В минувшее воскресенье внимание не только Тверской области, но и всей России было приковано к Твери. Точнее к ее духовному символу – Спасо-Преображенскому собору, который на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом города.
Дата 21 июля 2024 года теперь навсегда вписана в историю: в этот день патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Преображенского собора. Вряд ли кому-то нужно объяснять, как много значит это событие для жителей Твери и всей Тверской области.
Возрожденный по инициативе губернатора и при поддержке тысяч тверитян Святой Спас Златоверхий – это душа Твери, ее сила и опора.
Как отметила главный редактор РИА Верхневолжье Юлия Овсянникова, когда у нас нет Спаса, Тверь – просто древний уютный город между Петербургом и Москвой. А когда у нас есть Спас, Тверь – один из краеугольных камней в истории русской государственности.
Судьба собору выпала непростая. Рассказать его историю не хватит и нескольких томов. Но самое страшное случилось в ночь на 4 апреля 1935 года, когда уникальный памятник архитектуры попросту взорвали. Не из-за чего и не для чего, а просто по идеологическим соображениям.
Вокруг этого события ходит немало слухов и легенд. Но ученые и краеведы продолжают искать истину. Многое прояснили и уточнили в своем новом исследовании Владимир Осипов и Елена Радчук, ученые Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ). О некоторых любопытных фактах мы решили рассказать в нашей традиционной рубрике «ТОП-5».
Трамваи не виноваты
Собор закрыли в 1929 году «по требованию трудящихся», а в 1934-м было решено его уничтожить. В ночь на 4 апреля 1935-го собор взорвали. Якобы он мешал благоустройству города. В частности, прохождению трамвайных путей по Советской – центральной улице Калинина. Во всяком случае, так писали в газете.
Впрочем, исследователи ТОПАНИ считают это одной из небылиц, окружающих трагическое событие. Как и то, что собор был уничтожен в одну ночь. Но обо всем по порядку.
Итак, на дворе 1935 год. Идет сталинская «безбожная» пятилетка. Калининскую городскую парторганизацию возглавляет Анна Калыгина – ткачиха, член РСДРП(б), участница Гражданской войны. В 1937 ее расстреляли по «расстрельному списку Сталина», а в 1956 реабилитировали.
Считается, что именно она «благословила» взрыв собора, отдав устное распоряжение по телефону, а потом получила почетную грамоту за благоустройство города. Но сама ли она принимала решение?
Калининская область была образована постановлением ВЦИК от 29 января 1935 года (выделением из Московской), то есть за два месяца до взрыва собора. Но подготовка к его уничтожению началась еще в конце 1934-го.
Очевидно, что решение о взрыве собора принимала вовсе не Калыгина. Да, какой-то телефонный звонок, оставшийся в истории, она, конечно, сделать могла, но решение о взрыве явно принималось по подчиненности – Московской областной партийной организации, где первым секретарем был Лазарь Каганович, а вторым – Никита Хрущев.
Эти же партийные лидеры решили в 1931-м судьбу московского храма Христа Спасителя. По мнению исследователей ТОПАНИ, какие-то документы о взрыве тверского Спаса могут находиться в Московском партийном архиве Института истории партии МГП и МК КПСС или в материалах Постоянной комиссии по вопросам культов при президиуме ВЦИК.
Остались только стены
Взрыв собора осуществила московская бригада «Союзвзрывпрома» при участии городского хозяйства Калинина. Перед тем, как взорвать собор, архитекторы-реставраторы сделали его обмеры (15 чертежей), которые сейчас находятся в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве.
Там же хранятся и фотографии, сделанные перед взрывом собора. На этих снимках можно увидеть, что интерьеры собора были полностью демонтированы. Нет ни иконостаса, ни Царских врат, ни Михайловской раки, ни утвари – одни голые стены.
Также были демонтированы крыша, купола и кресты, с которых потом смыли все золото. То есть к взрыву собора долго и серьезно готовились, а взрывали уже фактические только стены.
