не родись красивой» и раннего «Универа» вызывает недоумение. Того и гляди, из колонок повалит закадровый смех, но, к счастью, без этого пережитка все-таки обошлось.

Пусть «Ведьмы» заявлены как комедия, это вовсе не повод рисовать картонных персонажей и сталкивать их в простеньких конфликтах. Кривляния Валерии Астаповой, известной по роли Синицкой в проекте «Девушки с Макаровым», конечно, умильные, но на них сериал не вывезти. Злодей, которого играет Марк Богатырев, смотрится и вовсе карикатурно, особенно в окружении двух верных красоток-телохранительниц, готовых броситься по его первому зову в огонь, воду и на острые скалы.
Разумеется, тут первую скрипку играет аудитория, на которую рассчитаны «Ведьмы» – это любители вечернего «мыла» на известном телеканале. И хоть сериал практически сразу же появился на стримингах, он из той оперы, что можно поставить на фоне уборки или приготовления пищи, не особо вдаваясь в сюжет. А если все же вдаваться, то на свой страх и риск. Скажу прямо: если вам нравится американское «Сверхъестественное» или отечественные «Вампиры средней полосы», тратить время на «Химкинских ведьм» не стоит.
Никакого второго дна, никакой искрометной игры и никаких действительно удачных ходов. Штамп на штампе штампом погоняет. Что интересно, оценки проекта держатся на высокой планке – 8 из 10 по версии «КиноПоиска». На мой взгляд, исключительно из-за легкости и в какой-то степени из-за Астаповой.
Но гамбургер – это не бефстроганов, что ни говори. Вот и «Ведьмы» скорее сериальный фастфуд.
«Волшебный участок», 2 сезон (18+)
Признаться, у меня были сомнения в том, что это проект решатся продолжить. Отзывы он получил смешанные, и хоть идея скрестить полицейский процедурал с фольклором была изначально неплохой, как всегда – подкачала реализация.

Николай Наумов, старательно пытающийся избавиться от амплуа Коляна из «Реальных пацанов», даже в городском фэнтези умудрился сыграть его же. Разве что имя у него тут другое – Лёха, а в целом это все тот же обаятельный гопник. Но вопросы возникают не только к нему: остальные актеры играют своих персонажей так, будто у них случился затык на сказочности, и они никак не могут вернуться к серьезной работе. Это как в свое время писали о группе «Король и Шут»: мол, сказочный панк отдает чем-то инфантильным, а вот фэнтези – совсем другое дело. Быть может, и касту «Волшебного участка» стоило обозначить иной жанр?

Понятно, что все идет от шоураннеров и их ценных указаний. По всей видимости, на выходе ждали черненькую комедию с постиронией, но где-то не докрутили. В итоге Отдел по борьбе со сказочными преступлениями, место работы главного героя, напоминает сборище фриков и моментально сбивает реалистичный настрой – это персонажи детского утренника, только в формате 18+. Плоские шутки, наигранные взаимоотношения и утрированные характеры вроде как должны работать на юмор, но на самом деле вызывают вопрос: для кого это снято? Для детей? Страшненько. Для взрослых любителей фэнтези? Глупенько.
А ведь есть в «Волшебном участке» интересные ходы вроде киберпанковских элементов или длинного стола, как сами-знаете-у-кого. Но фразочки вроде «пакта Пушкина-Андерсена» или предсказуемые гэги, которые считываются моментально еще до того, как персонаж пошутил, вызывают если не зевоту, то недоумение. Как и непонятная отсылка к известному шок-контенту в названии первого эпизода – «Расчленинград». Зачем это нужно было? Показать, что создатели «умеют в мемы»? Или потому что гладиолус?

Еще одна общая беда отечественных киноделов, от которой страдают многие, и лишь единицы ее избегают – любовь к тоннам «графония» на экране, когда качество компьютерных эффектов такое, что лучше бы вовсе не делали. Всего два примера: вызывающий искривление восприятия пролет нарисованного ворона, который наверняка задумывался как роскошный и динамичный, и прыжок главного героя с моста на фоне городского таймлапса. Причем такого, как будто его снимали в кинотеатре на фоне экрана.

