На очередном заседании регионального правительства, которое состоялось 16 июня, говорили об экстренной медицинской помощи. Той самой – с мигалками и сиренами. Белые и ярко-желтые машины с красными полосами, которые мчат фельдшеров и врачей к пациентам, в большом городе явление привычное. Особенно в эпоху коронавируса. Но не следует забывать, что работа медиков не ограничивается лишь недавно пришедшим в нашу жизнь ковидом. Ежедневно они сталкиваются с инфарктами и инсультами, сосудистыми кризами, острыми отравлениями, пожарами и ДТП. И от того, насколько быстро они приедут на вызов, зачастую зависит не только здоровье, но и жизнь человека.
Хорошо забытое старое
Не секрет, что у тверской «скорой» есть своя история взлетов и падений, впрочем, как и у российской медицины в целом. И чтобы понять причины большинства проблем, мы вновь должны обратиться к нашему недавнему советскому прошлому. Тратить время на дискуссию о коммунистическом строе в целом не будем, остановимся на том, что заслуженно считается достижением – системе Семашко. Именно эта модель здравоохранения специалисты называют наиболее эффективной, хоть и с некоторыми оговорками. Благодаря ей советская медицина признается качественной в том числе и критиками СССР, а британский экономист Уильям Беверидж даже использовал систему Семашко при создании собственной. Да-да, теперь вы знаете, что англичане переняли модель здравоохранения Советского Союза. Можете использовать этот пример в политических сетевых дискуссиях.
Впрочем, не будем отвлекаться. Попробуем в двух словах объяснить принципы системы Семашко. Все довольно просто и понятно: медицина должна быть доступной и всеобщей как неотъемлемое право каждого гражданина, а еще централизованной. Важным условием также является четкая иерархия: так, в СССР на уровне ФАП (фельдшерско-акушерских пунктов), терапевтических участков и районных больниц лечились самые распространенные заболевания и проводилась профилактика, а более сложные случаи передавались в областные, республиканские и всесоюзные медучреждения.
Одно из достоинств этой системы заключалось в том, что здравоохранение само шло к человеку, а не наоборот. К слову, это именно то, чего сейчас пытаются добиться, улучшая российскую медицину. Житель даже самой дальней деревни в глубинке знал, что ему при необходимости окажут помощь – в лучшие годы Советского Союза существовало даже такое явление как сельская больница с полноценным хирургическим отделением. Где-то было скромнее – фельдшерский пункт на несколько деревень. Но факт налицо: здравоохранение действительно было всепроникающим. Разумеется, возникали вопросы к его качеству на отдельно взятых территориях, но это уже частности.
То же самое было и со станциями скорой помощи, а также с системой санавиации. В девяностые годы все в одночасье рухнуло, и мощная система здравоохранения оказалась в водовороте потрясений наряду со всеми остальными отраслями экономики. Сельские больницы и фельдшерские пункты закрывались, специалисты бежали в крупные города в поисках заработка, чтобы хоть как-то прокормить себя и свои семьи. Оборудование и парк машин «скорой» перестали обновляться, а зарплаты медикам задерживались месяцами и даже годами. Жизнь в стране превратилась в выживание, и это коснулось не только людей, но и целые сферы вроде того же здравоохранения.
Смутное время
Помните ожидание «скорой» по несколько часов? А разбитые «рафики» и «буханки», на которые было и смотреть-то страшно, не только ездить на них? А обшарпанные коридоры больниц и кабинеты, обустроенные в лучшем случае мебелью и приборами образца восьмидесятых? То была сложная эпоха перемен, последствия которой мы ощущаем и сегодня.
А в двухтысячные отечественную медицину, едва оправившуюся от лихих девяностых, чуть было не загубила оптимизация. Во многих регионах, и Тверская область не исключение, правили бал «суперменеджеры», которые осознанно или нет, но путали социальную сферу с бизнесом. Отрасли, изначально не нацеленные на получение прибыли вроде медицины, культуры и образования, пускались под нож с якобы благой целью – сэкономить. Вкладывать же деньги в больницы, школы и дома культуры «суперменеджеры» не хотели. Не видели смысла. Прибыль-то они не дают, только воздух портят.
Многие в Тверской области уже забыли одного такого деятеля, который сравнивал поддержку государственной медицины с «инъекцией в протез». Но интернет помнит все, так что желающие могут погуглить фамилию «героя». К счастью, эпоха таких «суперменеджеров», путающих божий дар с яичницей, наконец-то закончилась. А вот дела, которых они наворотили, остались – уже к сожалению. И разгребать эти авгиевы конюшни теперь приходится областному руководству.
