Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки
  • Предприятие, засорившее дорогу в Тверской области, заплатит крупный штраф
  • Хомут спас жителей Твери от ледяного фонтана на проезжей части
  • Жителя Тверской области будут судить за умершего в подъезде приятеля
  • Тверь решила превратиться в город снеговиков
  • В Тверской области собачья свора не дает людям выйти из магазина
  • Крещенские купания 2021 в Твери: всё, что нужно знать желающим окунуться
  • В Музее Победы передадут останки красноармейца, обнаруженного в Тверской области
  • Топ советов тверичанам, как искупаться на Крещение и не замёрзнуть
  • Крещенские морозы в Тверской области вытеснит оттепель
  • ДТП в Твери с участием «Скорой помощи» попало на видео и вызвало много споров

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

15:37

06 января 2021

1602

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Автор фото: shurov-oleg.livejournal.com, culture.ru, tass.ru, spletnik.ru

Веселый, яркий, заводной и слегка навязчивый Новый год позади. Впереди — праздник, который не отмечают в шумных компаниях, который сегодня для кого-то в тени новогодней чехарды — Рождество Христово. А ведь главные чудеса происходят именно в Рождество. Обязательно поздравьте своих родных и близких с праздником. А сейчас, в сочельник, «ТОП Тверь» предлагает вспомнить, какие открытки присылали друг другу жители дореволюционной России сто с лишним лет назад. А заодно и некоторые традиции празднования.

Корни открыток — в лубочных картинках, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России. В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые почтовые открытки. Их продажа оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Конечно, они не были такими яркими, как сегодня – уровень полиграфии был не тот, а многие открытки вообще делались вручную. Зато перед нами — настоящая энциклопедия русской рождественской жизни.

Сам стиль поздравлений, которые писали на обороте, говорит о многом — сейчас такого не услышишь и не прочтешь:

«Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья».

«От всей души желаю вам всего хорошего в жизни и молю Бога о продлении Ваших дней».

«Само сердце рвется к Вам, чтобы пожелать здоровья, счастливых дней и всего того, чего Вы только можете желать себе сами».

И т.д. И т.п.

А теперь посмотрим на сами открытки.

Здравствуй, Дедушка Мороз

Некоторые до сих пор считают, что Дед Мороз — советское «изобретение». Конечно же, это не так. Впервые волшебник (тогда еще у него было отчество — Мороз Иванович) появился в цикле Владимира Одоевского «Детские сказки дедушки Иринея» в 1840 году. Правда, не Мороз Иванович приходит к детям, а они к нему. Да и подарки — всего лишь плата за службу. Но начало было положено.

А позднее дедушка стал приходить с мешком подарков к детям в Рождество. Чаще всего — по снежку, пешком или на лыжах.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Порой выглядел он не очень презентабельно — в старой одежде, с залатанным мешком, из которого все равно вот-вот выпадет чей-то подарок. И трубку при детях курить не стеснялся.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Бывало и такое, что Мороз Иванович до боли напоминал не сказочного деда, а почтальона в фуражке. Наверное, приспосабливался к современным реалиям. А может быть, не хотел лишний раз привлекать внимание — мало ли на свете почтальонов.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Шли годы, и порой волшебник не приходил своим ходом с посохом, а приезжал на автомобиле. И сам его чинил. С ангельской помощью:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Дедушка даже не побоялся подняться в небо на дирижабле с внушительным грузом подарков и с елкой в придачу. Вполне в духе времени, когда первые пилоты были в центре внимания в дореволюционной России.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Но, как бы ни менялся Дед Мороз, главное оставалось неизменным — утром дети просыпались и находили под елкой долгожданные подарки. А дедушки уже не было.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Как хорошо, что все мы вместе

Рождество, как и Новый год, всегда был праздником семейным. И удивительно теплым. На открытках, поздравляющих с началом нового года, веселье порой могло выглядеть чуть ли не глумливо (например, свиньи, пьющие шампанское из бокалов). На рождественских — всегда свет, любовь и покой. Так и хочется присоединиться к этим людям. И неважно, где стоит елка и накрыт стол — в крестьянской избе, маленькой скромной комнате или роскошной гостиной.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Ну как без елочки?

Как видим, елка и тогда была непременным атрибутом праздника. Да что там — его главным символом.

Но сначала ее не украшали и вообще не ставили. Елка появилась при Николае I. Его жена, великая княгиня Александра Федоровна, провела первую праздничную елку для детей из знатных семей.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

К концу XIX века появился и один из первых елочных базаров — на Театральной площади в Москве, рядом с Большим театром. А в Санкт-Петербурге елки продавали во дворе Аничкова дворца или Екатерининском саду. Вот и на этой открытке кому-то домой уже несут лесную красавицу:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

По немецкому обычаю елку наряжали в сочельник. Специальных игрушек первое время не было — вешали фонарики, пастилу, яблоки, печенье и конфеты. И подарки искали не только под елкой, но и на елке. Так они и висели до того момента, пока их не начинали раздавать детям.

И, конечно, обязательно зажигали свечи. Настоящие. А рядом ставили наполненное водой ведро — а вдруг произойдет пожар.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Братья наши меньшие

Трогательные мемы (простите, открытки) с котиками и собачками уже сто с лишним лет назад были мейнстримом. Рождественские картинки не исключение:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Они даже колядуют и распевают песни, зарабатывая угощение:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

И помогают развозить письма и подарки:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

А иногда животные превращаются в бесплатных извозчиков. И речь совсем не о ездовых собаках. И даже не об оленях. На открытке Елизаветы Бём детей, сидящих в лапте, везет еж внушительных размеров:

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Были, впрочем, и не такие «мимимишные» открытки. Это изображение то ли предостерегало от опасности напиться как свинья (мужчина сам подозрительно похож на хрюшку, которую обнимает), то ли напоминала о непременном блюде рождественского стола. Еще Иван Шмелев писал: «Увидишь, что мороженых свиней подвозят — скоро и Рождество».

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

К столу 

А теперь плавно перейдем к праздничному угощению. Накануне Рождества вся Москва превращалась в ярмарку. Купцы везли поросят, гусей, уток, рябчиков и тетеревов. Торговали прямо из саней и на глаз, весами не пользовались. Снова процитируем Шмелева: «Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся!»

Праздничный ужин готовили заранее —  в сочельник фаршировали поросят и птицу, делали сочиво. А еще пекли особые пряники в форме козы или коровы — козули — символ животных, которые были в хлеву в момент рождения Иисуса.

Появились в XIX  веке и мандарины. Правда, стоили они будь здоров -три рубля десяток (15 рублей стоила корова). Но высокая цена не должна удивлять — ведь фрукты везли из Европы. Зато потом в ботанических садах Грузии и Абхазии начали выращивать морозостойкие сорта цитрусовых. Так мандарины стали гораздо доступнее.

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Ну снимай же нас, фотограф

С появлением фотографии возникла новая мода -открытки стали «оживлять». Рисованное изображение стало теснить новое, выполненное с помощью современной техники. И все-таки они выглядели, пожалуй, более искусственными. И, как бы парадоксально ни звучало, менее живыми по сравнению с традиционными открытками. Видно, что все эти пары и милые детишки в обличии ангелочков позируют. А вам как кажется?

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

 

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Съ Рождествомъ Христовымъ: перебираем старые дореволюционные открытки

Всем счастливого Рождества!

О том, какие фильмы посмотреть на новогодних каникулах, читайте здесь.

 

1

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: