Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта

14:43

14 декабря 2023

9711

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта

Тверь всегда любила зимние виды спорта. Наши лыжники и конькобежцы вписали немало славных страниц в мировую и российскую историю. Есть яркие победы и у фигуристов.

Сейчас мы с большим интересом следим за выступлениями сестер Непряевых в лыжных гонках, а в фигурном катании болеем за Алину Горбачеву и Ксению Синицыну, сумевших в условиях жесточайшей конкуренции прорваться в элиту женского одиночного катания.

Но сейчас мы не о них и не об этом. А совсем о другом виде спорта, который когда-то собирал в нашем городе стадионы. Это зимний спидвей, а проще говоря – мотогонки на льду. На этот раз в рубрике «Топ-5» мы решили вспомнить любопытные факты об этом экстремальном, рискованном, но очень зрелищном виде спорта. И, конечно, о том, что связывает с ним наш город, который не раз становился свидетелем самых громких его побед.

Почему он не падает?  

Имя человека, который впервые выехал на лед на мотоцикле, в истории не сохранилось. Скорее всего, это произошло в 1920 годах в Скандинавии, потому что в это время там начали устраивать первые соревнования по мотогонкам на льду.

Хотя до середины 1930-х годов это была лишь забава для гонщиков, которые занимались классическим спидвеем. Но затем благодаря своей огромной популярности мотогонки на льду стали самостоятельным видом спорта.

В России имя первого ледового гонщика известно. Это был рекордсмен СССР Сергей Бучин. В январе 1939 года в перерыве между соревнованиями конькобежцев на стадионе «Динамо» он выехал на лед на гоночном мотоцикле и помчался, почти не снижая скорости даже на поворотах, чем вызвал немалое удивление и любопытство на трибунах.

9 января в газете «Красный спорт» появилась заметка «Мотоцикл на льду». В ней было написано, что на шинах у мотоцикла есть специальные шипы, расположенные по протектору в шахматном порядке, поэтому гонщик так уверенно держится на льду.

Публикация получила большой отклик. В редакцию посыпались письма от мотоциклистов, и 15 февраля в газете выступил сам изобретатель шипов Николай Закревский, который конструировал приспособления для преодоления бездорожья. Вместе со статьей были опубликованы чертежи шипов, а также рекомендации по их изготовлению и установке.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта

Это стало толчком для массового выхода мотоциклистов на лед. 10 марта 1940 года на московском ипподроме прошли первые официальные мотогонки на льду, посвященные XVIII съезду ВКП(б).

А еще через 10 лет на соревнованиях в честь Дня Советской армии наряду с шипами Закревского уже применялись конические шипы, близкие к современным.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Фото из архива Владимира Брюханова

Первый командный

Тверь (тогда Калинин) славилась своим умением проводить международные соревнования. И совсем не случайно именно нашему городу доверили принимать первый в истории командный (до этого был только личный) чемпионат мира по мотогонкам на льду.

Соревнования проходили 27 и 28 января 1979 года на стадионе «Центральный», который тогда был ареной мирового уровня. Пресса писала, что Калинин еще не знал такого наплыва спортивных журналистов: больше 80 представителей Центрального телевидения и радио, ТАСС, АПН, газет «Советский спорт», «Советская Россия», «Советский патриот», «Правда», «Красная звезда», «Комсомольская правда», многочисленный отряд местных корреспондентов, а также сразу три студии документальных фильмов.

За чемпионатом, затаив дыхание, следили миллионы телезрителей Советского Союза и других стран. 25-тысячный стадион не смог вместить всех желающих, хотя туда набились почти 40 тысяч. Толпы людей, которым не хватило билетов, заполонили все прилегающие к спортивной арене улицы и слушали доносившийся со стадиона радиорепортаж. Никто не хотел оставаться в стороне от грандиозного события.

В чемпионате принимали участие сборные СССР, Чехословакии, ФРГ, Швеции, Финляндии, Австрии и Голландии, в составе у которых было по три гонщика. В заезде встречались две команды, от каждой по два спортсмена. Третий по решению тренера мог заменить кого-то из товарищей в любом из заездов.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
На дистанции Конни Самуэльссон (Швеция, №4) и Леонард Освальд (ФРГ, №11). Фото из открытых источников

В течение двух дней состоялись 42 заезда, где команды встречались между собой по два раза. Сборную СССР представляли четырехкратный на тот момент чемпион мира Сергей Тарабанько, а также призеры мирового чемпионата Анатолий Бондаренко и Анатолий Гладышев.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Чемпионы мира Анатолий Гладышев, Сергей Тарабанько и Анатолий Бондаренко. Фото из открытых источников

И они болельщиков не разочаровали. Команда СССР одержала безоговорочную победу в чемпионате мира, намного опередив своих соперников.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Церемония награждения. Фото из открытых источников

Все флаги в гости к нам

К приему гостей Калинин подготовился блестяще. Это отмечали и спортивные чиновники, и болельщики, и сами участники – спортсмены и тренеры.