На этой неделе как раз обсуждали дальнейшее развитие тверской медицины и в частности «скорых». Чуть забегая вперед, скажем, что одной из ключевых задач стала централизация – точь-в-точь по Семашко.
Лицом к врачу и пациенту
Итак, сразу о главном. Губернатор Игорь Руденя озвучил планы на ближайшие три года – это полное обновление парка автомобилей «скорой», внедрение новых технологий и повышение мотивации сотрудников.
— Также реализуем комплекс мероприятий по укреплению материально-технической базы станций скорой помощи, — отметил глава региона. – С прошлого года мы идем по пути централизации службы.
О чем идет речь? Губернатор имеет в виду подключение отделений «скорой» к Единому диспетчерскому центру. Его задача – координировать и контролировать в режиме реального времени работу всех бригад СМП на территории Тверской области. Кроме того, в центре предусмотрена возможность врачебной консультации по телефону. Благодаря этому уже удалось снизить нагрузку на экипажи, а централизованное управление значительно сократило время прибытия заветной машины на место вызова.
На сегодняшний день к ЕДЦ подключены подстанции в областной столице, Ржеве, Торжке, Вышнем Волочке, Кимрах и Конакове. В общей сложности эти пункты обслуживают население 10 муниципальных образований, и в дальнейшем планируется объединение всех «скорых» региона.
Во всех подразделениях СМП в Тверской области будет проведен ремонт – в зависимости от состояния, текущий либо же капитальный. Так, например, в этом году завершается реконструкция Ржевской подстанции. В семи муниципалитетах будут установлены модульные конструкции.
Говорили на заседании и об автопарке – в 2020-м регион получил 50 новых машин, а с 2021-го по 2025-й планируется поставка еще более чем 100 специализированных автомобилей. Примечательно, что за один только прошлый ковидный год новых «скорых» Тверская область получила почти столько же, сколько за три предыдущих.
И еще немного цифр. Всего несколько лет назад в регионе восстановили полноценную службу санавиации, а сегодня заходящий на посадку у областной больницы в Твери вертолет – привычное, обыденное явление. Так, за один только 2020 год медики совершили 205 вылетов, оказав помощь более чем 210 жителям региона. А с начала года текущего винтокрылые машины тверской санавиации уже поднялись в воздух свыше 160 раз, число спасенных пациентов превысило 170 человек. Читайте большой материал ТОП Тверь о том, как работает санавиация в регионе.
Впрочем, было бы несправедливо говорить лишь о количественных показателях. Например, вы знали, что в Тверской области создан центр практических навыков СМП, где специалисты отрабатывают самые разные, в том числе нестандартные, ситуации? Любой медик подтвердит, что в этой сложной сфере невозможно обойтись без повышения квалификации. И к текущему моменту на базе центра проведено уже 540 занятий – в том числе по видеоконференцсвязи.
Не забыли и о подготовке новых специалистов – в ординатуре созданы целевые места, а из регионального бюджета будут предоставлять гранты на обучение. И вот вам еще цифра: более 40 новых сотрудников пришли в «скорую» только в этом году.
Разумеется, все больные места не исправить одномоментно, и на решение поставленных перед регионом задач потребуется время. Однако процесс запущен, и сегодня мы подводим уже не начальные, а промежуточные итоги. Будем надеяться, все и дальше будет идти как по маслу.
И напоследок хотелось бы обратить внимание вот на какой момент. Пандемия коронавируса, разразившаяся в прошлом году, изменила отношение обывателей к медикам. Причем в лучшую сторону, что не может не радовать. Вы заметили, как словно по команде машины начинают прижиматься к краям дороги, едва водители заслышат тревожный сигнал сирены? Наиболее эффектно это смотрится на узком Старом мосту, когда в самую жесткую пробку автомобили образуют для «скорой» свободный коридор в центре проезжей части. Разумеется, это изначально нормальное поведение адекватных людей, но, согласитесь, раньше было на порядок хуже. Подрезать и заблокировать «скорую» теперь отваживаются единичные водители с отсутствием принципов, но к ним и разговор особый.
Ведь важно понимать – быстрота скорой помощи зависит не только от новой машины и качественной работы диспетчерского центра. Это еще и наше с вами отношение к людям в белых халатах.
Сергей САВИНОВ