Вчера, 13 июля, новостные ленты региональных СМИ пестрели многочисленными сообщениями, суть которых сводилась к одному и тому же: в областную столицу приехал Мишустин. Медиапространство оживилось, получив «жареную» тему для обсуждений, и будьте уверены – визит премьер-министра в Тверь будет актуальным всю оставшуюся неделю и даже начало следующей. А вообще, строго говоря, рабочая поездка Мишустина носит долговременный и даже знаковый характер.
Некоторое время назад в telegram-каналах циркулировали слухи, будто бы у премьера сложные взаимоотношения с губернатором Игорем Руденей. Внятные причины не назывались, зато рождались бесчисленные теории и догадки. И вот приезд Михаила Мишустина в Тверь развеял диванную конспирологию в прах. Программа его визита была обширной, а компанию председателю правительства РФ и губернатору составили советник президента Владимир Васильев и министр транспорта Виталий Савельев.
Такой мощный федеральный десант пришелся неспроста – в регионе, как и во всей стране, активно идет подготовка к выборам, и центр тем самым продемонстрировал свою поддержку кандидатуры Игоря Рудени. Впрочем, мы немного забежали вперед – предлагаем теперь разобраться более обстоятельно.
По широкой колее
Началось все с Тверского вагонзавода, куда Михаил Мишустин и сопровождающая его делегация направились в первую очередь. Как водится в таких случаях, гостям показали производственные мощности предприятия и, конечно же, готовую продукцию. Разумеется, речь шла не о банальной экскурсии для высокопоставленных москвичей – не будем забывать, что ТВЗ поставляет вагоны не только для российских железных дорог, но и за рубеж. По факту, это лицо промышленности, причем как в масштабах региона, так и страны в целом. И для премьер-министра было важным убедиться в его конкурентоспособности в условиях санкций.
Разумеется, в открытую об этом никто не говорил, но в политике такие вещи – это секрет Полишинеля. Так что же в итоге увидел Мишустин? Самые современные разработки, среди которых оказался новый поезд «Иволга 3.0», как раз проходящий испытания. Это перспективный городской транспорт, который способен не только быстро разгоняться, но и столь же оперативно останавливаться. И речь, к слову, идет о поезде, который разработан и построен на тверском заводе. Однако внимание федерального чиновника привлек не только он.
Вы ведь наверняка в курсе, что ТВЗ производит еще и вагоны метро? И знаете, что продукцию завода, к примеру, массово закупает Египет? Так вот, обо всем этом рассказали Михаилу Мишустину, заодно показав ему, губернатору Игорю Рудене и другим гостям перспективные разработки. Выводами премьер-министр поделился там же, на месте.
— Предприятие показывает высокий уровень эффективности, — отметил Михаил Мишустин. — Радует, что сегодня на большинстве вагонов от 75 до 95 процентов используются отечественные комплектующие и материалы. Самое главное – программный элемент и тяга – все это тоже произведено в России. Мы сегодня активно поддерживаем производства, в том числе экспорт. Очень важно, что у завода есть много заказчиков из других стран.
Обсудив еще ряд важных деталей и ответив на вопросы работников ТВЗ, премьер-министр и губернатор отправились дальше – на площадки промтехнопарка КСК. Не будем грузить читателей сложными терминами и цифрами, просто коротко отметим, что пока это еще только часть будущего машиностроительного кластера. А сегодня на КСК выпускают оборудование для уже упомянутой «Иволги 3.0» и других электровозов нового поколения.
Модель для сборки
Конечно же, премьер-министр не мог пройти мимо транспортной системы, которая для Твери, пожалуй, уже считается не новой, а привычной. Собственно, знакомство с ней состоялось для Мишустина еще во время визита на КСК. Именно там главе правительства не только рассказали о модели пассажироперевозок, но и показали цифровую систему управления транспортом. И, конечно, не обошлось без мобильного приложения «Волга» – как проложить маршрут и купить билет, показал премьеру губернатор Игорь Руденя.
Увиденное глава правительства прокомментировал сдержанно, как и положено крупному политику, но в то же время не забыл похвалить:
— На сегодняшний день это отличный пример того, что позволяет сделать цифровая система управления городским транспортом, — высказал мнение Михаил Мишустин. — Удобство, понятное расписание. Это и есть та самая экономика совместного потребления, когда точно распределяется ресурс, доступный для человека.
