Каждый фильм М. Найта Шьямалана так или иначе становится знаковым событием для киноманов. И пусть периодически в его карьере случаются провалы вроде «Повелителя стихий» или невнятной фантастики «После нашей эры», в истории кинематографа Шьямалан останется как режиссер «Шестого чувства», «Таинственного леса» и «Сплита».
Его новый фильм «Время» (16+), который недавно стартовал в прокате, тоже претендует на то, чтобы оказаться в успешном списке режиссера. Там есть все, за что мы так любим Шьямалана: фирменное нагнетание атмосферы, объемные продуманные персонажи и, конечно, старательно развешанные «ружья», которые обязательно «выстрелят» в развязке. Впрочем, не буду сильно забегать вперед.
Супруги Гай и Приска, прихватив с собой детей – шестилетнего Трента и одиннадцатилетнюю Мэддокс, отправляются отдыхать на морское побережье. Их встречают как дорогих гостей, угощают приветственным напитком «согласно указанным предпочтениям» и даже предлагают посетить некий секретный пляж. И хоть в отеле очень много постояльцев, изюминка местного отдыха достается далеко не всем, а лишь избранным.
Компанию супругам составляет семья доктора Чарльза – он сам, его жена, пожилая мать, шестилетняя дочь и маленькая карманная собачонка. Отдыхающих отвозят в обещанное райское местечко и даже дают с собой внушительные запасы провианта. Чуть позже к семьям Гая и Чарльза присоединяется еще одна супружеская пара – психолог Патриша и медбрат Джерин.
И вот они все уже на пляже, который окружен живописными скалами. Казалось бы, что может пойти не так? Однако к берегу вдруг прибивает труп неизвестной девушки, у молчаливого рэпера Седана, который уже к приезду героев находился на пляже, постоянно идет носом кровь, любые раны затягиваются чуть ли не моментально, а дети начинают взрослеть на глазах. Затем умирает мать доктора Чарльза, мобильные телефоны при этом молчат, и что самое страшное – все попытки выбраться с пляжа через единственное ущелье в скале заканчиваются потерей сознания.
События делают очередной неумолимый виток, дети продолжают взрослеть, а взрослые – стремительно стареть. И вывод, который напрашивается сам собой, пугает всех до единого: на пляже время течет быстрее. А именно, как удается подсчитать Джерину, основываясь на скорости изменения детей, один час равняется сразу двум годам. И выходит, что всего лишь за сутки для запертых на пляже людей пройдет полвека…
Шьямалан предлагает зрителю понаблюдать за тем, как меняются дети и взрослые, попавшие во временную ловушку. Все этапы взросления, которые в обычных обстоятельствах происходят на протяжении долгих лет, на проклятом пляже развиваются за считанные часы. И дело даже не в старости, которая для большинства должна наступить к утру. Все гораздо печальнее.
– Мы взрослые, а вспомнить нам не о чем, – делает горький вывод Кара, дочка доктора Чарльза.
И внезапно фантастический триллер превращается в серьезную драму о взрослении. Способен ли муж простить измену жены перед лицом неминуемой смерти? Способны ли родители защитить своих детей от безумца? И как вообще можно быть матерью и отцом младенцу, если вы сами шестилетние малыши, запертые в теле взрослых?
«Время» Шьямалана пугает. Но не самим сюжетом, не кровью на экране и резкими звуками, а мыслями, которые возникают у героев. Тем, как молодая женщина теряет свою привлекательность и на грани безумия запрещает остальным смотреть на нее. Тем, как дети, страдающие от ошибок родителей, бросаются в крайности, наивно пытаясь «не быть как они». Или тем, как все, что было у тебя до этого, становится никчемным, и ты начинаешь судорожно пересматривать ценности и приоритеты. Но уже поздно.
Как быть? Прожить свой век – неважно, насколько он будет долгим – и радоваться всему, что происходило, или пытаться исправить? Или же впасть в депрессию, поняв, что изменить ничего не получится? На вопросы, которые ставит Шьямалан по ходу развития сюжета, ответов нет. Во всяком случае единственно правильных и однозначных. Каждый герой и наблюдающий за происходящим на экране зритель должны сами понять, что для них важно, а что вторично.
Развязка, на мой взгляд, получилась довольно слабой для этого мощного в целом фильма. Не раскрывая деталей сюжета, лишь выскажу предположение, что она нужна была как лучик надежды в беспросветном царстве человеческой жестокости и страданий. В ней даже нашлось место для нелегкого морального выбора, но в этом плане Шьямалан, к сожалению, не привнес ничего нового. Все по-настоящему сильное, интересное и захватывающее происходит на пляже – там, где неведомая сила заставляет людей взрослеть телом и, самое главное, душой, рефлексируя, ошибаясь и постигая уравновешенную мудрость. И в этом, пожалуй, главная изюминка фильма.
Если вы ценитель и знаток фильмов М. Найта Шьямалана, уверен, вам достаточно лишь увидеть его имя списке причастных, чтобы купить билет в кинозал. Остальным же рекомендую сходить на «Время», чтобы немного пощекотать себе нервы и, что важно, хоть немного задуматься. Безусловно, опыт постигается действием, но возможность подпитать свой интеллект информацией к размышлению никогда не бывает лишней.
Сергей САВИНОВ