Ровно шесть лет назад, 2 марта 2016-го, у областного руля встал новый губернатор. И хоть формально Игорь Руденя вступил в должность осенью того же года, после победы на выборах, по факту он начал свою деятельность весной – еще будучи врио.
Шесть лет, конечно же, нельзя назвать круглой датой, однако для подведения итогов красивых чисел и не требуется. Тем более что рассказать в любом случае есть о чем, и специально для читателей «ТОП Тверь» мы подготовили подборку ключевых проектов Игоря Рудени. Всего их получилось семь.
Коммунальные активы
Едва заступив на свой новый пост, Игорь Руденя сразу же обозначил болевые точки Тверской области, над которыми предстояло серьезно поработать. И одной из них стало катастрофическое состояние регионального ЖКХ.
Напомним, длительное время тверское коммунальное хозяйство находилось в собственности у заезжих бизнесменов, которых интересовала исключительно прибыль. Вкладываться в дышащую на ладан инфраструктуру они не желали, зато очень любили искусственно завышать тарифы и шантажировать власть. Жители Твери хорошо помнят, как в самые лютые холода квартиры едва отапливались, но зато в мае батареи буквально горели огнем. По факту горожане обогревали улицу, настежь открывая окна, чтобы спастись от духоты.
А затем начали рваться трубы. Областной центр напоминал город после бомбежки – пока еще частная «Тверская генерация» делала вид, что устраняет прорывы, однако на деле просто перекапывала улицы и в лучшем случае латала совсем уже откровенные дырки. Износ коммуникаций, по некоторым оценкам, достигал 99% – жуткая цифра!
Игорь Руденя, на тот момент уже всенародно избранный губернатор, прекратил это безобразие осенью 2016 года. «Тверская генерация» перешла под государственный контроль, и в новый отопительный сезон областная столица вступила уже без крупных эксцессов. Тем самым глава региона запустил целый комплекс мер, который вошел в новейшую историю Тверской области как консолидация коммунальных активов.
Суть предельно проста. Сфера ЖКХ без всякого преувеличения считается стратегической, а потому отдавать ее в руки частного капитала в свое время было большой ошибкой. Эта история заслуживает отдельного материала, поэтому сейчас мы останавливаться на ней не будем. А вот об очередных шагах по консолидации коммунальных активов коротко, но расскажем.
Следующими на очереди стали водоканал, который полностью перешел под государственный контроль в начале 2018 года, и сфера обращения с твердыми бытовыми отходами (коротко ТБО). Так называемая «мусорная реформа» стартовала в Тверской области 1 января 2019-го, и с тех пор вывозом отходов занимается единый региональный оператор.
Транспортная реформа
Еще одним крупным и успешным проектом Игоря Рудени по праву считается новая модель пассажироперевозок. Долгое время на улицах Твери царствовали коммерческие маршрутки, а муниципальный транспорт был эдаким живым мертвецом. Навести порядок в этой сфере требовалось давно, однако любые попытки властей что-либо изменить натыкались на яростное сопротивление коммерсантов, а с проверяющими от городской администрации порой разговаривали на языке суровых девяностых.
Вот почему слова губернатора о том, что Твери, да и всей области срочно нужна транспортная реформа, многие поначалу приняли за наивные мечты или даже пустое сотрясание воздуха. Однако на деле Игорь Руденя доказал свою железную политическую волю, капитально изменив модель пассажироперевозок.
Никто не верил, но это произошло: 3 февраля 2020 года в Твери и Калининском районе на маршруты вышли автобусы «Транспорта Верхневолжья». Новые, вместительные, брендированные в едином стиле, с возможностью безналичной оплаты и прозрачными тарифами – все это стало настоящим переворотом в годами прозябающей системе пассажирских перевозок Тверской области. Не секрет, что поначалу не обошлось без накладок, но стоит отдать должное – на критику и замечания в новом предприятии реагировали оперативно. В итоге прошло всего два года, а тверское транспортное ноу-хау было отмечено на федеральном уровне с рекомендациями другим регионам брать с нас пример.
Сегодня «Транспорт Верхневолжья» работает не только в Твери и Калининском районе, но и в ряде других муниципалитетов. К слову, уже завтра, 3 марта, синие автобусы поедут по маршрутам Конаковского района. А в перспективе новая транспортная модель должна охватить весь регион.
Качественные дороги
Летом 2017 года Тверь узнала, что такое настоящий образцовый дорожный ремонт. Целый ряд магистральных улиц областного центра, в том числе Советская, Вагжанова и Софьи Перовской, а также проспекты Ленина и Калинина были капитально обновлены. Старые трамвайные рельсы, годами ржавевшие и представлявшие угрозу для безопасности движения, подверглись демонтажу, а старый разбитый асфальт уступил место щебеночно-мастичному асфальтобетону (ЩМА).
