Казалось бы, еще не так давно «ТОП Тверь» писал об очередных киносъемках в нашем городе, и вот 16 февраля состоялась премьера сериала «За час до рассвета» (18+) с Константином Хабенским. Это тот самый проект, ради которого в прошлом году в тверских Дворах Пролетарки возвели частичку послевоенной Москвы с отделением милиции, магазинами, почтой и фотоателье.
Скупое описание сюжета и первые кадры еще задолго до выхода сериала давали понять, что «За час до рассвета» напоминает «Место встречи изменить нельзя», классику советского детектива. Сходство прямо-таки бросается в глаза: есть суровый глава отдела по борьбе с бандитизмом майор Шумейко (Константин Хабенский), в паре с ним работает наивный молодой фронтовик-разведчик Денис Журавлев (Андрей Бурковский). Ни дать, ни взять – Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Да и ловят они жестокого уголовника по кличке Клещ, банда которого грабит склады и магазины, оставляя после себя горы трупов. Параллель с «Черной кошкой» из фильма Говорухина очевидна. А еще в новом сериале милиционеры тоже, как и в «Месте встречи…», разрабатывают план по внедрению оперативника в ряды преступников. Нетрудно догадаться, что основную роль в этой авантюре придется сыграть Журавлеву…
Аналогий с культовой лентой действительно много, и общая схожесть, с одной стороны, мешает воспринимать новый сериал всерьез, а с другой – напротив, подогревает интерес. И дальше зритель уже ступает по тонкому льду, не зная, что его ждет в итоге – удовольствие или разочарование. Во время просмотра вы обязательно будете сравнивать майора Шумейко с Жегловым, а Журавлева – с Шараповым. И когда на фоне морозовских казарм проедет старый автобус ЗиС, замрете в ожидании усатого шофера Копытина, который потом прокричит «Стреляй, Глеб Егорыч, уйдут!» К счастью, от прямого копирования создатели сериала разумно отказались. Хотя некоторые сюжетные ходы все же можно счесть за отсылки – например, убитый ножом в стычке с бандитами оперативник, которого майор Шумейко вначале принимает за живого… Вспомнили самую первую сцену в советском детективе?
Но вот дальше нас ждут уже более оригинальные сюжетные ходы, отличные от сценария братьев Вайнеров. Так, операция по внедрению оперативника в банду начнется уже в первой серии и сразу же пойдет не по плану, заставив вас тут же перейти к просмотру второй серии, которая, кстати, тоже вышла сегодня. Так что крючки для зрителей заготовлены грамотно, тут создателям сериала можно выразить одобрение. Да и декорации, будем откровенны, не подкачали – атмосфера послевоенных сороковых передана на достойном уровне. Только вот знакомые каждому тверитянину пролетарские виды не дадут в нее полностью погрузиться, но это уже издержки жизни в нашем городе, где постоянно что-то снимают. К слову, уже в самом начале можно увидеть знаменитую казарму «Париж» и длинный переход через железнодорожные пути. Фотографы и модели будут довольны, узнав знакомые ракурсы.
Еще одной сильной стороной сериала, помимо хорошей работы декораторов и костюмеров, пожалуй, можно назвать актерскую игру. Вот только, увы, по-настоящему демонстрирует ее в основном «старая гвардия» – Константин Хабенский, щеголяющий в элегантной тройке, и Артур Ваха, рассуждающий о воровской чести. Бурковский же и Михайлова, к сожалению, на мой взгляд, не дотягивают до уровня своих более опытных коллег – их герои получились довольно плоскими. Хотя та же Алена Михайлова неплохо сыграла в триллере «Водоворот», а Андрей Бурковский давно доказал, что способен на большее, чем «Даешь, молодежь!». Возможно, они еще раскроются в новых эпизодах, но верить актеру хочется с самого начала – таков вот зрительский каприз.
Еще лично меня смутили отдельные монтажные приемы, использованные в сериале – в частности, никого уже не удивишь трюками в slow-mo, а кувырки через голову в исполнении убегающих от милиции уголовников в детективном сериале о послевоенном СССР смотрятся довольно пошло. Будем откровенны: такая подача хорошо работает в комедийном брит-крайме вроде фильмов Гая Ричи, откуда явно был скопирован монохром на стоп-кадрах и разделение экрана для одновременного показа двух параллельных сцен. И совсем уж выбивается из общего ряда музыка в начальных титрах – Москва 1946-го года, милиция, НКВД, продуктовые карточки, а тут тебе «baby, я просто блефую»… Возможно, это было бы уместно, будь весь сериал построен в едином стиле с клиповыми монтажными склейками. Но беда в том, что он то есть, то его нет, как будто над отснятым материалом трудились параллельно несколько бригад монтажеров. И в итоге у одних получился «русский брит-крайм», а у вторых – стандартный отечественный сериал, имя которым легион.
Вызывает вопросы и начальная сцена с сослуживцем Журавлева с выпущенными наружу кишками – неподготовленного к такой расчлененке зрителя она может сразу же оттолкнуть от сериала. При этом дальше такого же уровня жестокости не наблюдается, и возникает закономерный вопрос: зачем подобное было нужно? Какова смысловая нагрузка окровавленных внутренностей? Разве что обосновать фронтовые флешбэки Журавлева и его временные помутнения от контузии, но это вполне можно было показать и более филигранно, не прибегая к уже начинающим отживать приемам натурализма. Сюда же можно добавить и довольно грубую обнаженку – после «Игры престолов» это уже не свежо и не смело. Увы, неумелое дозирование крови с «клубничкой» по-прежнему остается болезнью отечественного кинематографа, который никак не избавится от привычки «давать ответы», а также «догонять и перегонять».
В целом же сериал получился захватывающим, и его вполне можно смотреть вечерами или на выходных, предусмотрительно убрав от экранов детей. Отмечать в кадре знакомые места, сравнивать игру Хабенского с потугами его более молодых коллег и одобрительно кивать после отдельных удачных диалогов. Но в итоге чего-то по-настоящему цепляющего в нем, пожалуй, найдется немного, и пересматривать второй или третий раз его вряд ли захочется.
Но пока – почему бы и нет, если вас не смущают кровь, угар и обнаженка в атмосфере послевоенного СССР.
К слову, новые эпизоды (тоже сразу два) выйдут 23 февраля. Посмотрим, сможет ли сериал и дальше удерживать зрительское внимание.
Сергей САВИНОВ