Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус

12:48

07 апреля 2023

4295

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Не так давно в Госдуме РФ обсуждали очередные поправки в закон об образовании, и речь шла, в частности, о непростом положении педагогов – в том числе о вмешательстве в личную жизнь, доходящую порой до откровенной травли. Первые страсти успели уже поутихнуть, а парламентарии заверили, что нововведения, призванные защищать учителей и воспитателей, необходимо принять до конца текущего года. Однако проблема, из-за которой все это было затеяно, естественно, никуда не делась.

Учитель в современном российском обществе – лицо, максимально не защищенное от общественного мнения, которое может как возвысить, так и с легкостью уничтожить. В качестве решения этой проблемы предлагается наделить педагогов неприкосновенностью.

Мы проанализировали ситуацию и поговорили о необходимости подобного шага с представителями профессионального сообщества.

Научи меня полностью

Сказать по правде, особый статус учителей обсуждается довольно давно, и разговоры эти, разумеется, возникли не на пустом месте. Всеобщее уважение к профессии педагога, которое культивировалось в Советском Союзе, кануло в Лету – как ни больно осознавать, но это печальный факт. Если в девяностые вся страна была озабочена физическим выживанием, и учителя не были исключением, то в сытые нулевые парадигма сменилась: образование внезапно стало «сферой услуг».

Последствия, о которых вряд ли задумывались те, кто ввел в обиход эту формулировку, оказались катастрофическими. Большинство людей охотно приняли новые правила игры, но с поправкой на свои обывательские представления. Мол, если школа оказывает услугу, будьте добры предоставить ее по всем правилам – чтобы последний двоечник внезапно стал кандидатом на поступление в МГУ. Это можно было бы принять за неоднозначную шутку, вот только подобных примеров из жизни великое множество.

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Безусловно, в этой искривленной реальности некорректно винить детей. Они, как известно любому педагогу, транслируют то, что получают и узнают в семье. И далеко не всегда там царит гармония. В крайних случаях приходится иметь дело с агрессивным невежеством, которое, к сожалению, часто бывает весьма активным.

– Учителя сегодня беззащитны, – констатирует Степан Носов, преподаватель русского языка и литературы Тверского СВУ. – Разгневанный родитель может влететь в школу, когда ему угодно, и устроить публичный разнос педсостава. Естественно, я не говорю обо всех, но есть и такие, к примеру, кто по каждому поводу строчит жалобы вплоть до прокуратуры. При этом у преподавателей, как правило, нет первого рубежа обороны вроде адвокатов, и принимать удар приходится на себя.

Это действительно так: интересы учителей в большинстве случаев защищают они сами, в итоге оказываясь между двух огней. С одной стороны конфликтные родители, а с другой – руководство школы и регулирующие органы. Разумеется, мы говорим сейчас о крайних случаях, и так бывает далеко не всегда. Недопонимания чаще решаются простыми беседами, и родители в целом все же стараются считаться с мнением педагогов.

Однако давайте будем предельно откровенными: даже адекватное большинство тоже не до конца понимает работу учителя, находясь в дремучем лесу застарелых стереотипов.

Работа или рабство?

Пожалуй, одна из главных проблем, с которыми сталкиваются педагоги вне зависимости от возраста и профессионального опыта, это острая нехватка времени. Зарплаты учителей по-прежнему сложно назвать достойными, и нередко им приходится брать дополнительные часы, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Все наши собеседники, так или иначе, трудятся с большими переработками. И это лишь верхушка айсберга.

Вопреки широкому мнению занятость школьного учителя не ограничивается уроками. Добавьте сюда проверку тетрадей, причем нередко сразу по нескольким предметам, заполнение журнала, составление бесчисленного количества отчетов и организацию внеклассного досуга. Это экскурсии, поездки, чаепития, походы в театр и кино, когда педагог, к слову, не отдыхает, а постоянно приглядывает за детьми.

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

В итоге у учителя просто-напросто не остается времени на себя. Наиболее остро эта проблема встала в самом начале пандемии ковида, когда школы перевели на дистанционное обучение. Тогда-то и вскрылось окончательно, как отдельные родители относятся к личному времени учителей. Рабочий день педагога оказался размазанным по всем двадцати четырем часам – выполненные домашние задания порой сыпались в два часа ночи, причем к утру их необходимо было уже проверить. О том, что учителя тоже спят, а еще у них есть семьи и личная жизнь, мало кто задумывался. Забывают об этом, конечно же, и сейчас.

– О том, что у педагога должно быть свободное время, говорил еще Сухомлинский, – напоминает тверской педагог Юрий Зайцев. – Это актуально для любой эпохи. Бесконечные отчеты, совещания, учебные планы, проверки напрочь убивают ту искру, которую ждут от учителя. А откуда ей взяться, если он после восьми уроков приходит домой только чтобы лечь спать и наутро снова проснуться готовым отвести еще восемь уроков? Личная жизнь при такой нагрузке и так под большим вопросом, но отдельные граждане, видимо, считают, что ее у педагогов и не должно быть. Такое отношение попросту обескураживает.

