В Оленинском муниципальном округе установили памятник первому архиепископу Токийскому

20:05

03 сентября 2023

144

В Оленинском муниципальном округе установили памятник первому архиепископу Токийскому

На тверской земле родилось немало великих людей, многие из которых впоследствии были причислены к лику святых. Самый известный, без сомнения, князь Михаил Ярославич Тверской. Но не все истории уходят корнями в седую древность. 26 августа в деревне Береза Оленинского муниципального округа был установлен памятник Николаю Японскому. Деньги на памятник собирали всем миром. Можно сказать, что этот святой почти наш современник, его активные годы пришлись на вторую половину девятнадцатого века, рассказывает «МК в Твери» .

Первый Токийский архиепископ

Николай Японский, в миру Иван Касаткин, был епископом Русской церкви, архиепископом Токийским и Японским. Родился в 1836 году в Березовском погосте Бельского уезда (тогда территория относилась к Смоленской губернии). Сейчас это деревня Береза Мостовского сельского округа Оленинского муниципального округа Тверской области. Отец Николая был диаконом. Именно он подал мальчику жизненный пример и стал духовным наставником.

Будущий епископ окончил Бельское духовное училище и Смоленскую семинарию. Николай был одним из лучших учеников и вскоре по рекомендации поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где учился с 1857-го до 1860 года. После он узнал, что есть вакансия на должность настоятеля церкви при недавно открытом русском консульстве в городе Хакодате в Японии. Благодаря ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Григория ему предоставили место в этом иностранном приходе. Тогда Русская православная церковь вела активную миссионерскую работу в Японии, и Николай сразу понимал, что ему предстоит очень много проповедовать, подналег на книги и в кратчайшее время получил ученую степень кандидата богословия.

Прибыв в незнакомую страну, первые несколько лет Николай самостоятельно изучал японский язык, культуру и быт местных жителей. На тот момент обращение в христианство в Стране восходящего солнца еще было запрещено местным законом. Но, несмотря на это, весной 1868 года Николай все же крестил первого японца. Первого православного звали Такума Савабэ, он был приемным сыном синтоистского священнослужителя и бывшим самураем.

За полвека служения в Японии Николай выезжал из этой страны только два раза, настолько был поглощен делами. По его ходатайству открыли русскую духовную миссию. Во время миссионерской деятельности он перевел на японский язык молитву «Отче наш», священные писания, богослужебные книги, создал духовную семинарию, шесть училищ для девочек и мальчиков, библиотеку и приют. К концу 1890 года православная церковь в Японии насчитывала 216 общин, в которых было 18 625 христиан. 8 марта 1891 года Николай освятил кафедральный Воскресенский собор в Токио, называемый японцами Никорай-до, что в переводе означает «Путь Николая».

24 марта 1906 года Николая возвели в сан архиепископа Токийского и всея Японии. После кончины архиепископа японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города на кладбище Янака.

Японская традиция в Твери хоть и не многолюдная, но стойкая и совершенно четкая. Есть среди нашего духовенства почитатели святого Николая, а есть и вполне мирские последователи. «Никорай-до» не только народное название собора в Токио, так именуется тверской клуб игры в Го, который объединяет десятки поклонников самых разных возрастов. Клуб появился в 2014 году. Одним из его основателей является настоятель храма Николая Японского на малой родине святителя отец Артемий. Вторым активистом, поддержавшим идею, стал тверской студент и большой любитель шахмат Антон Проскурин. 29 октября 2014 года был проведен официальный интернет-турнир между тверскими и калининградскими игроками. Призерами первого турнира «Nikorai Do» стали Дмитрий Гладуш из Калининграда и Иван Лобачев и Владимир Конухов из Твери.

К слову, такое название для клуба выбрали не только из-за того, что японист и миссионер Николай известен как основатель Православной церкви в Японии. Архиепископ изучил язык и культуру страны настолько хорошо, что удивлял своими познаниями даже японцев. Многие из них говорили, что не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране таким уважением. Именно Николай познакомил русских с японской культурой, а японцев – с русской. Помимо духовной литературы он и его соратники перевели на японский язык сочинения Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского. А если спросить мнение любителей игры Го, то многие считают, что именно после нее стали больше читать и интересоваться искусством в целом. Одним словом, и логика, и тяга к прекрасному.

