Человек – удивительное существо. Мы запускаем космические корабли, поднимаемся на многокилометровые вершины и, наоборот, спускаемся на дно океанских впадин. Однако при этом нам упорно хочется верить в теории заговора, сверхъестественные способности и тайные общества рядом с нами. Неудивительно, что одним из наиболее популярных жанров в кино и литературе считается городское фэнтези. В эпоху компьютеров и нейросетей нам словно бы не хватает магов, домовых, оборотней и вампиров. Сначала нас активно снабжал всем этим Голливуд, затем западные же стриминговые сервисы, а сегодня отечественные студии вполне способны побороться с зарубежными коллегами за внимание зрителей.
Минули те времена, когда лучшим образчиком российского городского фэнтези считались «Дозоры» Тимура Бекмамбетова по книгам Сергея Лукьяненко. Оба фильма уже можно считать классикой, а их место по достоинству заняли «Вампиры средней полосы». И вполне вероятно, что скоро к ним присоединится «Библиотекарь» (18+). Это абсолютно новый отечественный сериал, стартовый эпизод которого вышел в конце июня и сразу же привлек внимание зрителей необычным сеттингом. А еще – кажущимся поначалу абсурдистским сюжетом.
Кровь и грязь нам бросают в лицо в первые же минуты. На дворе 1989 год, и друг против друга сходятся странные люди с кустарным оружием, один из которых читает вслух книгу. Поначалу на ум приходит постапокалипсис – настолько странно и дико выглядят сражающиеся. Словно вырожденцы на руинах цивилизации бьются за остатки жизненного пространства. Быть может, это параллельная реальность, в которой случилась ядерная война между СССР и Америкой? Но нет, после кровавой жатвы в местечке под названием Широнино нас переносят в Москву образца 1999 года.
Главный герой Алексей Вязинцев пытается получить визу в США, чтобы покорить Голливуд. Он – актер, но увы, к сожалению, невостребованный. Для штурма американской фабрики грез ему нужен депозит от четырех тысяч долларов, а денег ему с трудом хватает на то, чтобы выживать с матерью в убогой квартире. Вязинцев даже вынужден подрабатывать аниматором на детских праздниках, но его ужимки не впечатляют малышей, которым подавай суперменов с бэтменами. И тут на сцене внезапно появляется отец Алексея – Максим Вязинцев. Он раскаивается, просит прощения у семьи и хочет помочь. Но обозленный парень, видевший родителя изредка, да и то в состоянии запоя, выставляет того вон. А вскоре приходит известие о загадочной смерти старшего Вязинцева. И Алексей едет в маленький городок Широнино, чтобы наследовать отцовскую квартиру. Он хочет ее продать и, как говорится, получить «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Но маховик событий закручивается, и в тот же день младший Вязинцев словно бы попадает в смесь кошмарного сна и сумасшедшего дома.
Сначала загадочные покупатели квартиры почему-то предлагают огромные деньги за старую книжку забытого советского автора. Потом Алексей становится свидетелем кровавых разборок со сжиганием автомобиля. А дальше некие странные люди, называющие себя Библиотекой и друзьями его отца, рассказывают и вовсе несусветную дичь. Оказывается, никому не нужные книги в жанре производственного романа обладают магическими силами, и тайные читатели готовы убить конкурентов за обладание скромными советскими томиками. Вязинцеву кажется, что его втягивают в секту, он убегает вместе с книгой и… сам совершает несколько зверских убийств. Что теперь делать? Как быть? Похоже, придется просить помощи у загадочной Библиотеки.
Поначалу сюжет может показаться горячечным бредом, однако он удивительным образом затягивает, заставляя досмотреть до последней минуты и с нетерпением ждать следующего эпизода. А погружение в Россию образца поздних девяностых добавляет происходящему на экране эдакого декадентского «чернушного» шарма. Облезлые дома, убитые квартиры с обстановкой конца восьмидесятых, портрет Ельцина в тогда еще милицейском, а не полицейском участке – та самая русская хтонь, жестокая и беспощадная. Но такая, тем не менее, притягательная в отличие от опостылевшей до отвращения глянцевой Москве, в одиночестве наслаждающейся собственным мнимым превосходством.
Никита Ефремов, отлично показавший себя в «Оффлайне» и «Нулевом пациенте», здесь тоже отыгрывает на приличном уровне. На своих местах и другие актеры – Андрей Мерзликин в роли Вязинцева-старшего, Евгения Дмитриева, удачно вписавшаяся в образ суровой Маргариты Тихоновны, Марина Ворожищева, она же Таня, загадочная девушка со шпагой. Не обошлось и без популярного великана российского кино – двухметрового Алексея Дмитриева. Отдельным приятным сюрпризом стало появление в сериале тверского актера Тараса Кузьмина, изобразившего трусоватого покупателя квартиры. На мой взгляд, его персонаж вышел слишком уж театральным для стримингового сериала, тем не менее, в общую канву он вписался. В какой-то мере даже разбавил серьезность других отрицательных персонажей.
В целом «Библиотекарь» вряд ли останется проходным проектом – здесь и отличный сценарий, в основе которого лежит одноименная книга Михаила Елизарова, и грамотно подобранный актерский ансамбль, и вполне себе крепкая постановка. Правда, излишняя кровавость может оттолкнуть некоторых зрителей, но если принять это как данность, эдакую часть хтонической атмосферы русской провинции, то необычная история перевешивает.
По крайней мере, ничего похожего в отечественном городском фэнтези пока еще не было. В один ряд с «Библиотекарем», как я уже говорил, можно поставить разве что «Вампиров средней полосы», да и то общее между ними – лишь подчеркнутая провинциальность. Со знаком плюс.
Главное, чтобы все эпизоды держались на уровне заданной стартовой планки.
Сергей САВИНОВ