«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение

10:00

12 апреля 2023

3771

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Постер сериала. Источник: kinopoisk.ru

На протяжении долгих десятилетий отношение обывателей к творческим профессиям практически не меняется. Основные стереотипы – беззаботная жизнь, огромные и при этом легкие деньги, а еще принадлежность к некоему закрытому кругу. Так думают об известных актерах, музыкантах, писателях, блогерах и журналистах. Разумеется, список можно дополнить.

Однако любая профессия – это прежде всего труд, порой довольно-таки изнурительный. Журналисты задерживаются допоздна на эфирах, редакторы сдают газеты с перерывами максимум на туалет, а съемочный день киноартиста может начаться в шесть утра и закончиться через сутки. Но самое сложное – это испытание медными трубами, как иносказательно принято называть славу.

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

Кого-то начинает откровенно заносить, и он напрочь теряет связь с реальностью, а кто-то не выдерживает даже кратковременного застоя, впадая в жесточайшую депрессию. И то, что при поверхностном взгляде кажется беззаботным существованием, на самом деле всего лишь красивая витрина. А за ней – пот, кровь и слезы.

Об этом написано множество книг и снято огромное количество фильмов. А потому «Актрисы» (18+) Федора Бондарчука не являются чем-то из ряда вон выходящим, хотя в аннотации довольно смело говорится о «разрушении зрительских представлений». Посыл понятен, как и желание показать всю подноготную театральной сцены и киносъемочной площадки. Вот только конечный продукт вызывает вопросы.

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

Начнем с того, что выбор названия для сериала кажется странным, потому что весь стартовый эпизод держится на актере по имени Гера, которого блестяще сыграл Алексей Макаров. Его герой – сценический артист, которому в театре не дают новых ролей, а в большое кино не берут из-за шлейфа попсовых сериалов. Он медленно разводится с женой, путаясь в веренице любовниц, в родительском доме – иконостас его фотографий и газетных вырезок. Все это невыносимо давит на Геру, который понял, что потерялся в жизни, и не находит ничего лучше, чем просто уйти. Физически.

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

И только после этого мы понимаем, что Гера – всего лишь история для разогрева второстепенных героев, которые внезапно оказываются главными. Но персонаж Макарова настолько яркий, что полностью задвигает всех остальных, о которых, как выясняется, и снят сериал. Имена этих невыразительных героев и героинь вы запомните в лучшем случае во втором эпизоде, и то не факт. И словно бы в насмешку над названием «Актрисы» зрительское внимание начинает перетягивать персонаж Павла Попова – молодой, но очень амбициозный актер Коля, благодаря своей наглости и нахрапистости занявший место погибшего Геры. Что-то еще, конечно, пытается изобразить Светлана Ходченкова, но линия ее героини больше похожа на фоновую. Так и подмывает спросить: быть может, сериал следовало назвать «Актеры»?

Трудно сказать, в чем основная проблема – в сценарии Паулины Андреевой или подборе исполнителей. Сюжет вроде бы следует основной задумке, заявленной в аннотации, однако те, на ком сделан основной акцент, выглядят жалко на фоне харизматичной «старой гвардии» вроде Макарова, Гуськова и той же Лолиты Милявской. Причем для последней, к слову, работа в кино не является основной, но одно только ее появление на пару минут в кадре затмевает потуги большинства молодых актеров. И чью в итоге историю нам пытаются показать?

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

Фактически проект Бондарчука перекликается с недавней работой Надежды Михалковой – сериалом «Номинация». Там тоже рассказывается о подноготной съемочного процесса с интригами и подковерной борьбой. Однако в «Номинации» нас с самого начала знакомят с главной героиней, чьими глазами мы потом и следим за перипетиями сюжета. И пусть к игре той же младшей Михалковой возникают вопросы, сама история вышла действительно интересной и злободневной. Шутка ли – представительница киношной династии обнажила типичные язвы семейственности, поразившие российскую индустрию. И пусть это неслучайно, пусть это не смелый поступок, а изначально сыгранная ставка, результат получился вполне достойный. Чего, увы, не скажешь об «Актрисах».

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

Возможно, отчасти проблема кроется в завышенных ожиданиях: когда на постере стоят фамилии Бондарчука и Тодоровского, выступившего одним из продюсеров, отношение к проекту подспудно становится субъективным. Ты ждешь откровений, но тебе в ответ с пафосом преподносят прописные истины, в которых нет абсолютно ничего нового. Более того, стандартный набор клише сдабривают по-настоящему крутыми закрывающими сценами, которые настолько резко контрастируют с серостью и унылостью основного сюжета, что вызывают недоумение. Впрочем, как и мат ради мата в версии без цензуры.

«Актрисы»: унылая серость с претензией на новаторское откровение
Кадр из сериала

В итоге на выходе получился сырой непропеченный материал с невнятными главными персонажами, за которыми попросту неинтересно следить. А действительно яркие линии либо заканчиваются в стартовом эпизоде, либо пытаются уместиться в прокрустово ложе ничтожного экранного времени. В остальном – это пошлая банальность в красивой обертке, заявленная как претензия на откровение.

Впрочем, нашлось там место и для весьма показательного диалога.

– Знаешь, мама, сейчас не советское время.

– Ну, это как посмотреть!

Сергей САВИНОВ

+4

Из этой же рубрики