Мы давно уже свыклись с пробками на тверских улицах, для нас это будничное явление. Порой смотришь на старые фотографии и диву даешься, что по нынешним оживленным проспектам свободно перемещаются пешеходы. А машин – раз, два и обчелся. То же самое с водным транспортом. Реки в Твери как-то незаметно обзавелись собственным трафиком, и теперь та же Волга порой не уступает Советской в час пик.
Катера, большие и малые, гидроциклы, яхты, круизные лайнеры – на воде своя жизнь и свой мир. А еще там свои правила, нарушив которые можно серьезно пострадать. Вода редко прощает ошибки. Об этом, к сожалению, помнят не все, а потому спасателям из ВОСВОДа всегда хватает работы. Особенно в праздники вроде Дня города.
Узнав, что мой знакомый экипаж вновь заступает на дежурство, я по журналистской привычке напросился за компанию – был уверен, что скучать не придется. Так и получилось.
Весомый аргумент
Наше дежурство начинается в 11:00, однако собираемся на час раньше. Нужно подготовить катер, взять с собой самое необходимое и вовремя прибыть на свой пост. Сегодня нас трое, а значит, имеется нюанс.
– Развесовка в лодке очень важна, – говорит Антон, наш судоводитель. – Поэтому сиди посередине, чтобы не перевешивать.
Напоминать об этом лишний раз не нужно – катер заметно накреняется, стоит разместиться левее или правее. Заканчиваем с оргмоментами, теперь можно стартовать. Идем от Восточного моста к Новому, по пути наблюдаем за берегами. С воды видно больше: рыбаки, многие из них разбили палатки, купальщики, любители позагорать. Кто-то устроил заплыв для собак, у других на берегу целый стол. Проносимся мимо, картинки меняются. Мотор у нас 90-сильный, катер идет резво, и очень скоро мы оказываемся на месте.
Народу пока не очень много, все обычно подтягиваются после обеда и ближе к вечеру. И все равно на улицах гораздо оживленнее, чем в будни. А еще сразу видно, что в городе праздник: на набережной у Дома ворошиловских стрелков милицейский кордон с металлоискателем. Прогулочные катера, «Лиза Чайкина» и «Владимир Ершов», едва успевают сменять друг друга – экскурсии по Волге сегодня пользуются особенным спросом.
На 12 часов запланированы гонки лодок-драконов, ждем. Мимо проплывают организаторы, улыбающийся мужчина почему-то называет нас «дорогими осташами». Так же с улыбкой отвечаем, что мы местные. Отмечаемся у сотрудников ГИМС, которые тоже на дежурстве. Они просят второй экипаж, чтобы максимально закрыть акваторию между мостами. Вызваниваем подмогу, а пока перешучиваемся со спортсменами и парнями из ГИМС.
Вдруг выясняется, что у нас не работает громкоговоритель с сиреной. Пытаемся разобраться своими силами, но аппаратура, как назло, именно в этот день приказывает долго жить. Нас выручают организаторы соревнований, выделив один из своих громкоговорителей. Отходим к Новому мосту, второй экипаж контролирует Старый. Небо хмурится, помним, что на сегодня синоптики обещали дождь. С собой у нас дождевики, но Антон говорит, что они не понадобятся – встанем под мост. Плюс на катере установлен тент.
– А почему жилеты не надеваем? – уточняю я, помня, что в прошлый раз было по-другому.
– Потому что у нас закрытый катер, – объясняет Антон. – Здесь другие требования. Спасжилет в случае попадания в воду из-за аварии вытягивает тебя наверх. А тент или крыша не дает выбраться, так что жилет тут даже, наоборот, опасен.
Начинаются соревнования, заодно, словно по расписанию, дождь. К счастью, слабый. Наша задача – просить судоводителей идти вдоль левого берега на самом малом ходу. На горизонте как раз показывается первый «клиент».
Левый берег, малый ход
Останавливаем катер. На борту – куча детей.
– Соревнования? – с пониманием уточняет судоводитель и спокойно разворачивается.
Вообще, люди реагируют по-разному, это выяснилось еще в наше первое совместное дежурство. Антон и его напарник Денис вновь подтверждают, что бывает всякое. Больше всего проблем, как правило, с гидроциклистами, многие из которых водят откровенно опасно. А гости из столицы порой могут быть весьма беспардонными в своем желании «пофоткать поближе».
Задерживаем еще одного судоводителя, который мчит на большой скорости, еще и по судовому ходу – там, где по правилам организовано движение больших кораблей. Молодой парень с дредами катает девчонок. Ведет себя вежливо, не спорит, поэтому и мы быстро объясняем, где он не прав, и отпускаем. Тем временем к пирсу речного вокзала подходит большой лайнер «Великая Русь».
– Кто там плюется? – возмущается Денис в мегафон.
Вспоминаем прошлое дежурство – парни как раз говорили о том, что люди на берегу порой ведут себя странно. Вот и сейчас на мосту стоит парочка, которая решила, будто попасть слюной в катер спасателей – это весело. Но у нас более важное дело: замечаем несущееся от Восточного моста судно, снимаемся с якоря, идем наперерез. Следом еще один катер, третий несется вниз по течению к Старому мосту. Второй экипаж тоже срывается с места. Судоводители видят нас, по очереди сбрасывают скорость. Еще один!
