Не так давно в Госдуме РФ обсуждали очередные поправки в закон об образовании, и речь шла, в частности, о непростом положении педагогов – в том числе о вмешательстве в личную жизнь, доходящую порой до откровенной травли. Первые страсти успели уже поутихнуть, а парламентарии заверили, что нововведения, призванные защищать учителей и воспитателей, необходимо принять до конца текущего года. Однако проблема, из-за которой все это было затеяно, естественно, никуда не делась.
Учитель в современном российском обществе – лицо, максимально не защищенное от общественного мнения, которое может как возвысить, так и с легкостью уничтожить. В качестве решения этой проблемы предлагается наделить педагогов неприкосновенностью.
Мы проанализировали ситуацию и поговорили о необходимости подобного шага с представителями профессионального сообщества.
Научи меня полностью
Сказать по правде, особый статус учителей обсуждается довольно давно, и разговоры эти, разумеется, возникли не на пустом месте. Всеобщее уважение к профессии педагога, которое культивировалось в Советском Союзе, кануло в Лету – как ни больно осознавать, но это печальный факт. Если в девяностые вся страна была озабочена физическим выживанием, и учителя не были исключением, то в сытые нулевые парадигма сменилась: образование внезапно стало «сферой услуг».
Последствия, о которых вряд ли задумывались те, кто ввел в обиход эту формулировку, оказались катастрофическими. Большинство людей охотно приняли новые правила игры, но с поправкой на свои обывательские представления. Мол, если школа оказывает услугу, будьте добры предоставить ее по всем правилам – чтобы последний двоечник внезапно стал кандидатом на поступление в МГУ. Это можно было бы принять за неоднозначную шутку, вот только подобных примеров из жизни великое множество.
Безусловно, в этой искривленной реальности некорректно винить детей. Они, как известно любому педагогу, транслируют то, что получают и узнают в семье. И далеко не всегда там царит гармония. В крайних случаях приходится иметь дело с агрессивным невежеством, которое, к сожалению, часто бывает весьма активным.
– Учителя сегодня беззащитны, – констатирует Степан Носов, преподаватель русского языка и литературы Тверского СВУ. – Разгневанный родитель может влететь в школу, когда ему угодно, и устроить публичный разнос педсостава. Естественно, я не говорю обо всех, но есть и такие, к примеру, кто по каждому поводу строчит жалобы вплоть до прокуратуры. При этом у преподавателей, как правило, нет первого рубежа обороны вроде адвокатов, и принимать удар приходится на себя.
Это действительно так: интересы учителей в большинстве случаев защищают они сами, в итоге оказываясь между двух огней. С одной стороны конфликтные родители, а с другой – руководство школы и регулирующие органы. Разумеется, мы говорим сейчас о крайних случаях, и так бывает далеко не всегда. Недопонимания чаще решаются простыми беседами, и родители в целом все же стараются считаться с мнением педагогов.
Однако давайте будем предельно откровенными: даже адекватное большинство тоже не до конца понимает работу учителя, находясь в дремучем лесу застарелых стереотипов.
Работа или рабство?
Пожалуй, одна из главных проблем, с которыми сталкиваются педагоги вне зависимости от возраста и профессионального опыта, это острая нехватка времени. Зарплаты учителей по-прежнему сложно назвать достойными, и нередко им приходится брать дополнительные часы, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Все наши собеседники, так или иначе, трудятся с большими переработками. И это лишь верхушка айсберга.
Вопреки широкому мнению занятость школьного учителя не ограничивается уроками. Добавьте сюда проверку тетрадей, причем нередко сразу по нескольким предметам, заполнение журнала, составление бесчисленного количества отчетов и организацию внеклассного досуга. Это экскурсии, поездки, чаепития, походы в театр и кино, когда педагог, к слову, не отдыхает, а постоянно приглядывает за детьми.
В итоге у учителя просто-напросто не остается времени на себя. Наиболее остро эта проблема встала в самом начале пандемии ковида, когда школы перевели на дистанционное обучение. Тогда-то и вскрылось окончательно, как отдельные родители относятся к личному времени учителей. Рабочий день педагога оказался размазанным по всем двадцати четырем часам – выполненные домашние задания порой сыпались в два часа ночи, причем к утру их необходимо было уже проверить. О том, что учителя тоже спят, а еще у них есть семьи и личная жизнь, мало кто задумывался. Забывают об этом, конечно же, и сейчас.
– О том, что у педагога должно быть свободное время, говорил еще Сухомлинский, – напоминает тверской педагог Юрий Зайцев. – Это актуально для любой эпохи. Бесконечные отчеты, совещания, учебные планы, проверки напрочь убивают ту искру, которую ждут от учителя. А откуда ей взяться, если он после восьми уроков приходит домой только чтобы лечь спать и наутро снова проснуться готовым отвести еще восемь уроков? Личная жизнь при такой нагрузке и так под большим вопросом, но отдельные граждане, видимо, считают, что ее у педагогов и не должно быть. Такое отношение попросту обескураживает.
