Ровно четыре года назад, 23 сентября 2016-го, Игорь Руденя вступил в должность губернатора Тверской области. Хороший повод подвести некоторые итоги. ТОП Тверь выбрал 5 главных достижений губернаторской четырехлетки, во многом изменивших наш регион и нас самих.
Строительство Ржевского мемориала Советскому солдату
Сейчас даже не верится, что этого мемориала у деревни Хорошево на ржевской земле, политой кровью великой и страшной битвы, ещё совсем недавно здесь не было. А ведь его действительно могло не быть. Ни у деревни Хорошево, ни вообще в Тверской области. По сути, Ржевский мемориал Совескому солдату – это главный проект Года памяти и славы в России, символ 75-летия Великой Победы. И его никто не доверит региону просто потому, что на его территории когда-то случилась большая битва. Для этого регион должен иметь статус динамично развивающейся территории, а губернатор – авторитет человека, способного не просто решать государственные задачи, и делать это на высоком уровне.
Теперь Ржевский мемориал Советскому солдату – уже данность. 30 июня его торжественно открыл президент Владимир Путин. И этим он дал понять: Тверская область со своей задачей справилась.
«В этом памятнике – вся правда войны», – сказал участник боев под Ржевом, почетный гражданин города Твери Иван Кладкевич. За этой правдой люди едут со всех концов нашей большой страны – мемориал посетили уже более 200 тысяч человек.
Ремонт дорог
Такой дорожной кампании, которая уже 4 года идёт в Тверской области, наверное, вообще не было в истории региона. И уже мало кто помнит, что ещё не так давно наши ужасные дороги не нуждались ни в каких хештегах – о них говорили все и везде. Кашин, Весьегонск и другие населенные пункты вообще были вычеркнуты из областной жизни, потому что дорога туда требовала даже не мужества, а героизма. Ямы на дорогах жители затыкали матрасами и фуфайками – всю эту фотоисторию можно при желании легко найти в соцсетях.
Да, конечно, за 4 года на такой большой территории, как наша, кардинально дорожную проблему не решишь, но одно то, что она ушла с общественной повестки – говорит о многом. До и после четырёхлетней дорожной кампании Тверь и любой другой город верхневолжья – две большие разницы. К примеру, в Оленино сделали даже те улицы, которые никогда в истории не видели асфальта. А в Нелидове, где больных было страшно везти в больницу, отремонтировали все центральные улицы и даже въезд в город с федеральной трассы «Балтия», о чём местные жители мечтали много лет. А качество дорог, по их мнению, такое, какого не было даже в советские времена.
Цифры мало что говорят людям, не имеющим с ними дело, но парочку мы всё-таки приведём. В 2020 году в Тверской области отремонтируют более 500 км дорог регионального и местного значения. Представляете, сколько это? Это расстояние от Твери до Питера. А до прихода нынешнего губернатора в год у нас делали максимум 50 километров. До 2024-го в регионе обещают отремонтировать 3,5 тысячи километров. И это уже не как до Питера, а как до Мадрида.
Ну и последний штрих к картине дня: не так давно в Тверской области отремонтировали дорогу в деревню Мончалово Ржевского района, где живёт всего одна пенсионеркам и находится братское захоронение. Да, это была инициатива общественников. Но факт есть факт. И дорога тоже есть. А ещё четыре года назад этих общественников никто бы даже слушать не стал: «Вы чего, ребята, с дуба рухнули?».
Возвращение активов
Однажды жизнь тверитян перестала быть жизнью и превратилась в «хождение по мукам»: вода плохая или её вообще нет, да ещё и сети зимой прорывало часто и надолго – порой люди мерзли неделями. Выход был один – вернуть утраченные активы под госконтроль. Легко сказать, но трудно сделать, когда на кону стоят баснословные прибыли коммерческих структур.