Увы, если примитивизм «Химкинских ведьм» хотя бы оправдан расчетом на определенную аудиторию, то в случае с «Волшебным участком» эта самая аудитория неясна. Она максимально размыта, что равнозначно пустоте. Порадовал разве что Виктор Бычков в роли циничного Мерлина, а вот живой чайный гриб, выкрикивающий грозные банальности компьютерным голосом, явно должен был и напугать, и насмешить одновременно, но вызвал лишь свербящее чувство испанского стыда.
«Вампиры средней полосы», 3 сезон, финал (18+)
Премьера этого необычного фэнтези в 2021 году произвела, без преувеличения, настоящий фурор. Во-первых, к этому времени всех достала Москва как непременное место действия, и выбор Смоленска оказался весьма удачным. А во-вторых, упор делался не на пресловутые спецэффекты и дешевые штампы вроде вампирских воротников, вызывающих в наше время разве что снисходительный смех – нет, создатели пошли по другому пути. Они тщательно продумали персонажей, конфликты и взаимосвязь, выстроив все так, что интерес вызывали даже простые бытовые ситуации. Но главное – это шедевральные фразочки деда Славы и игра исполнителя этой роли, Юрия Стоянова.

Продолжение вышло спустя почти два года, в конце 2022-го, и пусть не без нареканий, но все-таки удержало внимание зрителей. Немного подпортила впечатление замена актрисы Екатерины Кузнецовой, сыгравшей Аннушку в первом сезоне, на Анастасию Стежко, но постепенно пришло зрительское принятие, и к выходу финала многие уже умудрились забыть оригинальную исполнительницу. Другой вопрос, что и в этот раз не обошлось без замены – на сей раз проект покинул актер Глеб Калюжный, и простодушного вампирчика Женька сыграл уже Тимофей Кочнев. Казус вполне успешно обыграли в сюжете, и сам новый исполнитель внезапно не подкачал, во всяком случае отторжения он не вызвал.

Однако в целом большой перерыв – еще целых два года между сезонами – опять не пошел на пользу. Пришлось пересматривать финал предыдущего, чтобы вспомнить диспозицию сторон и не потеряться. А тут еще открывающий эпизод начинается не со знакомой вампирской «семьи», а с предыстории Влада, одного из уральских кровососов. Весьма напряженно, кроваво и немного затянуто. Зато потом начинаются те самые «Вампиры средней полосы» с долгожданными шуточками деда Славы, адреналиновыми выкидонами новообращенного Сереги, а также бешеной «химией» между Жаном и Ольгой Анваровной.
Но самое главное – создатели продолжили делать ставку на проработанный сюжет и отточенные характеры персонажей. Зубодробительной графики в сериале по-прежнему нет, из-за чего он смотрится все так же реалистично. Как я уже говорил в начале, в главке о «Химкинских ведьмах», необычное в окружении повседневности работает безотказно, вопрос лишь в подаче.
Впрочем, и без недочетов не обошлось – к примеру, сцена с мясорубкой смотрится довольно мерзко. Но она, если говорить откровенно, хотя бы сюжетно оправдана, а вот эпизод со слепым мальчиком, который, прозрев, вдруг стал правильно понимать цвета – это прям грубый пробел. Как незрячему растолковать, что такое «оранжевый»? А тут и объяснять не пришлось – парнишка сам все прекрасно понял. Как? А вот так – потому что-марамучто и по сюжету необходимо. И самое забавное то, что в сцене присутствовал Жан, между прочим, талантливый врач с большим опытом, который бы точно обратил на это внимание.

Однако даже такая недоработка не слишком-то портит «Вампиров». В них есть ошибки, порой серьезные, но они девальвируются на фоне крепкой истории. Лично я уверен, что этот сериал будут пересматривать, как пересматривают, скажем, «Друзей» и «Игру престолов», а из наших – тех же «Интернов», которые тоже не без греха, но действительно знаковые.
Победа в сегодняшнем версусе однозначно достается «Вампирам». Другие два сериала – на ваше усмотрение. И я, если что, вас предупредил.
Сергей САВИНОВ
