Вышневолоцкие краеведы рассказали, как побывали у загадочного образа святителя Николая.
Как рассказал краевед Денис Ивлев, речь идет об урочище Деревяжиха, где находится комплекс из трёх часовен, поставленных вокруг камня-следовика. На камне, по местному преданию, явился святитель Николай.
Краеведы посмотрели валун и часовню. По исследованиям Дениса Ивлева, в документах Тверской учёной архивной комиссии была информация о древнем резном образе Святителя Николая, обретенном в Деревяжихе.
Самым известным вышневолоцким резным изображением Святителя Николая является образ из Николо-Столпенского монастыря. Его, по преданию, оставил в обители около 1582 г. сам Иван Грозный, возвращаясь с богомолья со стороны Великого Новгорода.
Надо сказать, что подобные резные объёмные изображения известны чаще на Русском Севере. В наших местах эта культура не получила широкого распространения. Из известных мне резных фигур, кроме многочисленных фигур преподобного Нила, на территории Вышневолоцкого уезда и в его пограничье можно отметить лишь несколько, — рассказал Денис Ивлев.
В Деревяжихе краеведы поближе рассмотрели камень-следовик. Часовни в Деревяжихе новые, по сведениям местных жителей воссозданы только три из четырех стоявших крестообразно часовен. А вот камень над святым источником оставался на своем месте все эти годы, да и почитание его не угасало даже в Советское время.
При внимательном рассмотрении камня можно увидеть четыре следа. Пара покрупнее совершенно очевидно природного происхождения, а вот пара следов поменьше – явно рукотворные. И высечены они металлическим предметом по форме ног резной иконы Святителя Николая. С большой долей вероятности можно утверждать, что это как раз и есть место, где стоял описанный в Поддубской церкви образ. Но самое важное это то, что по размерам этих стоп можно определить и сам древний образ. Так что мы имеем не только высоту и ширину образа, но и размеры стоп.
Денис Ивлев рассказал, что исследования по этой теме продолжаются.