Но, видимо, губернатор Игорь Руденя оказался не из пугливых. Сначала он вернул в регион «Тверскую генерацию». Здесь стоит вспомнить, что за время ее «замечательной» работы накопились огромные долги за газ, износ теплосетей превысил критическую отметку сил отметку 70%, а на некоторых участках – и катастрофические 90%. Затем в собственность области перешёл и «Тверь Водоканал». Пока он был в частных руках, топ-менеджеры компании, по данным прокуратуры, вывели около 400 миллионов рублей в офшоры – какая там модернизация сетей, о ней и думать забыли.
С момента возвращения «блудных» компаний деньги, которые жители платят за коммунальные услуги, начали работать на них же: в области реализуется большая программа по модернизации сетей тепло- и водоснабжения, реконструкции очистных сооружений, модернизации котельных. Медленно, но верно ситуация в ЖКХ региона улучшается – стало меньше аварий, перебоев с теплом и водой.
Вернулись под госконтроль и другие активы. В Тверской области работает компания ТСАХ – единый региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и компания «Транспорт Верхневолжья» – единый региональный оператор в сфере пассажирских перевозок.
Теперь Тверская область одной из первых в России приступила к консолидации электросетевых активов.
Спасение демографии
Демография – первый вопрос в региональной повестке. На неё работают все остальные нацпроекты и программы. Семья, ребёнок, поддержка – три безусловных приоритета в работе областной власти. И в личной повестке губернатора, кстати, тоже: Игорь Руденя – отец пятерых детей.
Личное отношение к семье, ее ценностям и традициям, во многом определяют и губернаторскую политику. По весу своего демографического пакета Тверская область обогнала все субъекты РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга – у нас больше 50 региональных мер поддержки. Это ежемесячные выплаты при рождении первого и третьего ребенка, подарочные наборы новорожденным, помощь молодым семьям в погашении ипотеки, региональный материнский капитал, бесплатная школьная форма для учеников 1-5 классов из многодетных семей, выплаты на детей от 16 до 18 лет – всего не перечислишь. Важно, что в разработке новых мер поддержки принимают участие сами семьи, в том числе многодетные.
Добавим сюда же новые школы, детские сады, больницы, поликлиники и другие учреждения, которые не строились в регионе десятки лет, а теперь строятся довольно активно и тоже работают на демографию.
Масштаб поддержки вполне оправдан и объясним – демографическая ситуация в Тверской области крайне сложная. Но просто ввести меры – недостаточно, кто-то должен нести ответственность за то, чтобы они давали результат, от которого напрямую зависит будущее региона и страны. С этой целью в регионе впервые было создано Министерство демографической и семейной политики.
Реформа общественного транспорта
А точнее сказать – транспортная революция, в которую, если честно, мало кто верил. Когда губернатор впервые заговорил о том, что маршрутки в Твери должны «уехать в прошлое», многие откровенно смеялись. Попытки передела этого рынка заканчивались массовыми поджогами машин, бесследным исчезновением предпринимателей, а тут – глобальная ликвидация. Вы шутите, господа?! Но в феврале 2020 года транспортная реформа в Твери и Калининском районе стала реальностью. На смену «убитым» и грязным «пазикам» и «газелям» пришли новые синие автобусы. Симпатичные, довольно комфортные и низкопольные.
Да, эта реформа до сих пор идёт. Да, она порой буксует и жалоб от жителей ещё немало. Но, несмотря на все недостатки, это совершенно другой уровень общественного транспорта, изменивший и облик города, и нас самих – мы привыкаем ездить по-человечески. И если проблемы этой транспортной реформы, очень нужной людям, будут решены, она, безусловно, станет событием историческим.
И не только для Твери – 11 сентября на один из основных маршрутов общественного транспорта во Ржеве тоже вышли новые автобусы. Планируется, что на следующем этапе новая модель пассажирских перевозок будет реализована в четырех городах региона – Ржеве, Старице, Кимрах и Торжке.
Тем временем новую тверскую модель общественного транспорта уже начали тиражировать по всей стране.
Татьяна Смелкова