В частных беседах многие учителя жаловались нам, что родители учеников и до ковидных ограничений не считались с их личным временем. Телефонные звонки в одиннадцатом часу вечера с вопросами по домашнему заданию или несправедливой, по мнению школьников, оценке, ночные сообщения в мессенджер, бесконечные дергания в выходные и праздники. Большинство родителей, как рассказывали наши собеседники, даже не в курсе, что в промежуточные каникулы (осенью, зимой и весной) отдыхают только дети, но не педагоги. А некоторые признавались нам, что на лето полностью отключают телефон или заводят второй номер.
Но опять же это еще не гарантия спокойной жизни.
Шоу Трумэна по-русски
Удивительно, но в текущей редакции закона «Об образовании» декларируется лишь право учителя на защиту «профессиональной чести и достоинства». О личной жизни не говорится ни слова. А между тем, это самое слабое место любого человека. И педагоги здесь не исключение.
В нашем обществе действует установка, что учитель – это еще и живой пример для учеников. Он обязан не только давать знания, но и быть неким моральным ориентиром. Пожелание справедливое, тем не менее, в реальности оно приобретает гипертрофированные формы: список обязанностей растет, а права напрочь отсутствуют.
Общественность пристально наблюдает, как выглядит педагог, насколько откровенный купальник надевает на пляже, в какие заведения ходит и какие заказывает напитки. Вы обратили внимание, что за последние годы в соцсетях резко сократилось число аккаунтов, принадлежащих учителям? В лучшем случае они максимально закрыты настройками приватности. Все это – результат травли педагогов за посты, которые кому-то по разным причинам не понравились. То у молодой учительницы математики юбка слишком короткая, то преподаватель физкультуры позирует у бассейна в чересчур облегающих плавках. Фактически учителям перекрыли возможность вести активную социальную жизнь.
– Вполне естественно, что ученикам интересно, чем живет их учитель вне школы, – говорит Татьяна Нуждина, заместитель директора по УВР тверской средней школы №18. – Им приятно, к примеру, узнать, что классный руководитель слушает ту же музыку, смотрит те же популярные сериалы. Еще лучше, когда педагог рассказывает о своих достижениях – в спорте, науке, занятиях танцами и так далее. Это мотивирует учеников становиться лучше, брать с учителя пример. Однако порой любопытство детей и родителей переходит определенную грань, когда речь идет о чем-то более личном. И тут многое зависит от воспитания. Ребенок не будет лезть в чужие дела, если это не делают родители, если в семье ему объясняют, как можно, а как нельзя. Чужой личной жизни это тоже касается.
Разумеется, в информационном обществе следует соблюдать так называемую сетевую гигиену. Любой пользователь, пишущий что-либо в сети и публикующий фотографии, должен быть готов к неоднозначной реакции общества. Однако именно учителям в данном случае уделяется слишком пристальное, порой даже нездоровое внимание.
Педагог удивительным образом превращается в инструмент, от которого ждут лишь безропотного исполнения обязанностей и стоического смирения. Общество словно вычеркивает работников образования из своих рядов, фактически отказывая им в элементарных потребностях. Возникают двойные стандарты: сотрудник call-центра, позвонивший в неурочный час с очередным выгодным предложением, обкладывается трехэтажным матом, но потом этот же человек, например, набирает классного руководителя, даже не считая нужным задуматься, удобно ли ему сейчас говорить.
Самая большая проблема во всем этом – отсутствие механизмов защиты. Педагог, на которого накричали в отделе образования, ищет моральной поддержки у коллег и близких, но не у профсоюза. Привлечь же к реальной ответственности нерадивых чиновников или невоспитанных родителей учеников фактически невозможно. В итоге учителя гробят свое здоровье и нервы, происходит быстрое выгорание, и как тогда требовать от человека, опустившего руки, воспитывать новое поколение с блеском в глазах? И это вовсе не красивая фигура речи, это – жестокая реальность, с которой ежедневно приходится сталкиваться педагогам по всей стране. Особенно фарисейскими на этом фоне выглядят разговоры о «призвании» и «высокой миссии».
– Особый статус учителям и воспитателям просто необходим, – считает Юрий Зайцев. – Если перед педагогами стоит задача привить детям не только знания, но и патриотизм, любовь к Родине, это уже государственный масштаб. В таком случае справедливо будет приравнять учителей к госслужащим.
Хочется верить, что очередной законопроект все же будет доведен до логического завершения, и российские учителя обретут тот самый особый статус, гарантирующий неприкосновенность. Сегодня им обладают лишь силовики и политики. Но и тех, и других тоже учат в школе.
Давайте вместе подумаем: кого могут воспитать затравленные общественным давлением люди, заваленные бюрократической работой и получающие за свой труд копейки? Возможно, ответ на столь непростой вопрос поможет законодателям ускорить решение проблемы.
Потом может стать слишком поздно.
Сергей САВИНОВ