В частных беседах многие учителя жаловались нам, что родители учеников и до ковидных ограничений не считались с их личным временем. Телефонные звонки в одиннадцатом часу вечера с вопросами по домашнему заданию или несправедливой, по мнению школьников, оценке, ночные сообщения в мессенджер, бесконечные дергания в выходные и праздники. Большинство родителей, как рассказывали наши собеседники, даже не в курсе, что в промежуточные каникулы (осенью, зимой и весной) отдыхают только дети, но не педагоги. А некоторые признавались нам, что на лето полностью отключают телефон или заводят второй номер.

Но опять же это еще не гарантия спокойной жизни.

Шоу Трумэна по-русски

Удивительно, но в текущей редакции закона «Об образовании» декларируется лишь право учителя на защиту «профессиональной чести и достоинства». О личной жизни не говорится ни слова. А между тем, это самое слабое место любого человека. И педагоги здесь не исключение.

В нашем обществе действует установка, что учитель – это еще и живой пример для учеников. Он обязан не только давать знания, но и быть неким моральным ориентиром. Пожелание справедливое, тем не менее, в реальности оно приобретает гипертрофированные формы: список обязанностей растет, а права напрочь отсутствуют.

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Общественность пристально наблюдает, как выглядит педагог, насколько откровенный купальник надевает на пляже, в какие заведения ходит и какие заказывает напитки. Вы обратили внимание, что за последние годы в соцсетях резко сократилось число аккаунтов, принадлежащих учителям? В лучшем случае они максимально закрыты настройками приватности. Все это – результат травли педагогов за посты, которые кому-то по разным причинам не понравились. То у молодой учительницы математики юбка слишком короткая, то преподаватель физкультуры позирует у бассейна в чересчур облегающих плавках. Фактически учителям перекрыли возможность вести активную социальную жизнь.

– Вполне естественно, что ученикам интересно, чем живет их учитель вне школы, – говорит Татьяна Нуждина, заместитель директора по УВР тверской средней школы №18. – Им приятно, к примеру, узнать, что классный руководитель слушает ту же музыку, смотрит те же популярные сериалы. Еще лучше, когда педагог рассказывает о своих достижениях – в спорте, науке, занятиях танцами и так далее. Это мотивирует учеников становиться лучше, брать с учителя пример. Однако порой любопытство детей и родителей переходит определенную грань, когда речь идет о чем-то более личном. И тут многое зависит от воспитания. Ребенок не будет лезть в чужие дела, если это не делают родители, если в семье ему объясняют, как можно, а как нельзя. Чужой личной жизни это тоже касается.

Разумеется, в информационном обществе следует соблюдать так называемую сетевую гигиену. Любой пользователь, пишущий что-либо в сети и публикующий фотографии, должен быть готов к неоднозначной реакции общества. Однако именно учителям в данном случае уделяется слишком пристальное, порой даже нездоровое внимание.

Педагог удивительным образом превращается в инструмент, от которого ждут лишь безропотного исполнения обязанностей и стоического смирения. Общество словно вычеркивает работников образования из своих рядов, фактически отказывая им в элементарных потребностях. Возникают двойные стандарты: сотрудник call-центра, позвонивший в неурочный час с очередным выгодным предложением, обкладывается трехэтажным матом, но потом этот же человек, например, набирает классного руководителя, даже не считая нужным задуматься, удобно ли ему сейчас говорить.

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Самая большая проблема во всем этом – отсутствие механизмов защиты. Педагог, на которого накричали в отделе образования, ищет моральной поддержки у коллег и близких, но не у профсоюза. Привлечь же к реальной ответственности нерадивых чиновников или невоспитанных родителей учеников фактически невозможно. В итоге учителя гробят свое здоровье и нервы, происходит быстрое выгорание, и как тогда требовать от человека, опустившего руки, воспитывать новое поколение с блеском в глазах? И это вовсе не красивая фигура речи, это – жестокая реальность, с которой ежедневно приходится сталкиваться педагогам по всей стране. Особенно фарисейскими на этом фоне выглядят разговоры о «призвании» и «высокой миссии».

– Особый статус учителям и воспитателям просто необходим, – считает Юрий Зайцев. – Если перед педагогами стоит задача привить детям не только знания, но и патриотизм, любовь к Родине, это уже государственный масштаб. В таком случае справедливо будет приравнять учителей к госслужащим.

Хочется верить, что очередной законопроект все же будет доведен до логического завершения, и российские учителя обретут тот самый особый статус, гарантирующий неприкосновенность. Сегодня им обладают лишь силовики и политики. Но и тех, и других тоже учат в школе.

Униженные и оскорбленные: зачем российским учителям особый статус
Фото: Кристина Белякова/РИА Верхневолжье

Давайте вместе подумаем: кого могут воспитать затравленные общественным давлением люди, заваленные бюрократической работой и получающие за свой труд копейки? Возможно, ответ на столь непростой вопрос поможет законодателям ускорить решение проблемы.

Потом может стать слишком поздно.

Сергей САВИНОВ

+7

Из этой же рубрики