28 июля в России праздник – День крещения Руси. И мы пользуемся случаем, чтобы его отметить хорошим и полезным текстом в нашем любимом формате.
Христианство не только изменило мир, сделало его гуманнее и добрее, но и подарило человечеству великую храмовую архитектуру, которая по сей день остается непревзойденной. Чтобы увидеть это Средневековье своими глазами, совсем необязательно ехать куда-нибудь в Европу, всё удивительное – рядом. Мы составили для вас топовый маршрут по самым древним храмам и монастырям Тверской области, поверьте, там есть, на что посмотреть. Поехали!
Ехать будет по хронологии, начиная с самой древности, которая и в голове не укладывается сегодня. Понятное дело, что приехали мы по этому случаю в Торжок.
Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь. XI век. Торжок
Что мы видим. Огромный комплекс, который завораживает своей архитектурой. Издалека монастырь кажется каким-то отдельным городом, сошедшим с древних гравюр. Тут каждый камень пахнет древностью. Впрочем, монастырский комплекс — штука сложная и построенная не одномоментно, поэтому нас пока интересует дата основания.
Основан Борисоглебский монастырь был в 1038 году боярином Ефремом, бывшим конюшим киевского князя Владимира I Святославича. После убийства Святополком Бориса и Глеба, боярин решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу Тверцы. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря – Введенская церковь, построенная в XVII веке на месте сожженной поляками (вместе со всей братией и некоторыми жителями города) старой деревянной.
Кстати, именно в Введенской церкви сейчас (и уже много лет) идут службы. Громадный Борисоглебский собор несколько десятилетий как закрыт, знаменитая Спасская церковь-колокольня на реставрации. Пускают ли на ее смотровую площадку сейчас, сказать сложно, но оттуда все это старинное великолепие обозревается лучше всего.
Понятно, что мы не строим маршрут одного дня, поэтому резко перемещаемся в противоположную сторону и едем на Москву, в Конаковский район.
Церковь Рождества Богородицы на Волге. XV век. Конаковский район, село Городня
Основана в 1412 году. Это самое древнее сохранившееся здание в Тверской области. Тут надо пояснить, что самая древняя часть XV века — это одноглавый кубический объем, трапезная и колокольня — уже поздние. А вот внутри древней части мы можем наблюдать сохранившиеся настоящие средневековые граффити. Попросите, когда нет службы, бабушку со свечной лавки показать вам эти рисунки (их найти не так просто).
Сама церковь стоит на высоком берегу Волги. Хоть Городня — это сегодня большой поселок, в старой его части, у церкви, можно представить, что здесь когда-то существовал древний город Вертязин, стоявший на рубеже тверского и Московского княжеств. Ух, старина.
Мы не привыкли к коротким дорогам, поэтому нас занесло в Красный Холм.
Никольский собор. XV век. Краснохолмский район, село Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь
Основан в 1481 году. Увы, от него сохранились лишь руины. Глядя на них, начинаешь достраивать в воображении что-то похожее на итальянский средневековый монастырь где-нибудь в Падуе или старинную крепость. Впрочем, тут можно не фантазировать — изображения собора сохранились.
Руины (а это пока руины) всего Антониева монастыря, очень живописны. Стоит смотреть весь комплекс, но собор прекрасен даже в виде трех стен. Одни входные порталы чего стоят. Монастырь, как это часто бывает с монастырями, которые в военное время становятся крепостями, разрушался, потом восстанавливался, и пока вот не может прийти в себя после советских гонений. Сейчас в монастыре есть даже монах. Очень интересный, кстати — отец Силуан. Человек просвещенный, бывший монах Александро-Невской лавры в Питере, который снимал про Антониев монастырь документальный фильм, да так проникся всем этим, что оставил столичную Лавру и перебрался в краснохолмские руины и пытается вернуть монастырь к жизни.
В отличие от Антониева, следующий монастырь, о котором мы расскажем, прекрасно сохранился до наших дней. Едем в Старицу.
Успенский собор. XVI век. Старицкий район, город Старица, улица Володарского. Успенский Старицкий монастырь.
Основан в 1530 году. Построенный из белого тесаного камня, Успенский собор украшен кокошниками. Нет, не женскими уборами, хотя похоже — так в архитектуре называют полукруглые или килевидные наружные декоративные элементы.
В соборе хранятся мощи схимонахини Пелагии — матери первого патриарха Московского и всея Руси Иова. Последние его годы также прошли в Старицком монастыре. Сюда он был сослан в 1606 году во время правления Лжедмитрия. На месте его погребения в углу Успенского собора построили четырехъярусную колокольню с часовней.
Введенская трапезная церковь. XVI век. Старицкий район, город Старица, улица Володарского. Успенский Старицкий монастырь
Основана в 1570 году. Построили ее по указанию самого Ивана Грозного. Царь вообще очень любил Старицу и даже называл ее «Любим-город». Впрочем, именно он сюда он отправил в ссылку двоюродного брата, обвинив в измене, а потом вынудил несчастного принять яд. Как говорится, дела семейные.