При подготовке к уничтожению Спаса православные святыни – иконы, фрагменты фресок, книги, церковная одежда и утварь – тщательно обследовались и отбирались. Потом была составлена ведомость.
В экспертную комиссию, проводившую опись исторических и художественных ценностей собора, входил сотрудник Государственного исторического музея (ГИМ) Дмитрий Крайнов, в последствии один из самых известных советских археологов и историков. Своему аспиранту, тверскому журналисту и общественному деятелю Георгию Харитонову ученый часто рассказывал о в Спасо-Преображенском соборе перед его уничтожением.
Архив Крайнова находится в фонде археологического музея Ивановского государственного университета. В нем – дневники, фотографии, рисунки, письма. Вполне вероятно, что в архиве сохранились какие-то записи о событиях тех лет.
Утеряны безвозвратно
В Спасо-Преображенском соборе было много ценностей. Доподлинно известно, что иконы тверских храмов были богато украшены золотом, жемчугом и драгоценными камнями.
Николай Овсянников в своей работе «Краткие сведения о Тверском кафедральном соборе как памятнике церковной древности» пишет: «Не можем не прибавить здесь своего замечания, как богаты тверские храмы сравнительно с другими городами… В Нижнем Новгороде иконы в городском соборе имеют только серебряные ризы, только в ярморочном соборе имеется в алтаре золотой престол».
Интересно, что в соборе находились и картины светского живописца, профессора Строгановского художественного училища Пимена Орлова, рассказывающие о христианском подвиге Великого князя Михаила.
Частично убранство собора удалось сохранить в запасниках Тверского музея, но многое было утеряно безвозвратно, в том числе рака с мощами святого Михаила Тверского. Их поиск продолжается по сей день. Но это отдельная большая история, о которой мы обязательно расскажем в следующий раз.
Подробнее о том, что сохранилось от старого Спасо-Преображенского собора в Твери, читайте на портале «Тверьлайф».
Древние колокола пустили на лом
Отдельно хочется сказать о колокольне у собора, внутри которой находился храм в честь св. Иоанна Милостивого. Ее уничтожили в конце 1934 года. Не взорвали, а разобрали по кирпичику. так как она нависала над проезжей частью улицы Советской.
У колокольни было три яруса. На верхнем находились колокола часового боя, а на среднем – главные медные колокола.
По описи соборного имущества 1855 года самый больший колокол весил 100 пудов (16 тонн). На втором колоколе в 500 пудов были инициалы Петра Великого и государственный герб. Остальные колокола весили меньше. Самый маленький из них был отлит в XVI веке еще при Иване Грозном.
На колокольне чуть ниже купола находились часы с четырьмя циферблатами, смотрящими на четыре стороны света. Диаметр часов – около 2 метров, цифры и стрелки – позолоченные. Каждые 15 минут часы издавали звон.
Колокола сбросили на землю, часы демонтировали. Говорили, что колокола отправили за границу как лом в обмен на станки, необходимые для индустриализации страны. А судьба часов на данный момент так и не известна.
История на засыпку
После взрыва собора завалы разбирали до начала 1937-го. Стены Спаса были построены из белых тесаных камней, привезенных из старицкой каменоломни, а своды выложены красным кирпичом.
Камни от стен пошли на кладку цоколя ограды набережной Волги. А битый кирпич и мелкие камни вместе с костями (останками похороненных в соборе) – на засыпку съезда от Советской улицы к плашкоутному мосту, соединявшему центральную и заволжскую части города.
Позднее на месте Спасо-Преображенского собора разбили сквер и установили бетонную скульптуру «Ленин и Сталин в Горках». В 1941 году ее уничтожили фашисты.
В октябре 1941-го здесь устроили немецкое кладбище, которое после освобождения города было ликвидировано. А в 1955 году на этом месте воздвигли памятник всесоюзному старосте Михаилу Калинину.
Ранее ТОП Тверь рассказывал о том, что в Спасо-Преображенском соборе Твери находится древнейшая икона Верхневолжья.
Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.