Вячеслав Володин: ключевые поправки в бюджет направлены на экономическое развитие регионов

16:18

21 ноября 2019

1455

Вячеслав Володин: ключевые поправки в бюджет направлены на экономическое развитие регионов

21 ноября Государственная Дума приняла закон о федеральном бюджете на 2020 год и предстоящий период 2021-2022 годов. Доходы бюджета в 2020 году составят 20,38 трлн рублей и каждый год будут увеличиваться примерно на один трлн. рублей. Расходы в 2020 году планируются на уровне 19,5 трлн рублей и тоже будут расти.

При принятии бюджета во втором чтении 19 ноября было рассмотрено более 600 поправок. В целом, принятыми поправками предлагается перераспределить 750,5 млрд рублей: 293,5 млрд в 2020 году; 235,6 млрд рублей в 2021 году и 221,4 млрд рублей в 2022 году.

Комментируя принятый закон, Председатель Государственной Думы Вячеслава Володин напомнил, что «еще до первого чтения бюджета Госдума сформулировала приоритеты в работе над проектом закона. Это повышение эффективности расходования бюджетного рубля, сокращение разрыва в финансовой обеспеченности регионов, создание условий для реализации инвестпроектов на местах и развитие сельских территорий».

«В этом году мы, пожалуй, впервые вышли на принятие системных решений в самом начале обсуждения законопроекта о бюджете. В этой связи хочется высказать слова благодарности Правительству, потому что Минфин впервые сделал такие шаги навстречу депутатам. Можно сказать, что все вопросы, которые мы обозначили, либо уже находятся в стадии решения, либо решены», — сказал Вячеслав Володин.

В частности, он отметил, что в этом году впервые распределено 94% межбюджетных трансфертов на 2020 год — 203 из 217 (на 2020 год общая сумма межбюджетных трансфертов составляет 2,5 триллиона рублей). «Прежде такое распределение происходило не раньше начала следующего года, — заявил Володин. — А теперь регионы смогут не откладывая начать формирование своих бюджетов». «Таким образом, в феврале муниципалитеты, регионы смогут совершенно спокойно проводить конкурсные процедуры. А значит, уже с марта приступать к работе, строить школы, больницы, детские сады. Начать строительство дорог, как только сойдет снег и наступят плюсовые температуры», — подчеркнул Председатель Госдумы.

«Еще один вопрос, который очень сильно нас беспокоил, касается разрыва в бюджетной обеспеченности регионов, — сказал Вячеслав Володин. — Есть регионы, которые обеспечены бюджетными средствами. Они являются регионами-донорами, их 13. Остальные — реципиенты. В некоторых случаях разрыв между теми регионами, которые имеют высокую обеспеченность бюджетным рублем, и теми, которые испытывают дефицит, — семикратный. И когда мы начинали диалог с Правительством перед рассмотрением бюджета в 1 чтении, мы говорили о том, что крайне важно этот разрыв сократить.

Были отобраны 10 регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Перечень регионов был открыт, мы его обсуждали и определили, что на сегодняшний день без федеральной помощи бюджеты Республики Карелия, Алтая, Алтайского края, Псковской области, Адыгеи, Марий Эл, Тывы, Республики Чувашия, Курганской области и Калмыкии не смогут решать на должном уровне многие вопросы.
В ходе обсуждения поправок ко второму чтению, мы вышли на решение довести уровень их софинансирования до 99%. Это позволит им участвовать в реализации всех национальных проектов, ФАИП при софинансировании всего в 1%. Это решение беспрецедентно, потому что, как правило, даже если регион является реципиентом, все-таки обязательное софинансирование составляет не менее 5-10 %. А здесь всего 1%.
Мы также приняли решение, предполагающее дополнительное выделение денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот. Регионы самостоятельно справиться с этой проблемой не могут».

