Тверской митрополит Амвросий: почему купания потеряли связь с праздником Крещения

Как купание в холодной воде помогает человеку спасти душу?

21:35

18 января 2022

5958

Тверской митрополит Амвросий: почему купания потеряли связь с праздником Крещения

Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий продолжает отвечать на вопросы портала ТОП Тверь в рубрике «Добро пожаловать в Церковь». В Святочные дни очень много вопросов, связанных с праздником Крещения Господня, его атрибутами и традициями.

Мы попробовали концептуально соединить все «крещенские» вопросы в один и получился такой:

Как купание в холодной воде помогает душе?

На этот вопрос есть простой и очень короткий ответ: никак. Однако, коль скоро такой вопрос возникает, значит такой ответ не может быть вполне удовлетворительным, а потому, вероятно, следует прояснить, каким образом церковное сознание приходит к такому ответу. 

Прежде всего, конечно, надо сказать, что вопрошающий вероятно имеет в виду крещенские купания, а не просто абстрактные водные процедуры в холодной воде, которые распространены среди северных народов, ведь иначе этот вопрос звучал бы иначе и скорее был бы адресован врачам. 

Всякий церковный праздник образует вокруг себя несколько сфер смысла. Первая – это собственно содержание самого праздника, историческое событие, к которому он относится. К этой же сфере можно отнести и богословское осмысление этого события, изложенное в богослужебных текстах и проповедях, посвященных празднику. Вторая сфера – это ряд околобогослужебных форм, в которых может выражаться празднование, будет ли это освящение верб на праздник Входа Господня в Иерусалим, или же освящение первых плодов урожая на Преображение, или как в данном случае – великое освящение воды на праздник Богоявления. 

И вот, как правило, вокруг этой второй сферы складывается третья сфера, границы которой сложно установить, но ее можно назвать сферой околоцерковной. Которая в основе своей чаще всего имеет некоторую добрую идею — привлечь внимание людей не так уж часто бывающих в храме и, возможно, таким образом вовлечь их в Церковь, явить им Христа через предметы и явления мира сего. Однако, увы, порой изначально церковные идеи обретают свою жизнь и становятся чем-то отдельным, не связанным с изначальным посылом. Так происходит с крещенскими купаниями. Они распространены не только у нас, но и в греческом мире, однако там им не придаётся такого сакрального значения, возможно, потому что в этом мире не произошло трагических событий XX века, практически полностью расцерковивших население России. 

Но мы сейчас говорим не об этом. Крещенские купания были как раз такой попыткой вовлечь значительные массы людей в нечто связанное с Церковью, однако, по разным причинам, они превратились из средства в цель, стали вещью в себе, практически никак не связанной с изначальными торжествами по случаю праздника Богоявления, а потому не приводящей к воцерковлению участвующих в них людей. Празднуя Богоявление, мы действительно вспоминаем призыв святого Иоанна Крестителя к покаянию, однако это призыв прежде всего – к перемене себя, к трансформации своей жизни, ее преображению в нечто новое, это призыв прийти к Богу. 

И такое покаяние невозможно без активного участия воли человека, его активных действий в отношении своего внутреннего устроения. И никакие внешние знаки не могут заменить это познание и перестройки себя. Именно поэтому церковное сознание не может прийти к иной мысли, рассуждая о крещенских купаниях, ведь оно ориентируется прежде всего на эту внутреннюю работу, для которой внешний действия являются лишь выражением, не имеющим своего собственного содержания. Именно поэтому церковное сознание, хотя и не возражает против этих действий как таковых, протестует против придания им сакрального значения, против замены ими жизни во Христе, подлинного покаяния, устремлённого к богообщению.

+4

Материалы по теме

Из этой же рубрики