Сегодня утром, 14 мая, в городе Конаково прошел традиционный смотр «малышковых войск». Проводится он с 2013 года, а его участниками становятся воспитанники детских садов. На всякий случай поясним, что речь идет о параде-конкурсе для детишек, которые вместе с воспитателями шьют костюмы, разучивают стихи и песни, а также изготавливают военную атрибутику. Цель проста: с раннего возраста привить ребятишкам чувство гордости за историю родной страны.
Казалось бы, что плохого в патриотическом детском параде? Увы, нашлись те, кто усмотрел в нем пропаганду войны. Как только анонс мероприятия был выложен в соцсетях, тут же посыпались гневные комментарии, от которых досталось всем – не только властям города Конаково, но и родителям с воспитателями.
«Мягкоголовые», «пушечное мясо на убой», «дебилизм», «клиника» – вот только некоторые эпитеты, щедро рассыпанные под фотографиями детей в военной форме. Кто-то говорит о цинковых гробах, другие пророчат ребятне будущее в качестве охранников в супермаркете, третьи с фактическими ошибками цитируют «Собачье сердце» Булгакова.
С учетом того, что речь идет о малышах-дошкольниках, подобные словесные выпады могут вызвать оторопь у любого воспитанного человека. Хочется спросить: господа, если отбросить оскорбления, в чем суть ваших претензий? Чем вам помешали дети, рассказывающие стихи о войне и одетые в историческую военную форму? К слову, ту самую, в которой их прадеды обеспечили всем нам мирное небо над головой и возможность просыпаться под шум города, а не под вой сирен.
Давайте вспомним наше собственное детство. Лично я, как представитель поколения восьмидесятых, в малом возрасте играл в «войнушку» вместе со своими сверстниками и ребятами постарше. Проблема была только в одном – мало кто соглашался играть фашистов… Еще живы были наши деды, которые так или иначе застали войну. Кто-то воевал, кто-то трудился в тылу, а кто-то был еще слишком мал и для одного, и для другого, но зато хорошо запомнил немецкие танки и чужих солдат, разговаривающих на непонятном языке.
Когда снесли старый частный сектор перед моим домом, чтобы построить новую школу и современный стадион, рабочие обнаружили немецкое захоронение. Как поговаривали, находили даже оружие и неразорвавшиеся снаряды. Все это говорило о том, что война еще напоминает о себе, еще лежат в земле смертоносные железки. А самое главное – война была совсем недавно, на памяти старшего поколения, и вдобавок здесь, рядом. В том месте, где потом построили мой дом и мою школу.
Вот поэтому в любом цивилизованном государстве считается нормой вспоминать историю, рассказывать детям о подвигах предков и воспитывать в них чувство гордости за родных героев. Не за голливудских парней в трико, а за реальных летчиков Маресьева и Девятаева, за танкиста Горобца и за подпольщиков-партизан Космодемьянскую, Чайкину, Дубинина и многих других.
Вы говорите о «победобесии» и заявляете, что такое возможно лишь в нашей стране? Что ж, вот вам простой пример из лагеря побежденных. В Оснабрюке, немецком городе-побратиме Твери, в конце октября проходит традиционный парад деревянных лошадок. Детский парад. Оснабрюкская ребятня проходит по улицам города в память о заключении Вестфальского мира и окончании Тридцатилетней войны. Кто с ходу скажет, в каком году это произошло?
Напомним, в 1648-м. В семнадцатом веке. Без малого четыреста лет назад. И немцы вспоминают и чтят события даже с подобным сроком давности – потому что это история их страны. Причем уж какая есть. И ведь что самое характерное, никто во время этого парада не кричит о «немецкой военщине», не срывает таблички с номерами школ и не оскорбляет участников, как детей, так и взрослых. Зато у нас отдельные силы, считающие себя прогрессивными, творят подобное сплошь и рядом. Но почему, ответьте, проигравшая сторона нашла повод проводить парад в честь окончания стародавней войны, причем по сути своей гражданской, а мы, потомки победителей в самой кровавой войне двадцатого века, не имеем на это права? Напротив, это повод для гордости. И если наши дети чтят память дедов, желая быть похожими на них, вправе ли кто-то отнимать у них эту возможность?
В дореволюционной России устраивались парады кадетов, в Советском Союзе школьники и малышня с гордостью носили протертые пилотки дедушек, героев семьи. А если заглянуть в детские фотоальбомы тех, кто сейчас старше тридцати, можно увидеть их портреты в военной форме, в халатах медсестер, летных шлемах и капитанских мундирах. Поищите в собственных архивах – наверняка найдется не менее двух подобных кадров и из вашего детства. А сейчас то же самое происходит в современной России. Ребята сами и с большим удовольствием наряжаются в форму солдат и моряков времен Великой Отечественной, а еще, глядя на парящую статую советского воина на Ржевском мемориале, говорят: это мой дедушка. Привожу этот пример, потому что сам слышал такое от ребенка.
Да, история нашей страны наполнена войнами. Это всегда зло, горе и поломанные судьбы. А еще это победы, радость от завершения боев и гордость за героев. Всех нас, жителей России любой национальности и любого вероисповедания, объединяют победы, которые ковались нашими предками. И они не делили друг друга ни по каким признакам – напротив, воевали за то, чтобы никто в будущем не посмел делить народы на «правильные» и «неправильные».
Те люди, которые сейчас ополчились на детский парад, как правило, взрослели в то время, когда государство не занималось патриотическим воспитанием. В девяностые было принято стыдиться своей историей, и многое растет своими корнями еще оттуда. К счастью, сегодня ситуация коренным образом изменилась. Родители и дети знают или хотя бы пытаются узнать о том, как нам досталась Победа, как жили их бабушки и дедушки.
А кто-то и вовсе, похоже, защищает не детей, а политику. Ведь подобные «малышковые парады» проводятся уже много лет, и не только у нас в Тверской области. Спрашивается, с чего вдруг такой ажиотаж? Не потому ли, что стартует масштабная избирательная кампания, и в ход идут любые средства? Недаром о детском параде в Тверской области пишут даже крупные оппозиционные СМИ. Совпадение? Не думаю, как сказал бы один небезызвестный журналист.
Сергей САВИНОВ