На минувшей неделе региональное медиапространство накрыла громкая новость: многострадальный речной вокзал восстановят, причем работы начнутся уже в 2024 году. Это было настолько неожиданно, что общественность не сразу осознала, о чем идет речь. Более того, даже мы, журналисты, оказались первое время шокированы. В приятном смысле, конечно же.
Напомним, детали стали известны в четверг, 3 августа, во время очередного прямого эфира с губернатором Игорем Руденей. Глава региона сообщил о «дорожной карте», согласованной с Минкультом РФ, и даже обозначил сроки. Что особенно любопытно, речь шла не столько о вокзале, сколько о целом историко-культурном кластере под названием «Речной». Туда же, к слову, входит и утраченный в советские годы Отроч монастырь.
Сказать, что слова Игоря Рудени произвели эффект разорвавшейся бомбы, это сильно поскромничать. Большей неожиданностью, пожалуй, стала разве что новость о начале строительства Западного моста.
Культурный тлен
Чтобы понять, насколько знаковым является это событие, нужно вспомнить основные моменты в истории города и самого речного вокзала. За долгие десятилетия мы, жители Твери, настолько привыкли к этому зданию, что воспринимали его как само собой разумеющееся. Эдакой незыблемой деталью ландшафта.
Речной появился в 1938 году, когда Тверь была Калинином, а построили здание на месте древнего Отроч монастыря. Вид его сохранился благодаря старинным фотографиям, однако долгое время об уничтоженной святыне было не принято говорить. Существует даже городская легенда, будто бы ракурс для съемок в советские времена выбирался такой, чтобы маковки сохранившегося Успенского собора не были видны в кадре. Мы не знаем, так это или нет, и все же на открытках времен СССР храм и вправду не виден. Как будто его и не было.
Зато сам речной поистине стал чуть ли не центральным туристическим видом. Когда о нем говорят как о визитной карточке города, это отнюдь не преувеличение. Многие узнавали и до сих пор узнают Тверь не по Путевому дворцу, а как раз по речному вокзалу на месте впадения Тверцы в Волгу. Кстати, наиболее красивый вид открывается именно с воды – по обеим сторонам трехэтажного здания с башней и шпилем расположены симметричные крылья. С такого ракурса вокзал выглядит наиболее монументально, иллюстрируя собой стиль сталинского неоклассицизма.
Есть сведения, что территория, на котором стоит речной, задумывалась как центр радиально-лучевой планировки Заволжья – по примеру площади Михаила Тверского и отходящих от нее улиц. В реальности этого так и не сделали, как, впрочем, и не построили на том месте грандиозный дворец советов. И пусть мы сейчас говорим об очередной городской легенде, это само по себе интересно. Ореол загадочности архитектурным объектам только на пользу. И речной вовсе не исключение.
Как бы то ни было, вплоть до распада СССР вокзал использовался по прямому назначению – на Волге действовали пассажирские линии, которые соединяли Калинин с другими городами. Причем не только в нашей области, но и, например, в соседней Ярославской. Но постепенно судоходство хирело, и в девяностые от речного вокзала уже нельзя было добраться до Углича или Ржева. Сохранились лишь немногочисленные пригородные маршруты, которые в итоге тоже исчезли к началу двухтысячных.
В истории речного вокзала наступила черная полоса. Фактически действовал только причал, а в самом здании размещались офисы, ярмарки, частные музеи и галереи, даже штаб-квартиры сомнительных торговых пирамид. Вокзал превратился в базар, постепенно разрушаясь и приходя в негодность. Величественное здание становилось жалким, от него прямо на глазах отваливались куски штукатурки. А ведь в свое время тверской речной блистал в отечественном кинематографе – и мы сейчас говорим не только о фильме «Чучело» 1983 года, но и в классике «Волга-Волга» 1938-го. И что самое важное – здание пережило период немецкой оккупации, и на него в том числе водрузили одно из первых красных знамен после освобождения города.
А в 2017-м интернет облетели страшные кадры – накренившийся шпиль и обрушившиеся перекрытия. Речной, который по праву считался одной из визитных карточек города, в одночасье превратился в руины. Вот только на самом деле тот инцидент стал просто последней каплей, которая подточила монументальное здание. И с тех самых пор восстановление речного перешло в разряд несбыточных мечтаний. С символом города фактически распрощались.
Культурный шок
Можно ли было спасти речной еще тогда, в 2017-м? Вопрос отнюдь не праздный. Об удручающем состоянии здания говорили и в начале прошлого десятилетия, и даже в первые годы позапрошлого. Если бы работы по укреплению вокзала проводились вовремя, если бы за ним элементарным образом следили… Увы, история не знает сослагательного наклонения.
На несколько десятилетий о речном просто-напросто забыли, его словно бы вычеркнули из истории города. Одно время «визитную карточку» даже стыдливо прикрывали густыми древесными зарослями, чтобы не мозолила взгляд. Активисты, известные краеведы и общественники били тревогу, пытались обратить внимание на состояние городской достопримечательности, но их не слышали.
Справедливости ради отметим, что попытки реанимировать умирающий речной все-таки были. Но все они, как правило, сводились лишь к планам и прожектам, которые в итоге так и не стали реальностью. И даже когда в августе 2021 года губернатор Игорь Руденя обсуждал с президентом создание нового культурного кластера, многие восприняли идею главы региона скептически. Как оказалось, напрасно, потому что таким же сомнениям в свое время подвергалась транспортная реформа. Та самая, которая сейчас успешно работает в Твери и ряде других городов региона. Похожая ситуация, напомним, была и с консолидацией коммунальных активов, и с Западным мостом. Уверены, после этих примеров продолжать не стоит – ЖКХ теперь действительно контролируется государством, а на Волге кипит строительство долгожданной переправы.
И вот, будто гром среди ясного неба, в прямом эфире 3 августа прозвучали не просто планы, но и конкретика. Проект историко-культурного кластера «Речной» получил полную поддержку федерального центра. Вся необходимая документация будет готовиться в текущем году, а в 2024-м стартует активная фаза восстановления здания. Любопытно, что речь идет в том числе о возрождении Отроч монастыря, правда, пока еще детально не известно, в каком виде. Кроме того, частью нового кластера станет и противоположный берег Тверцы, где стоит еще один монастырь – Свято-Екатерининский.
Разумеется, нам пока трудно представить, как все это будет выглядеть. Но уже ведется работа с архивными документами и зонирование территории. Как бы то ни было, реальные очертания проект получит лишь в следующем году.
Отметим в календаре и запасемся терпением, чтобы увидеть все собственными глазами. Кстати, окрестности уже можно фотографировать, чтобы потом сравнивать, как все изменится.
Время пошло.
Сергей САВИНОВ