– То пусто, то густо, – подмечает Денис.
Что характерно, пока никаких конфликтов. Катер замедляется, объясняем судоводителю про левый берег и малый ход. Тот понимает, что сегодня проще кататься в другой акватории, разворачивается и уходит вниз по течению.
Как назло, нарушитель появляется, когда на винт намотало трос от нашего якоря. Разматываем, но теряем драгоценное время – катер так и мчит дальше, не сбросив скорость.
Усиливается дождь.
У богатых свои причуды
На воде хорошо видна граница дождя, мы стоим под мостом, капли на нас не попадают. Удивительно, но именно после ухудшения погоды появляется большое количество катеров.
– А вот и он, – говорит Денис, имея в виду того, кого мы упустили, пока возились с якорем.
Останавливаем. Вот и первый спорщик – говорит, что идет по знакам и ничего не нарушает. При этом движется он вдоль правого берега, где как раз проходят соревнования, и изящным драконам с сапбордами хватает даже легкой волны. Терпеливо объясняем, что ситуация требует особого отношения.
Решаем пообедать, опасаемся, что по закону подлости не дадут. К счастью, нам везет. Пока принимаем пищу, можно спокойно поговорить. Травим анекдоты и байки, параллельно обсуждая работу.
– Вот это очень опасный маневр, – говорит Антон, показывая на большой катер, который на полном ходу делает резкий поворот и влетает в Тьмаку. – Там узко, и борта ободрать – как нечего делать. Но у богатых свои причуды.
Вдоль левого берега несется гидроциклист, переключаемся на него. Гнаться за ним бесполезно, он скоростной и маневренный. Преследовать имеет смысл на таких же гидроциклах, говорим о том, что ВОСВОДу нужна такая техника. Вот только здесь все упирается в то, что спасатели – волонтеры. Всероссийское общество спасания на водах для Антона, Дениса и многих других коллег – это не основная работа, и выходят они на своем транспорте. Однако требования ВОСВОДовцев обязательны к исполнению.
– Вот сейчас народ в целом реагирует адекватно, – говорю я. – А вечером будет салют, наверняка же те, у кого хоть какой-то катер есть, захотят подобраться поближе. Как себя ведут? Пытаются на абордаж взять, штурмуют?
– Нет, – Антон улыбается. – Там, кроме нас, еще обязательно ГИМС будет, инспекторов боятся, не лезут.
На борту жилета нет
Прямо на судовом ходу стоит одинокий мужчина на маленькой красной моторке. На него идет прогулочный теплоход, но тот почему-то не реагирует. Раздается гудок, и лишь это заставляет судоводителя поскорее убраться прочь.
Едва успеваем отвлечься от инцидента, появляется катер, который неожиданно берет разгон у Нового моста. Включаем сирену, догоняем, судоводитель резко сбрасывает скорость. Замедляемся и мы – задача выполнена, катер идет малым ходом.
В акватории возле речного вокзала снуют парусники. Сочувствуем спортсменам, так как они под ливнем. От Восточного моста идет еще один круизный лайнер, «Лунная соната». Он огромный, четырехпалубный, «Великая Русь» на его фоне кажется скромным прогулочным теплоходом. Парусники выстраиваются в цепочку, словно утки, и уходят от лайнера в Тверцу. Зато какой-то смельчак на крохотной моторке упорно несется вдоль «Великой Руси» наперерез «Лунной сонате».
– Вот зачем так делать? – разводит руками Антон. – Что у человека в голове?
Маленькая моторка успевает, круизный лайнер швартуется параллельно собрату. А мы на воде уже пять часов, удивительно, что не хочется в туалет. Видимо, организм понимает, что ничего не поделать – в центре города у всех на глазах нужду не справить.
После 16:00 нарушений становится больше, судоводители по первому требованию не останавливаются. Нередко и по второму, и по третьему. Приходится включать сирену и непрерывно говорить в мегафон, пока люди не осознают, что обращаются к ним.
– Непонятно, почему такая реакция, – качает головой Денис. – Ты видишь лодку с цветографическими схемами, с флагом. Потом тебе что-то орут и летят наперерез. Почему голова в этот момент не включается, что что-то не так?
Показывается третий круизный лайнер, на этот раз «Алексей Толстой». Он уходит швартоваться в Тверцу, наш второй экипаж как раз отправляется на отдых, а мы ждем своих сменщиков, которые запаздывают. И тут мимо нас идет маленькая лодка, на которой куча парней, все без жилетов.
– Где жилеты? – спрашивает Антон в громкоговоритель.
– А ваши? – хмуро отзывается один из пассажиров.
Приходится напоминать требования безопасности. На берегу тем временем становится многолюдно, жители и гости Твери отмечают 889-летие города. Наконец-то прибывают сменщики, и пока мы передаем эстафету, заминкой пользуются нарушители, рассекая акваторию между мостами.
Наше дежурство закончилось, но у ВОСВОДа впереди еще целый вечер. Расслабиться спасатели смогут только после салюта.
Сергей САВИНОВ