«Третья задача, которую мы системно обсуждали с Правительством и с Минфином, была, если хотите, основополагающей, потому что, решая ее, мы выходим на рост экономики. Это та цель, которая была поставлена Президентом Федеральному Собранию — обеспечить темпы роста выше среднемировых. Мы говорим о необходимости развития в регионах бизнеса, считаем правильным создавать условия для реализации в регионах инвестиционных проектов. А это значит, что регионы должны иметь возможности финансировать строительство дорог к новым объектам промышленности, сельского хозяйства, обеспечивать инфраструктуру. На эту инфраструктуру у регионов средств не хватает опять по той же причине, что бюджеты дотационны. В результате обсуждения, ко второму чтению бюджета принята поправка, согласно которой в 2020-2024 годах субъекты РФ должны будут платить ежегодно только 5% от суммы задолженности по бюджетным кредитам с условием, что высвободившиеся средства они направят на реализацию инвестиционных проектов на своих территориях. То есть, регион вместо того, чтобы отдавать деньги на погашение долга, сможет вкладывать эти средства в инфраструктуру, дороги, подвести воду, газ, электроэнергию к строящимся на средства частных инвесторов предприятиям. В свою очередь, это даст новые рабочие места и повысит уровень жизни людей. По нашим оценкам, сумма высвободившихся в следующие пять лет средств, которые регионы смогут направить на реализацию инвестпроектов, составит более 440 млрд рублей», — сказал Вячеслав Володин.

Он добавил, что «в соответствии с поправкой, регионы также получат возможность списания части долга в объеме роста поступлений федеральных налогов в результате реализации инвестпроектов. То есть, после того, как заработают предприятия, налоги, которые будут плюсом поступать в федеральный бюджет, можно будет засчитывать в счет погашения долга».

«Четвертый вопрос связан с увеличением объема финансирования госпрограммы устойчивого развития сельских территорий. Мы считаем, что необходимо на эту госпрограмму выделять больше средств. Развитие сельских территорий для нашей страны жизненно важно. Вы знаете, что эту программу поддержал Президент Владимир Владимирович Путин, и она получила статус государственной. На следующий год, несмотря на двукратное увеличение объемов финансирования, выделенная сумма — порядка 37 млрд — явно недостаточная, по мнению экспертов и профессионального сообщества.

Поэтому, мы говорим о необходимости увеличения финансирования этой программы в следующем году за счет ненефтегазовых доходов — если они у нас на будущий год будут высокими, за счет этого превышения можно было бы найти ресурсы и направить дополнительные средства на финансирование этой программы».

Председатель Государственной Думы также отметил, что в бюджете решен ряд конкретных вопросов, улучшающих качество жизни людей. В частности, в 2020 году будут выделены 2 млрд. рублей на создание и оснащение физкультурно-оздоровительных комплексов в регионах. 46,5 миллионов рублей будут ежегодно в 2020 – 2022 направляться на поддержку издания печатной продукции для инвалидов по зрению.

Расширяется список редких заболеваний, для которых на приобретение дорогостоящих препаратов выделяются федеральные трансферты — по 2 млрд рублей ежегодно. Госдума также поддержала предложение Правительства ввести дополнительный повышающий коэффициент к выплатам участникам программы «Земский учитель», которые решили приехать работать в Дальневосточный округ — на эти цели будет направлено 171,6 млн рублей в 2020 году.

Вместе с законом о бюджете Госдума приняла Постановление, в котором рекомендовала Правительству РФ в случае поступления дополнительных ненефтегазовых доходов увеличить бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий».

Также в рамках межбюджетных отношений с регионами кабинету министров рекомендовано:

  • подготовить до 1 июля 2020 года предложения о дополнительных мерах по сокращению дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности;
  • мониторить исполнение консолидированных бюджетов субъектов в 2020 году и при необходимости готовить предложения об оказании дополнительной финансовой помощи для обеспечения их сбалансированности;
  • подготовить предложения по внедрению нового механизма стимулирования частных инвестиций посредством софинансирования средств ФНБ в новые инвестиционные проекты;
  • ускорить утверждение порядка отбора новых инвестиционных проектов, предусмотренных законом о бюджете, для предоставления уже в 2020 году возможности реализации субъектами Федерации таких проектов;
  • проработать вопрос об уточнении условий реструктуризации задолженности субъектами РФ по бюджетным кредитам перед федеральным центром.
0

Из этой же рубрики