Накануне Дня учителя корреспондент «ТОП Тверь» посетил МОУ Гимназию №12 города Твери, чтобы познакомиться с преподавателем русского языка и литературы, наставником своих учеников и проводником в мир знаний. Мы решили задать ему несколько вопросов и узнать, в чем секрет успешного педагога.
Андрей Геннадьевич Быков – заслуженный учитель Российской Федерации, эксперт ЕГЭ, член жюри регионального этапа школьной олимпиады по литературе, почетный работник образования Российской Федерации, представитель предметной комиссии ОГЭ по литературе, победитель нацпроекта образования 2008 года и «Учитель года» (в 1998 г. и 2008 г.).
Но этим достижения преподавателя не ограничиваются. Он также проводит мастер-классы для учителей региона.
«Мастер-классы – это открытые уроки для учителей, классные часы, на которых мы делимся своим опытом. Мы рассказываем про то, как работаем на уроках, что у нас нового, какие используются технологии, какие придумываем учебные ситуации, чтобы заинтересовать ребят. У нас получается довольно интересный диалог, так как каждый делится своими историями и открытиями. Порой мы даже не укладываемся в то время, которое нам отведено на проведение этих мероприятий», — рассказал Андрей Геннадьевич.
Также он отметил, что сейчас, после пандемии школа работает над возобновлением очного формата мастер-классов. На вопрос, как можно все успевать при таком насыщенном графике, Андрей Геннадьевич ответил следующим образом.
«Время не вызывает сложностей: все четко и слаженно. Я успеваю все. Если же говорить о победах, то это все по молодости».
Однако стоит отметить, что успевать все можно лишь при желании, которое появляется при сильной любви к своей работе. Возможно, именно поэтому у учителя 12 гимназии столько достижений. Отсюда возник вопрос, как Андрей Геннадьевич пришел в эту профессию?
«Это было достаточно давно, в 1994 году. Я учился в Тверском государственном университете на 4 курсе, и нас отправили в школу на педагогическую практику по русскому языку. Изначально я не планировал оставаться, собирался уехать домой, так как мои родители живут в Таллине. Но, когда пришел сюда, что-то перещелкнуло. Практика прошла успешно, а затем бывший директор, уже покойная Филиппенко Галина Тимофеевна предложила остаться. Мне дали два класса, и я остался. Без перерывов, без больничных, с утра до вечера работаю уже 29-й год».
О самой школе Андрей Геннадьевич сказал много теплых слов и рассказал подробно о системе учебного заведения. Многопрофильная гимназия является базовой площадкой для всех экспериментов по Тверской области. Слаженный понимающий коллектив учителей отличается трудоголизмом каждого из них, так как педагоги приходят не просто проводить уроки, они влюблены в школу. Именно по этой причине 12 гимназия отличается своей уникальностью и славится этим. Сам мужчина работает в школе с первых дней своей преподавательской карьеры и около 15 лет возглавляет кафедру русского языка и литературы.
После стольких лет, вернулся бы педагог в профессию снова, если бы смог отмотать время назад — вопрос, ведь преподавание забирает много сил. А главное — любой хороший учитель отдает детям душу, частичку себя. Однако Андрей Геннадьевич ни о чем не жалеет, он по-настоящему любит свою работу.
«В этой школе всегда ощущалась мощная и серьезная поддержка. Я начал работать в 1994 году, а в 1998, спустя четыре года, пошел на «Учителя года». Было страшно и сложно, так как опыт был совсем небольшим. Но поддержка сыграла свою роль, и я победил. Через 10 лет я снова пошел на «Учителя года» и вновь ощутил мощную поддержку коллектива, учащихся, был высокий командный дух. И в 2008 году я снова одержал победу. Конечно, это многого стоит. И если вернуть время вспять, я бы вновь выбрал профессию учителя».
Почти каждый ребенок в своей жизни встречает хотя бы одного учителя, который запоминается на всю жизнь. Такие педагоги привлекают внимание учащихся либо харизмой, либо умением интересно подать материал, либо же, если повезет, всем вместе. Подобный образ идеального учителя зачастую становится проводником учащихся в педагогическую сферу деятельности. И для проверки данной гипотезы мы решили спросить, был ли такой учитель в жизни Андрея Геннадьевича.
«Когда я заканчивал школу в Эстонии, в Таллине в старшей школе к нам пришел учитель литературы, который преподавал в Таллинском педагогическом институте имени Эдуарда Вильде. Меня привлекла манера его общения, заинтересованность предметом. И я решил: дай-ка я попробую, вдруг получится. Хотя первоначально я не планировал поступать в Тверской государственный университет, планировал поступать в Тартуский государственный университет и документы подавал туда. Потом как-то все-таки решил поехать сюда и остаться здесь».
Свои первые уроки Андрей Геннадьевич вспомнил с улыбкой на лице.
«Я был студентом, проходившим педагогическую практику, когда учитель присутствует на уроке в конце кабинета. Помню, что волновался. Но даже с первых уроков осознал, что смогу. Класс меня слушает, воспринимает, проблем с дисциплиной нет, то есть они заинтересованы. Но, конечно, волновался».
Перед тем, как говорить о секрете педагога, наверное, нужно обсудить секрет дисциплины на уроке. Как ее сохранить?
«Умение заинтересовать предметом – секрет дисциплины. Найти в предмете то, что будет интересно всем. И, наверное, немножко понимать возраст ребят. Работать и рассматривать их как личностей, тогда они тоже идут на контакт. И проблем с дисциплиной в таком случае не будет. Самое главное, чтобы было интересно. Тогда проблем не будет никаких», — отметил преподаватель.
