Колоссальный вклад в освобождение Европы от коричневой чумы внесли не только воины, но и деятели культуры. Музы не молчали – Победу приближали «Священная война» Александрова, «Ленинградская симфония» Шостаковича, «Василий Теркин» Твардовского и многие другие произведения искусства, среди которых были и гениальные произведения художников, авторов агитационно-пропагандистских работ.
Огромное воздействие на людей оказывали плакаты, созданные художниками в 1941 году «Родина мать-зовет!» Ираклия Тоидзе и «Ты чем помог фронту?» Дмитрия Моора.
«Родина-мать зовет» размером во всю стену сразу же появилась напротив здания телеграфа. Она призывала и воодушевляла. В городах висели огромные копии плаката, а на фронт бойцы забирали маленькие листовки, носили их в нагрудном кармане, приклеивали к самолетам и танкам.
Плакат – самый яркий символ Победы. Большая часть их создавалось в Москве, в «Окнах ТАСС», которые были организованы на следующий день после начала войны. Через день был готов первый плакат, и с этого момента «Окна» обновлялись почти ежедневно, а выходили они еженедельно. В мастерской в три смены трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы, всего 130 художников и 80 поэтов.
За четыре года плакатисты создали более 1250 работ. В фондах Тверского краеведческого музея хранится большая коллекция плакатов, около 4000 работ, 500 – времен Великой отечественной войны. Только плакатов «Окна ТАСС» в музее находится порядка 400. Но, к большому сожалению, увидеть их нельзя, потому что музей закрыт для посещения.
Самыми известными художниками этого жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы». Их работы били точно в цель как самое грозное оружие. Гитлер считал некоторых авторов плакатов и карикатур своими личными врагами и даже составил так называемый «черный список» гестапо, по которому после взятия Москвы он намеревался найти и повесить.
В самых ярких и наглядных образах художники показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио.
В развитии плаката выделяются два этапа: в первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. «Воин Красной Армии, спаси!» Виктора Корецкого и «Отомсти!» Дементия Шмаринова. Немало работ, которые и сегодня считаются настоящими шедеврами искусства плаката. Они трогают сердца, пробуждают сильные даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны.
Многие плакаты содержали прямой призыв спасти людей, отомстить фашистам, освободить родную землю, помочь фронту.
После перелома в ходе войны меняется настроение и образ плаката, появляются проникнутые оптимизмом и юмором. Леонид Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» создает образ героя, близкий Василию Теркину.
Об успешном завершении военных операций сообщали не только радио и газеты. Светские люди узнавали о них благодаря плакатам. Ни Ржев, ни Калинин на плакатах времен войны вы не найдете. О Ржевской битве стали появляться публикации только спустя много лет, в перестроечное время.
Не все плакаты стали памятниками большого искусства, ярким олицетворением героической эпохи – некоторые ушли в историю, но каждый сыграл свою роль в победе нашего народа над врагом.