Оказалось, что дорожное покрытие может быть идеально ровным, без выступающих канализационных люков. И тверские водители никак не нарадовались обновленным улицам, по которым можно было проехать, не боясь пробить колесо в очередной яме.
Мастер-класс тогда провели сотрудники столичного ГБУ «Автомобильные дороги» – новый губернатор, используя связи и пробивные способности, договорился об этом с москвичами. В итоге тому самому покрытию уже скоро исполнится пять лет, а его качество до сих пор поражает. Более того, теперь дорожный ремонт с применением ЩМА стал для Тверской области нормой.
И, конечно же, мы не можем обойти вниманием скоростную магистраль М-11 «Нева», которая проходит в том числе через наш регион. В июле 2019 года торжественно открыли участок трассы, проложенный через Калининский и Конаковский районы, и теперь от Твери до Москвы можно добраться без пробок всего за час-полтора. В будущем планируется открыть еще один участок, который пройдет в обход областной столицы с севера, но об этом мы еще обязательно поговорим отдельно.
Помощь многодетным
Еще один тренд, появившийся в Тверской области с подачи Игоря Рудени – это мода на многодетность. Если еще не так давно семьи с детьми чувствовали себя париями в общении с чиновниками, то сегодня наш регион по праву считается одним из лидеров в вопросах поддержки материнства и детства.
Примечательно, что Игорь Руденя сам является многодетным отцом, а потому губернатору не нужно объяснять, что именно в первую очередь требуется большим семьям. Всего в Тверской области действует порядка 50 мер поддержки, причем некоторые весьма необычные – например, компенсация затрат на зубное протезирование для мам. Также многодетные семьи нашего региона могут рассчитывать на льготную покупку автомобиля – специальным сертификатом можно оплатить до 1 миллиона от стоимости машины. Причем оформление полиса КАСКО возьмет на себя государство.
Перечислять все льготы придется довольно долго, а потому мы лишь коротко напомним о некоторых из них. К примеру, многодетные в нашем регионе освобождены от оплаты вывоза ТБО, получают бесплатную школьную форму и школьные обеды вплоть до выпускного класса, могут рассчитывать на помощь в приобретении жилья.
А еще малышам, родившимся в Тверской области, дарят специальный набор со всем необходимым в первые месяцы жизни.
Речной порт в Завидове
По-настоящему уникальным и даже прорывным проектом можно смело назвать туристический кластер в Конаковском районе, а точнее – в особой экономической зоне «Завидово». В ближайшем будущем там будет создан транспортно-пересадочный узел, аналогов которому нет в России. По крайней мере, пока.
Это целый комплекс, который уже очень скоро объединит водный, автомобильный и железнодорожный транспорт. В итоге Завидово станет отправной точкой для путешествия по Тверской области и европейской части страны. А речной порт, строительство которого ведется стахановскими темпами, встретит первые суда уже этим летом. Чтобы легче было понять масштабы, приведем цифру: одновременно он сможет принимать сразу семь круизных кораблей.
Еще одной изюминкой проекта должен стать трехэтажный речной вокзал высотой 44 метра, по стилю напоминающий ставшие классикой советские портовые постройки.
Ржевский мемориал
Еще одним знаковым для Тверской области проектом стал Ржевский мемориал советскому солдату. Напомним, его открытие состоялось 30 июня 2020 года, а в торжественной церемонии приняли участие лидеры России и Белоруссии – Владимир Путин и Александр Лукашенко. Но главными гостями, конечно же, стали ветераны.
Действительно, в регионе, где во время Великой Отечественной отгремела кровопролитная Ржевская битва, обязательно должно было появиться такое место. И теперь поклониться памяти защитников Родины сюда приезжают сотни тысяч людей со всех уголков бывшего Советского Союза.
Если вы уже побывали там, то наверняка видели на парковке машины с самыми экзотическими номерами – Ржевский мемориал стал настоящим центром притяжения и, чего там говорить, еще одной визитной карточкой региона.
Западный мост
Строительство новой переправы через Волгу в черте Твери практически сразу назвали «проектом века». Долгое время Западный мост относился к разряду городских легенд, ведь планы по его возведению берут свое начало еще во времена СССР.
Однако по-настоящему всерьез о нем заговорили в начале минувшего года, когда президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину рассмотреть возможность строительства нового моста в Твери. При этом глава государства отметил настойчивость губернатора Игоря Рудени, который и довел проект до самого высокого уровня. В итоге правительство выделило средства, и в январе 2022 года на берегу Волги в Твери закипела работа.
Новый мост планируется открыть 30 ноября 2025-го, так что ждать осталось недолго. И что-то нам подсказывает: это далеко не последний знаковый проект Тверской области.
Сергей САВИНОВ