Действительно, заинтересованность предметом школьниками напрямую зависит от отношений с учителем. Отсюда возникает вопрос, какие качества дети сразу замечают в учителе и ценят больше всего.
«Во-первых, стоит отметить открытость и доброту. Ученик должен видеть не только учителя, но и человека. Так же и в обратном случае: учитель должен видеть не только ученика, но и человека. Бывает и такое, что ученики знают о чем-то больше, чем я. К примеру, если вопрос касается техники. Я не боюсь спрашивать у них что-то, мы взаимно обмениваемся знаниями. Поэтому у нас доверительные отношения».
Андрей Геннадьевич отметил, что любит экспериментировать и вводить новшества на своих уроках.
«Мы всегда начинаем пробовать что-то самые первые. Если где-то какой-либо эксперимент, мы всегда впереди всей планеты, то есть мы всегда апробируем. Когда стали внедрять использование интерактивных досок, мы тоже были первыми. К примеру, доска в моем кабинете была второй в школе. Использование интернета и различных программ в школах должно быть в системе и умеренно. Ребенок должен понимать, зачем ему это нужно и для чего, но это не должно превращаться в какую-то игру на уроке».
В этом году к достижениям заслуженного учителя РФ прибавилось еще одно событие, которое заставило восхититься мастерством педагога всех в городе. В этом году у Андрея Геннадьевича выпустилось семь выпускников стобалльников, среди которых шесть человек набрали максимальный результат по русскому языку, а один – по литературе. На протяжении 20 лет в каждым выпуске Быков А. Г. отметил наличие нескольких стобалльников. По его словам, такое же количество выпускников у него было 5-6 лет назад.
«В этом году в истории нашей гимназии впервые появилась и мультибалльница. Среди выпускников одна девочка набрала сто баллов по русскому языку и сто баллов по литературе. Такого у нас еще не было», — подчеркнул учитель.
Андрей Геннадьевич считает ЕГЭ эффективным способом оценки знаний учащихся. По его словам, данная форма экзамена предоставляет возможность увидеть, что знает выпускник, как он умеет мылить и выражать свои мысли. С каждым годом отношение школьников к ЕГЭ становится все серьезнее. Учитель замечает, что выпускники понимают значимость каждого балла при поступлении. Однако к ЕГЭ нужно готовиться систематично, чтобы добиться высокого результата.
«Готовить к ЕГЭ я начинаю с 5 класса, так как знаю сам экзамен и все его элементы. Конечно, я не говорю ребятам, что мы готовимся к экзамену в 11 классе. Мы постепенно закладываем систему языка. Когда мы уже подходим к 9 классу, сдача ОГЭ не вызывает особых сложностей. Когда мы уже переходим в старшую школу, то еще раз закрепляем материал, обобщаем информацию и систематизируем. Все начинается с маленького, мы работаем и выходим на результат. Успех заключается именно в системности и постепенной работе».
По мнению педагога, на сегодняшний день задача школы заключается не только в передаче знаний. Учитель отмечает, что на современной школе лежит большая ответственность, принципы и перспективы часто модернизируются. Однако основная задача школы – воспитать человека думающего, привить понимание, любовь ко всему и ко всем, кто окружает нас. Иными словами, воспитать сильную и гармоничную личность. Знания можно передать, однако школьников нужно научить пользоваться ими, то есть формировать различные компетенции. Умение или неумение выпустившегося из школы уже взрослого человека общаться, выражать свои мысли – в большинстве случаев, результат работы школы, уверен учитель.
Если же говорить о задачах отдельного педагога, то они заключаются в побуждении интереса ко всему окружающему. Андрей Геннадьевич рассказал об этом на примере своих предметов.
«Моя задача – научить любить язык. Научить не просто говорить на языке. Говорить и знать язык — абсолютно разные вещи. Поэтому моя задача – привить любовь к языку. Таким образом, учащиеся становятся, наверное, не только грамотнее, но и ответственнее. На уроках литературы и русского языка мы учимся разговаривать, формулировать мысли, не бояться отвечать, обсуждать серьезные, важные темы, поднимать нравственные проблемы».
Учитель – это призвание, по словам Андрея Геннадьевича. Профессией столь нагруженный и порой неблагодарный труд сложно назвать.
«Это надо любить, надо уметь отдавать себя в школе. Я всю жизнь работаю в этой школе. У меня еще жена здесь работает учителем математики, и сын закончил гимназию. Мы всегда говорим: «Сын вырос, а мы его даже не видели», — ведь мы целый день в школе. С 8 утра до 9 вечера каждый день. А без любви ничего не выйдет. Учителю нужно открыть всю душу, чтобы его тянуло в школу и преподавание», — рассказал учитель с полными любви глазами.
Таким образом, секретом педагога является любовь. Именно это и делает учителя мастером своего дела, способным заинтересовать любого, даже самого проказливого ученика, сидящего за последней партой. Без любви и интереса к своей работе человек может быстро выгореть, уйти или даже убежать, а затем и вовсе потерять себя. Только любовь и сильное желание стать чьим-то наставником, помощником, советчиком, к которому можно обратиться с любым вопросом, делает учителя успешным и запоминающимся. Любящий учитель может мотивировать своих учеников не только получать положительные оценки, но и подарить им желание добиться чего-то большего в жизни, поверить в их мечты, тем самым, проложить путь к дальнейшему успеху.
В завершении Андрей Геннадьевич посоветовал молодым учителям любить то, ради чего они появились в школе. Нести свет, формировать и учить. Учитель может стать успешным лишь в том случае, если не будет обращать внимание на сложности профессии. Только при любви к своему делу можно добиться успеха, стать мастером своего дела и заработать деньги, в том числе.