Представители СМИ тоже были довольны. Благодарность от нескольких десятков советских и международных журналистов за создание и работу пресс-центра получили заместитель Калининского облисполкома Валентин Куров, заместитель председателя горисполкома Анатолий Голик, начальник объединенной технической школы ДОСААФ Семен Рускоп, а также заведующий отделом спорта газеты «Калининская правда» Борис Спасский.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Церемония открытия чемпионата мира. Фото из открытых источников

Хозяева сделали все возможное, чтобы командный чемпионат мира запомнился надолго. Вот один из его ярких моментов. В небе над стадионом появился самолет. От него отделился парашютист Калининского авиаспортклуба. Он развернул в небе флаги стран-участниц соревнований и приземлился в точно заданный квадрат на стадионе. Для того времени это было удивительное зрелище.

Великолепно организованные соревнования добавили Калинину авторитета в спортивном сообществе. Год спустя, 24 февраля 1980 года, наш город вновь принял сильнейших мотогонщиков мира: на стадионе «Центральный» прошел 15-й личный чемпионат мира по мотогонкам на льду. В 1982-м к нам вернулся командный чемпионат мира, а потом были и другие международные турниры.

Что осталось в кадре  

На память о первом командном чемпионате по зимнему спидвею осталось видео, снятое студией «Акценты».

Из этого сюжета можно узнать, что команда ФРГ получила за третье место олимпийского мишку, гонщики Чехословакии, ставшие серебряными призерами, – самовар, а победители – сборная СССР – подняли над головой хрустальный кубок.

Мы видим, как выходили на церемонию открытия страны-участницы, какие плакаты держали в руках болельщики, и как они ликовали после успешных заездов нашей команды.

И, конечно, навсегда остались в истории счастливые лица чемпионов, которые радостно машут болельщикам своими шапками.

Последний вираж

Мотогонки на льду – опасный вид спорта, который иногда заканчивается трагедиями. В 1994 году на отборочных соревнованиях чемпионата мира в Берлине насмерть разбился итальянец Ремо Дальбоско. С тех пор итальянские спортсмены в ледовом спидвее не выступают.

В российском, а точнее в советском спидвее, такие страшные случаи тоже, к сожалению, были.19 февраля 1984 года на личном чемпионате мира в Москве погиб выдающийся мотогонщик, двукратный чемпион мира Анатолий Гладышев, мастерством и смелостью которого не раз восхищались болельщики на стадионе «Центральный» в Калинине.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Автор фото: «Спидвей Москва»

Как рассказали на портале speedway.su, чемпионат проходил на большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина. Уже в первом финальном заезде плохо подготовленный лед на дорожке «Лужников» сыграл с Анатолием злую шутку: его выбросило из седла мотоцикла, и он упал, травмировав руку.  В итоге первый день соревнований Гладышев завершил на 13-м месте, отставая от лидеров на 10 очков.

На этом чемпионат для него практически закончился, дальше можно было не выступать. Но понадобилась помощь лидеру команды Владимиру Сухову, который шел «ноздря в ноздрю» со шведом Эриком Стенлундом.

В третьем заезде второго дня выступали Анатолий Гладышев, Эрик Стенлунд, наш Виталий Русских и австриец Вальтер Вартбихлер. Гладышев должен был не дать шведскому гонщику прийти к финишу первым и набрать очередные три очка. Его задачей было выиграть старт и, «закрыв» шведа, открыть путь к победе Виталию.

Но Стенлунд как будто прочувствовал ситуацию: он сам выиграл старт, а потом на вираже смог наклонить свой мотоцикл очень низко, и Гладышев попал в «ловушку»: он буквально воткнулся в подставленный мотоцикл и не удержался в седле. Его понесло по льду прямо под колеса мотоциклов гонщиков, шедших по дальним виражам.

А потом было страшное столкновение с Виталием Русских. Анатолий выпустил руль и уже без мотоцикла спиной упал на дорожку, по которой мчался Вартбихлер. Австриец уже был не в силах что-то изменить: шипы переднего колеса его мотоцикла на всей скорости врезались в незащищенную часть шеи между шлемом и комбинезоном Анатолия, разорвав сонную артерию. Смерть наступила мгновенно.

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Автор фото: «Спидвей Москва»

Через несколько секунд на стадионе раздался жизнеутверждающий голос судьи-информатора, заслуженного тренера СССР Владимира Карнеева: «Дорогие болельщики! Ничего страшного не произошло ледовый спидвей – спорт мужественных, падения здесь не редкость. Сейчас врачи окажут необходимую помощь Анатолию Гладышеву, и он продолжит соревнования, как это уже было с ним не раз…».

Под эти успокаивающие слова журналистам в пресс-центре сообщили, что Анатолий Гладышев погиб. После последнего заезда Эрик Стенлунд, ставший чемпионом мира, подъехал к месту трагедии и положил красные гвоздики на красный лед. На трибунах в этот момент умерла последняя надежда…

Рев моторов и трибун: яркие моменты громкого и страшного спорта
Автор фото: «Спидвей Москва»

В статье использованы материалы Андрея Ульянова (газета «Тверская жизнь»), Государственного архива Тверской области, журнала «За рулем», студии телевизионных программ «Акценты» (Тверь), фотоальбома «Земля Калининская» (издательство «Московский рабочий», 1983 год).

Читайте на ТОП Тверь: 

Первые среди лучших: Топ-5 великих спортсменов Тверской области.

Подпишись на Telegram-канал «ТОП Тверь»: мы публикуем актуальные новости в коротком формате.

+2

Материалы по теме

Из этой же рубрики