Интернет полон разнообразных баек о том, как росли дети в СССР и в ранней постсоветской России. Для тех, чей юный возраст как раз пришелся на восьмидесятые-девяностые, это приятные воспоминания, другие же, кто помладше, воспринимают истории из недавнего прошлого как шок-контент. Еще бы – мороженое в минус двадцать, отсутствие мобильных телефонов, поедание диких немытых яблок, прыжки по стройкам и прочее баловство разной степени опасности, о котором лучше не писать подробно… Уверен, сейчас все читатели из моей возрастной группы разом вспомнили детские годы и связанные с ними шалости.
Ностальгия – штука коварная и избирательная. Память услужливо подсовывает нам самые теплые эпизоды, тщательно замыливая негатив. Вот почему каждое поколение идеализирует времена своей молодости – мы скучаем по рыбалке с отцом, но забываем о том, что подчас это было больше вопросом выживания, нежели развлечением. И все же «ламповое» детство времен позднего Союза и зарождающейся демократии действительно уникально. Оно пришлось на сложную эпоху перемен, из которой мы смогли вынести то хорошее, что старались дать нам родители несмотря на простоту быта. Ковер на стене, обшарпанная мебель из ДСП, паутинка во дворе и примитивные формочки для песка – это символы доброты, любви и чувства защищенности.
Режиссер Дмитрий Ефимович и целая команда сценаристов создали из всего этого слепок эпохи, показанный сквозь призму детского восприятия. И получилась действительно добрая комедия об отношениях отцов и детей – где-то смешная, а где-то и грустная, вытаскивающая из потаенных уголков нашей памяти неприглядные эпизоды. При этом она довольно удачно эксплуатирует различие подходов в воспитании детей сейчас и «тогда».
Сюжет «Бати» разворачивается параллельно в двух временах: тех самых ностальгических девяностых и в наши дни. Детство главного героя по имени Максим перемежается с его взрослой жизнью, где он уже сам отец семейства. Своих отпрысков он почти не видит, так как большую часть времени проводит на работе, флегматично спорит с женой и время от времени вспоминает собственного батю. Последнему как раз стукнуло семьдесят, и Максим со своими домашними ждут его в гости, чтобы всем вместе отпраздновать юбилей. Но батя, которого играет Владимир Вдовиченков, это человек с непростым характером, а потому мероприятие в свою честь игнорирует. И тогда давно повзрослевший сын, воспринимающий своего отца со смесью страха и уважения, принимает решение самому приехать в родительский дом. Жена и двое детей присоединяются к нему, и все семейство ждет длительное путешествие с разборками и примирениями…
Современность с ее техническим прогрессом и стабильностью резко контрастирует с воспоминаниями Максима. Ведь тогда, в его детстве, не было привычного для его сына и дочери разнообразия досуга, и обувные ложки вместо мечей считались за радость, а рейка с оконным шпингалетом легко превращалась в винтовку. Нужно было лишь проявить немного фантазии. А сегодня за детей фантазируют производители игрушек.
Хорошо или плохо было воспитываться суровым батей? Максим не задает себе подобных вопросов, равно как и мы, зрители, узнающие свое детство в каждом кадре этого фильма. Забытые предметы быта вроде выбивалки для ковров, клееные модели самолетов, телевизор и газеты как источники информации – все это вызывает в нас теплые воспоминания, заставляя на полтора часа погрузиться в беззаботную пору, которая для нас уже никогда не наступит.
Разумеется, Максим не идеализирует свое детство, в котором много чего не было, если смотреть на вещи трезво. Но он в конце концов понимает своего батю, который воспитывал из него мужика и делал это как мог. Как знал и как умел, со всей простецкой прямотой, а не как сегодня учат форумы в интернете. Ведь наши родители тоже росли вместе с нами – им никто не объяснял, как правильно быть папой и мамой. И они, как обычные живые люди, тоже имели право на ошибки. Ведь любим мы их, в конце концов, совсем за другое.
Если вам сильно за тридцать, можете смело идти на «Батю» и ностальгировать. Без сомнений, этот фильм тронет вас за живое, заставляя потом прокручивать в памяти лучшие моменты. А может, даже заставит позвонить родителям, чтобы сказать им «спасибо» или просто поинтересоваться, как у них дела. Но и тем, кто младше, «Батя» тоже может быть интересен – как настоящая киноэнциклопедия легендарного советского детства, о котором так любят строчить посты в соцсетях. Сходите, и вы не пожалеете о потраченном времени.
Сергей САВИНОВ