Спроси первого попавшегося горожанина, где располагался тверской кремль, и правильно ответит далеко не каждый. А то еще и удивится: мол, разве он вообще был? Зато к речному вокзалу путь покажет даже ребенок. Настолько это известное здание, что его часто называют визитной карточкой Твери.
С этим можно поспорить, ведь есть еще Путевой дворец, Старый мост, Морозовские казармы, а с недавних пор еще и восстановленный Спасо-Преображенский собор. Не будем категоричными и назовем все эти объекты визитными карточками нашего города. И речной – это одна из них. Яркая, безусловно, и все-таки не единственная.
Недавно стало известно, что знаменитое здание выводится из госреестра объектов культурного наследия. Новость всколыхнула общественность, и некоторые, не разобравшись, моментально приняли эту идею в штыки. Мол, теперь снесут и забудут. Чуть забегая вперед, скажем, что реальность несколько отличается. Но подробно мы с вами поговорим о другом. Давайте не будем ломать копья, а просто подумаем, чего мы хотим от речного.
Оставить, как есть? Восстановить в прежнем виде? Или сделать что-то совсем иное?
Острый угол
Как и обещали, внесем ясность. Уничтожать речной и засыпать золой землю никто не собирается – вывод аварийного здания из госреестра преследует сугубо прагматичные цели. Сейчас это фактически развалины, с которыми сделать ничего нельзя без тонны бумаг и бюрократических проволочек. А еще – давайте примем простой факт, что прежнего речного больше нет. Не будем искать правых и виноватых, просто признаемся сами себе: здание гнило в лучшем случае с конца восьмидесятых. А то и раньше, потому что уже в первую после постройки весну его затопило – это случилось в 1938-м.
Известно, что выбор места – не единственная ошибка. Эксперты выяснили, что материалы, из которых речной был построен, не годились для имевшейся у здания нагрузки. Аварийность была лишь вопросом времени. Отсюда следует вывод: восстановить его из того, что было, как в песне, уже не получится. Время ушло. Те, кто хотел сохранить речной, не могли это сделать. Те же, кто мог, не стал. Работаем с тем, что есть.
Ополчаться на планы восстановления Отроч монастыря тоже не стоит – отбросив эмоции, примем еще один факт. Строительство тверского речного вокзала обошлось нам потерей действительно известной старинной обители, одной из доминант левобережной части города. Мы уж не говорим о попутно снесенных постройках – почитайте статьи нашего проекта «Велохронометр», и вы удивитесь, сколько интересного было потеряно еще буквально недавно.
Так что же теперь? Сносить все новое и восстанавливать старое? Разумеется, нет. Это слишком простой и, будем честны, иезуитский подход.
Из Москвы с приветом
Перенесемся в белокаменную столицу. Почти двадцать лет назад, в 2006-м, на берегу Москвы-реки начали демонтаж огромной гостиницы «Россия». Работа затянулась и завершилась к 2010-му. По-своему эта гостиница была символом советской Москвы, и многие также грустили от ее сноса. Шутка ли – в застойные брежневские времена «Россию» даже занесли в Книгу рекордов Гиннеса, настолько она была огромной на тот момент.
Но есть нюанс: для ее постройки фактически уничтожили исторический московский район Зарядье, впервые упомянутый аж в XIV веке. А назывался он так, потому что располагался «за рядами» торговых лавок. Увы, многие старинные постройки по понятным причинам не сохранились. Зато появилось общественное пространство с таким же названием. Это и парк, и концертная площадка, и знаменитый Парящий мост, и кусочек законсервированной старой Москвы.
Ничего не напоминает? Планы создания историко-культурного кластера на месте тверского речного вокзала, отличаясь в деталях, представляют собой схожую концепцию. Эдакий сплав старого и нового, советского и дореволюционного. Чем не «Зарядье»? Раз уж погиб Отроч монастырь, а затем и стоящий на его месте речной – почему не воспользоваться опытом москвичей? Что мешает сделать нечто подобное?
Торг и принятие
Можно, разумеется, сохранить пугающий своим видом скелет погибшего здания. Закрыть все забором и дальше стыдиться перед туристами. А можно создать потрясающее общественное пространство, где точно так же, как в московском «Зарядье», открыть жителям и гостям города частичку древней Твери. Ведь, как показали раскопки, история нашей земли может быть всерьез пересмотрена – она гораздо глубже, чем мы привыкли считать.
В Отроч монастыре провел два десятилетия Максим Грек, трагически пал от рук Малюты Скуратова святитель Филипп. Одним из настоятелей был Тихон Задонский – из этих, перечисленных, и других фактов можно создать не только экспозицию, но и целый исторический квест. И вовсе не обязательно зацикливаться на столь далеких временах – в эпоху Союза район речного вокзала мог стать новым административным центром со своим грандиозным Дворцом Советов. Музей несбывшихся проектов – чем не фишка?
Увы, ни полуразваленный речной, ни полностью восстановленный вряд ли вернется к своему прежнему назначению – уже нет того пассажиропотока, что был еще во времена перестройки, когда по Волге можно было ходить на катерах к соседним деревням. А гостям Твери, приплывающим к нам на огромных круизных лайнерах, гораздо нужнее тот самый общественный кластер. Чтобы и в парковой зоне погулять, послушав крики чаек, и селфи сделать на красивом фоне, и историю города изучить. И не только.
Неожиданные факты
Вы знали, к примеру, что первый путеводитель по Волге был создан именно в Твери? Он так и назывался: «Волга от Твери до Астрахани». Эту красочную книгу выдавали каждому пассажиру пароходов общества «Самолетъ». А кроме того, само слово «пароход» придумал русский офицер Петр Рикорд, уроженец Торопца. Изначально-то эти суда величали на английский манер – «стимботами».
Вот еще один интересный факт: первые волжские пароходы появились как раз в нашем городе, а судоходство началось в 1853 году благодаря тому самому «Самолету» – первой такой компании и одной из трех крупнейших в Российской империи. Вот вам и идея речного музея – фактов с лихвой достаточно для создания нескольких экспозиций и даже «исторического круиза» наподобие такого же на железной дороге. А еще можно подумать над проектом, связанным с кинематографом – речной не раз становился местом съемок, причем как при Союзе, так и гораздо позже.
Потому мы и задали вопрос в начале статьи: чего же мы хотим? Сохранить речной ради речного? Или воспользоваться окном возможностей для создания по-настоящему уникального проекта, который совместит в себе русское и советское, древнейшее и ультрасовременное?
Есть хорошая фраза, отражающая целую концепцию: не люди для городов, а города для людей. Автору этих строк, например, как родившемуся и выросшему в Твери, тоже безумно жалко речной вокзал. Но вместе с болью должно приходить и принятие: как жить дальше, когда чего-то уже не вернуть.
Главное, сделать это правильно.
Сергей САВИНОВ