В начале августа в региональных СМИ прошла, казалось бы, всего лишь очередная новость – Тверь и Торопец победили в конкурсе концепций благоустройства исторических центров. Организатором выступил Ростуризм, федеральная структура, а все проекты должны быть завершены уже в 2023 году.
Ажиотажа это не вызвало, а между тем, событие на самом деле ключевое – мы все еще никак не можем привыкнуть, что сегодня Тверская область является одним из довольно популярных туристических направлений. И то, что будет сделано на полученный за победу грант, сделает ее еще привлекательней.
При этом еще совсем недавно тот же региональный центр с его богатой историей не воспринимался в качестве туристического пространства от слова совсем. Давайте вспомним, как это было.
Жемчужина под носом
Во времена СССР внутренний туризм считался совершенно обыденным явлением. Походы в лес, восхождения на Эльбрус, сплавы по рекам, экскурсии по Эрмитажу или пляжный отдых на южном берегу Крыма – все это являлось частью образа жизни советского человека. Разумеется, одной из причин тому была недоступность поездок за рубеж, не стоит отрицать очевидное.
Зато потом, когда рухнул железный занавес, перед россиянами и тверитянами в том числе открылась заграница. Кто побогаче, выбирал для себя европейские курорты, «народными» же направлениями стали Турция и Египет. Люди старались повидать мир, и на рынке внутреннего туризма наступило затишье. Отечественные курорты значительно уступали зарубежным по соотношению цены и качества, и было понятно, почему все, кто мог себе это позволить, стремились отдохнуть за бугром.
Разумеется, никуда не делись экскурсии в города России, и в газетах того времени нередко можно было увидеть рекламу автобусных туров – Москва, Ярославль, Санкт-Петербург, Владимир. Попадались, к слову, и туристические программы с посещением Твери. Но будем откровенными, бешеной популярностью они не пользовались. А потому еще с тех времен в массовом сознании местных жителей закрепился несправедливый штамп: в Твери не на что посмотреть.
Подобное отношение сохранялось вплоть до второй половины прошлого десятилетия, и даже когда на региональном уровне было решено повышать привлекательность Тверской области, словосочетание «тверской туризм» могло вызвать скептическую усмешку.
Ситуация к этому времени сложилась абсурдная: столица древнего русского княжества с богатейшей историей, впоследствии губернский город Российской империи, над центром которого трудились лучшие архитекторы, не воспринимался как привлекательный для туристов объект. При этом подспудно многие понимали, что причина не только в состоянии исторических памятников, но и в отсутствии необходимой инфраструктуры.
Лед тронулся
Как это часто бывает, первые позитивные изменения отслеживали в основном журналисты. Потом в какой-то момент жители города стали чаще замечать туристические группы на набережной Степана Разина, а автобусы с номерами других регионов постепенно перестали вызывать интерес. Их появилось слишком уж много.
А когда открылся отреставрированный Путевой дворец, на Тверь по-другому стали смотреть и самые отъявленные скептики. Новые объекты и проекты росли как снежный ком, и в скором времени поменялось и отношение к тому самому «тверскому туризму». Заработал специальный справочный портал, подтянулись малые исторические города, которые научились грамотно преподносить свои местные фестивали и музеи – в области стал привычным явлением событийный туризм.
Постепенно начала выправляться извечная российская проблема – дороги. Не секрет, что даже самый роскошный объект будет простаивать без должного внимания, если до него можно добраться только на вездеходе. И вдруг выяснилось, что для формирования устойчивого турпотока порой достаточно нормального подъездного пути, а еще информационного указателя.
Мы нечасто об этом задумываемся, но на туризм работает практически все. Вот, например, открыли скоростную автодорогу М-11, и сам регион стал значительно доступнее. А когда запустят Северный обход Твери, количество гостей увеличится еще больше. Или, скажем, в Старице реконструировали набережную Волги – тут же выросло количество желающих остановиться там и выделить хотя бы пару часов для прогулки. В маленьком древнем Калязине провели скрупулезную работу по восстановлению затопленной колокольни – соцсети теперь переполнены шикарными фотоснимками со всех мыслимых ракурсов. И это лишь пара примеров.
Идем дальше. Казалось бы, что особенного в том же велошеринге и сервисе электросамокатов, появившихся в Твери в прошлом году, а в нынешнем ставших обыденным явлением! Однако если вдуматься, то это один из показателей комфортной городской среды, которая тоже работает не только на местных, но и на туристов.
Пройдитесь вечером по бульвару Радищева и Трехсвятской – это уже не та Тверь, какой она была еще лет пять-шесть назад. Мощеная пешеходная зона, бесчисленные кофейни, удобные лавочки и уже упомянутый прокат велосипедов и самокатов – в этом плане областной центр мало чем отличается от Москвы или европейских столиц.
Да что там говорить, можно просто проехаться на общественном транспорте и по роликам на информационном табло понять, что ты находишься в городе с богатой историей. И красноречивее всего об этом говорят посты в соцсетях от тех, кто был в Твери проездом или на запланированной экскурсии. Не поленитесь, выделите немного времени, чтобы поискать отзывы гостей региона. Гарантируем, вы пусть и чуть-чуть, но все-таки по-другому посмотрите на свой город.
Планов громадье
Чтобы рассказать обо всех строящихся или уже построенных объектах в Тверской области, придется потратить значительное время, а объем этой статьи столь же существенно возрастет. Поэтому мы лишь вкратце напомним о Спасо-Преображенском соборе, ставшем новой городской доминантой в Твери, о Ржевском мемориале Советскому солдату, куда ежедневно приезжают гости со всех регионов страны и даже из-за рубежа, о почти готовом речном порте «Завидово» – все это работает на узнаваемость нашего региона и его привлекательность.
А теперь вернемся к тому, с чего начали. Победители конкурса от Ростуризма, Тверь и Торопец, получат по 215 миллионов рублей из федерального бюджета. На эти средства города, помимо всего прочего, смогут внедрить в своих исторических центрах единый архитектурный и дизайн-код. Что это значит? Все просто и вместе с тем жизненно необходимо для туристической привлекательности – обновленные вывески в общем стиле, удобная навигация, подсветка исторических зданий, доступные пространства и многое другое.
В итоге центры Твери и Торопца уже в следующем году должны стать обновленными точками туристического притяжения, где гости из других регионов будут чувствовать себя легко и комфортно.
Впрочем, сами жители этих городов тоже не останутся в накладе, получив пространства для приятных вечерних прогулок. Так что запасаемся терпением – ждать остается недолго.
Сергей САВИНОВ