Но вернемся к церкви. В ней можно обнаружить сходство с московской архитектурой. Своды трапезной опираются на мощный квадратный столб — как в Грановитой палате. Над теплой церковью, примыкающей к трапезному залу, возвышается шатер. А внизу располагаются помещения, которые использовались для хозяйственных нужд.
Раньше в церкви располагался Старицкий краеведческий музей. Экспонаты для него стал собирать в 1919 году Евгений Клодт. Коллекция оказалась такой ценной, что еще до войны экспозицию внесли в каталог «Музеи мира», который вышел в Лейпциге.
Теперь отъедем от Старицы на 20 километров в сторону Твери. Здесь на правом берегу Волги стоит старинное село Иваниши. Часто, правда, название пишут через щ, но это не так важно, как то, что мы там видим.
Успенская церковь. XVI век. Старицкий район, село Иваниши
Основана в 1539 году. «Гардемаринов» смотрели? Красавица церковь в кадре, конечно, не так часто мелькает, как Белов с Корсаком, но вы ее, наверное, помните. На фоне храма в первой серии нехороший человек, надзиратель навигацкой школы Котов, передает похищенные бумаги Бестужева, чтобы их отвезли Де Брильи. Появляется Успенская церковь и в начале второй серии.
Интересно, что в 1920-е, когда многие святыни уничтожались, храму повезло. Его не взорвали и не превратили в склад, а капитально отреставрировали, спасибо старосте Василию Григорьевичу. Расписал трапезную храма художник Ксенофонт Ермаков. Причем вдохновлялся не только старинными иконами — копировал фигуры с картин Рафаэля и Микеланджело. Вот такой западник.
Будучи в Иванишах, нельзя не увидеть старую реликтовую сосну. Сосна и церковь — это самый главный местный открыточный вид.
От села Иваниши до села Орши — меньше 80 километров. Здесь обязательно нужно побывать.
Вознесенский собор. XVI век. Калининский район, село Орша. Оршин Вознесенский монастырь
Основан в 1557 году. Об истории собора и самого монастыря нам известно мало, многое покрыто тайной. Из-за разорений во время Смуты, а позднее в годы Великой Отечественной войны, древние бумаги были уничтожены. В тверском архиве сохранились лишь некоторые материалы начиная с конца XVIII века.
Изначально монастырь был мужским. В Смутное время все монахи и жители монастырских земель погибли, защищая край от польско-литовских интервентов. Следующий известный факт относится уже к 1903 году. Здесь поселились женщины. Они вышивали гладью и шелком, писали иконы, плели кружева и даже вязали перчатки.
В 1919-м обитель закрыли, а храм превратили в зернохранилище. В 1941 году здесь устроили штаб советских войск. На другом берегу Волги были немцы, в течение двух недель шли жестокие бои. Фашисты потеряли около тысячи человек.
Места живописные — устье Орши при ее впадении в Волгу.
Следующая остановка — Тверь. Церковь, которая давно стала одной из визитных карточек города.
Троицкая церковь (“Белая Троица”). XVI век. Тверь, улица Троицкая
Основана в 1564 году. Это древнейшее сохранившееся здание Твери, пережившее не один городской пожар. И единственный в областном центре храм, где богослужения не прекращались даже в советское время. В Белую Троицу стекались реки богомольцев со всех окружных деревень, где давно свои храмы были заколочены или разобраны.
С Белой Троицей в городе связано несколько старинных преданий. Например, о существовании подземного хода длиною до 250 сажен. В этом «бункере» жители прятали свое имущество и укрывались сами во время вражеских набегов и грабежей. Кто-то вообще называет церковь «мистической». Некоторые связывают даты ее строительства и переделок с ключевыми моментами русской истории. Ну вот, например:
— 1564 год — постройка храма. В конце этого года Иван IV покидает Москву, отправляется в Александрову слободу, откуда объявляет об учреждении опричнины;
— 1584 год — одноглавая церковь становится семиглавой (семь глав храма символизируют Троицу и четырех евангелистов). Это год смерти Ивана Грозного;
— 1787 год — пристройка к храму придела Ефрема Новоторжского. В этом году началась Русско-турецкая война (1787 — 1791 гг.), по итогам которой Османская империя признала Крым частью России…
И так далее, вплоть до второго ельцинского срока. Может, и вы какие-нибудь параллели найдете.
И, наконец, самая молодая из наших старинных церквей.
Смоленская церковь. XVI век. Рамешковский район, село Кушалино
Основана в 1597 году. Построили церковь в вотчине Симеона Бекбулатовича — того самого касимовского хана, который при Иване Грозном стал «великим князем всея Руси», а позднее был понижен до «великого князя Тверского». Но ко времени постройки он был уже в опале.
Есть предание, что Симеон лично принял участие в строительстве храма и внес на место храмовый образ Божией Матери «Смоленская». По другой легенде, во время опалы его ослепили и посадили на цепь в подвале каменного храма, а потом увезли и постригли в монахи.
Под центральной частью храма имеется подклет (подцерковье) — белокаменная палата, перекрытая сомкнутым сводом, с входом с северной стороны. Окна прорезаны под большим наклоном, но в настоящее время едва выходят наружу над самой землей. Пяты свода заканчиваются декоративными гирьками. Согласно еще одному преданию, в последние свои кушалинские годы в этой палате и жил бывший великий князь.