А ведь за этими словами кроется не просто одобрение федерального чиновника – это, по сути, признание экспериментальной и смелой реформы состоявшейся. Более того, успешной. И речь идет обо всем, что удалось сделать чуть более чем за год: ушли в прошлое «серые» перевозки, платежи по налогам и сборам увеличились в семь раз, а требования расписания выполняются на 98%. А кроме того – восемь из десяти пассажиров оплачивают проезд безналичным способом, это очень высокий показатель. И главное: значительно снизился травматизм среди пассажиров, что еще совсем недавно было невероятным.
К слову, модернизация пассажирского транспорта – это одно из поручений президента Владимира Путина, и председатель правительства, по факту, проверял его исполнение. Сомнений нет: Тверская область этот экзамен успешно выдержала. И губернатор, получив положительную оценку своей деятельности, не забыл о другом важном проекте – возрождении тверского трамвая.
— Трамвай был одним из первых транспортных средств, запущенным в городе, — рассказал премьеру Игорь Руденя. — Поэтому все очень ждут его восстановления. Планируем внедрять современные технологии – мягкую подвеску, новые рельсы. И что еще важно – это скорость движения. Транспорт должен двигаться по выделенной полосе. Можно сказать, что это аналог легкого наземного метро.
Напомним, сейчас областной минтранс работает над тем, чтобы восстановить маршруты номер пять и одиннадцать – самые востребованные в Твери. А теперь о планах правительства региона знают и на федеральном уровне. Поможет ли это поскорее вернуть трамвай на городские улицы? Будем надеяться, премьер-министр сделал для себя мысленную пометку. Доклад по Западному мосту Михаил Мишустин уже представлял президенту, и кто знает, не получится ли так же с дальнейшим развитием транспортной системы Твери.
Все флаги в гости будут к нам
Еще одним областным проектом, вызвавшим интерес премьер-министра, стал туристический кластер «Волжское море». Вкратце напомним, что это будет точка притяжения федерального масштаба с речным портом и транспортно-пересадочным узлом. В Завидове появятся три крупных причальных фронта – это позволит принимать до семи круизных судов одновременно, а среднесуточный пассажирооборот превысит 2000 человек. Общий объем инвестиций составит 29 млрд рублей, а срок ввода кластера запланирован на 2025 год.
— Спасибо вам, проект очень интересный, — выслушав губернатора Игоря Руденю, подвел итог Михаил Мишустин.
И добавил, что поручит Ростуризму и Министерству транспорта РФ рассмотреть возможность поддержать строительство кластера по госпрограммам и нацпроектам.
А дальше премьер-министр подробно обсудил с губернатором экономику Тверской области – поддержку предприятий в период пандемии, сокращение госдолга, дорожную кампанию и демографию. В конце разговора Михаил Мишустин выглядел вполне довольным – услышанное и увиденное его если не впечатлило, то как минимум заинтересовало.
В итоге, объехав все пункты своей обширной программы и проведя двухстороннюю встречу с главой региона, премьер-министр отбыл в Москву. Визит явно прошел успешно, а Тверская область получила высокую оценку – политики федерального уровня не любят разбрасываться дежурными фразами, и потому комментарии Мишустина нужно воспринимать буквально, без завуалированных посланий.
Давайте же вспомним некоторые из них. Система управления городским транспортом достойна подражания по всей стране. «Волжское море» будет интересно как для тверитян, так и для гостей региона. А кооперация таких предприятий как Тверской вагонзавод и КСК – это «очень здорово и эффективно». Премьер-министр, по сути, открыто поддержал развитие Тверской области и дал понять, что с действующим губернатором федеральной власти по пути. А еще недвусмысленно подчеркнул это обещанием конкретных действий, как, например, в случае с туристическим кластером «Волжское море». И заодно объявил о том, что регион в этом году получит 22 машины скорой помощи и 58 школьных автобусов – в соответствии с поручением президента Владимира Путина, что тоже немаловажно.
Стоит ли расценивать рабочую поездку Мишустина в Тверскую область, а вернее ее итоги, кредитом доверия действующей региональной власти? Судите сами: глава правительства посещает областную столицу в разгар губернаторской избирательной кампании, встречается с зарегистрированным кандидатом, который одновременно является действующим руководителем, и отмечает его успехи. А отдельный опыт, внедренный в подконтрольном ему регионе, и вовсе предлагает распространить на всю страну.
На наш взгляд, визит премьер-министра абсолютно точно носил не случайный, а запланированный и, более того, знаковый характер. Впрочем, за последние пять лет мы уже привыкли, что политические фигуры первого уровня частенько заглядывают в наш регион.
Главное, сегодня нам есть что им показать.
Сергей САВИНОВ