Что же это за игра ? Некоторые фанаты сравнивает эту стратегию с шахматами, другие с шашками. Поле для игры в Го представляет собой большую расчерченную на квадраты доску, на которую выставляют округлые черные и белые камни одинакового размера. Ставят их не в клеточки, а на пересечение линий. Главная цель игры — заполнить как можно больше места на поле, отгородив свою «территорию» выложенными в ряд камнями. При этом уже поставленные камешки передвигать, но при этом можно заменять «фишки» противника на свои. Также камень или группа камней противника, которые вы окружили своими, снимаются с доски. Во время игры на поле появляются сектора, куда нельзя ходить. Помимо этого, запрещено повторять позицию убранного камня.

По словам многих игроков, чтобы разобраться в правилах, потребовалось не меньше десятка партий. А уже поняв логику игры, в нее влюбляются всецело и на всю жизнь. Ведь когда фигурку или фишку можно передвинуть, то выйти из сложной ситуации с противником довольно просто. Но если все должно быть неподвижно, то приходится, можно сказать, работать в паре с противником, а не против. С каждым ходом стратегии будут взаимно меняться.

Согласно японской мудрости высший уровень мастерства — когда свои и чужие камни воспринимаются как часть общего замысла. Если оба игрока не совершают ни одной ошибки, то территория в итоге оказывается поделенной ровно пополам. Древняя игра учит сразу нескольким вещам. Первая – невозможность тотальной единоличной победы. Здесь нельзя забрать всю территорию, но возможно получить какую-то ее часть, большую или меньшую. Вторая – это логика победы с минимальным перевесом. И чем больший кусок поля игрок пытается захватить, тем меньше у него шансов на победу. В Го важно выстраивать баланс, делать уступки ради хитро задуманного обходного маневра. Игра учит, что победа – это результат равноправной борьбы и партнерства.

Интересный момент: японцы произносят имя Николай на особый манер — «Никорай. Дело в том, что в языке этой восточной страны нет слога «ла». Поэтому японцы используют несколько созвучный ему «ра». Название тверского клуба и японского храма хоть и произносится одинаково, но на языке иероглифов имеет разное написание. Поэтому название клуба получилось сразу с несколькими значениями. И «храм Николая», и «путь».

А в это время

Восток притягивает, не только японские мотивы звучат этим летом в тверской медиасфере, есть новости и из Китая. В июле сборная России приняла участие в международных соревнованиях по перетягиванию каната в Китае. Делегация нашей страны была представлена спортсменами из Тверской и Пензенской областей. Про одну из спортсменок, Дарью Доброву, наша газета писала в начале этого года.

Состязались в местечке Иелигуан, Ганнан, Тибетская автономная префектура, провинция Ганьсу.

Российская команда выступила во всех дисциплинах. На турнир собрались не только сильнейшие команды из разных провинций Китая, своих силачей прислали Вьетнам и Тайвань. При этом тайваньцы выступили в ранге действующих чемпионов мира.

Место для проведения турнира было выбрано не случайно. Состязания по перетягиванию каната – традиционный вид спорта тибетских скотоводов. Он зародился несколько тысяч лет назад и стал неотъемлемой частью праздников и народных гуляний. В древнем Китае существовала легенда о том, что Солнце и Луна перетягивали канат в борьбе за власть над миром. В широком смысле это вечное соревнование трактуется как сражение света и тьмы, жизни и смерти. В Иелигуане есть памятник перетягиванию каната.

Российские команды с тверскими спортсменами остановились на подступах к пьедесталу почета и заняли пятые места в турнирных таблицах. Бронзовую награду в копилку национальной сборной принесла смешанная команда. В целом россияне на родине состязаний по перетягиванию каната заявили о себе как о серьезном сопернике.

0

Из этой же рубрики