Эксперты «Открытие Авто» на основе данных компании Автохаб проанализировали динамику цен на наиболее востребованные машины с пробегом в октябре 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Половина из топ-20 популярных машин во втором месяце осени возобновили процесс подорожания. Лидером по росту цены стал седан Mercedes-Benz E-класса (5,5 миллиона руб., +5,3% к сентябрю). Больше, чем на 3% подорожали популярные «корейцы», Toyota LC300 и три модели Lada – Largus, Granta и Vesta. В то же время колебания цен у 10 моделей оказались достаточно незначительными – ограничились диапазоном плюс-минус 2%.
После августовского взлета объемов бизнеса осенью количество сделок в сегменте вторичных автомобилей практически вернулось к уровням июня-июля. Однако на рынке сохраняется дефицит свежих трехлетних автомобилей, продолжается снижение доверия к рублю из-за немалых темпов реальной инфляции. Тем, кто предлагает свой товар на автомобильных маркетплейсах, это позволяет по-прежнему увеличивать цены.
Так, в октябре сразу три модели подорожали в среднем на 5% относительно сентября. Больше других прибавил седан Mercedes-Benz E. В бизнес-классе этот автомобиль долгие годы оставался одним из самых популярных в сегменте престижных марок. С марта 2022 года его производство в России было остановлено, а поступления по каналам параллельного импорта стали носить эпизодический характер. Тем не менее за счет стабилизации курса рубля в конце 2022 г. — начале 2023 г. средняя цена трехлетнего E-класса на нашем рынке временами опускалась ниже четырех млн рублей. В нынешних реалиях о таком прайсе можно окончательно забыть. В октябре эту машину выставляли на классифайдах в среднем за 5,48 млн рублей, что на 5,3% больше, чем в сентябре, и на 38% больше, чем за эту же машину просили в январе 2023 года.
Масштабы роста цен на модели Hyundai Creta и Lada Largus традиционно более скромные. Однако в процентном соотношении их подорожание лишь немногим меньше, чем у «штутгартца». Средняя цена корейского кроссовера в трехлетнем возрасте поднялась в октябре до 2,1 млн рублей (+4,9% к сентябрю). О том, что в январе он стоил чуть больше 1,5 млн рублей, лучше тоже не вспоминать.
Замкнувшая тройку лидеров нашего рейтинга Lada Largus впервые в своей хронологии цен превысила уровень в 1,3 млн рублей. АвтоВАЗ так и не смог начать в текущем году массовое производство этой модели, обещая теперь сделать это в 2024 г. К такому же уровню в 1,3 млн активно приближается и Lada Vesta. Но здесь рост цен обусловлен подорожанием той же модели на рынке новых автомобилей. За октябрь оно составило 83-91 тысячу рублей. Тот же фактор играет главную роль и в ценообразовании еще одной Lada – Granta (890 тыс. руб., + 3,7% к сентябрю).
В числе моделей, подорожавших за второй осенний месяц на 3-4%, оказались также некогда бюджетные «корейцы»: Kia Rio (1,64 млн руб.,) и Hyundai Solaris (1,59 млн руб.), любимцы региональных и московских таксистов Renault Logan (1,16 млн руб.) и Skoda Octavia (2,16 млн руб.) и чистокровный японец – универсальный вседорожник Toyota Land Cruiser 300 (8,8 млн руб.).
В то же время колебания цен у десяти моделей из топ-20 оказались достаточно незначительными, ограничившись диапазоном в плюс-минус 2%. В число этих машин вошли две BMW (седан 5-серии и кроссовер X5), две Toyota (паркетник RAV-4 и седан Camry), по паре Hyundai (Santa Fe, Tucson) и Nissan (Qashqai, X-Trail), а также Renault Duster и Kia Sportage.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
«Как мы и прогнозировали, цены в октябре пришли в более заметно движение и не смогли сохранить тренд по сентябрьскому относительному затишью. По большинству популярных иномарок такая тенденция наверняка сохранится и в ноябре. Наполнение рынка свежими машинами западных брендов по-прежнему недостаточно. Кроме того, введением все новых налоговых ограничений в части импорта как новых, так и подержанных машин правительство недвусмысленно дает понять, что будет пытаться продолжать развивать объемы отечественного авторитейла за счет внутреннего производства. Разве что Lada, топовые модели которой уже вступили в прямую ценовую конкуренцию с бюджетными седанами из Китая, едва ли сможет продолжать такую же агрессивную ценовую политику в ноябре. И то только в том случае, если тренд стабилизации курса рубля к доллару сохранится».
Топ-20 популярных моделей а/м с пробегом по динамике цен в октябре 2023 года
№ | Марка и модель | Октябрь 22 | Сентябрь 23 | Октябрь 23 | Октябрь 23 / Сентябрь 23 |
1 | Mercedes-Benz E | 4 199 937 | 5 187 119 | 5 477 964 | 5,3% |
2 | Hyundai Creta | 1 681 336 | 2 003 774 | 2 106 817 | 4,9% |
3 | Lada Largus | 1 058 365 | 1 246 268 | 1 305 363 | 4,5% |
4 | Lada Granta | 701 493 | 856 898 | 890 061 | 3,7% |
5 | Kia Rio | 1 352 893 | 1 577 306 | 1 635 594 | 3,6% |
6 | Hyundai Solaris | 1 316 845 | 1 534 620 | 1 590 836 | 3,5% |
7 | Toyota LC300 | 8 105 303 | 8 517 043 | 8 820 599 | 3,4% |
8 | Lada Vesta | 1 105 614 | 1 229 182 | 1 272 105 | 3,4% |
9 | Renault Logan | 888 128 | 1 126 734 | 1 163 676 | 3,2% |
10 | Skoda Octavia | 1 845 779 | 2 106 345 | 2 160 860 | 2,5% |
11 | BMW 5 | 4 566 793 | 5 528 259 | 5 640 091 | 2,0% |
12 | Toyota RAV4 | 3 232 068 | 3 633 296 | 3 694 638 | 1,7% |
13 | Renault Duster | 1 511 452 | 1 850 149 | 1 873 221 | 1,2% |
14 | Toyota Camry | 2 881 922 | 3 385 305 | 3 426 029 | 1,2% |
15 | Hyundai Santa Fe | 3 659 103 | 3 812 241 | 3 838 510 | 0,7% |
16 | Hyundai Tucson | 2 945 011 | 3 167 854 | 3 160 167 | -0,2% |
17 | BMW X5 | 7 735 349 | 10 354 419 | 10 305 248 | -0,5% |
18 | Nissan Qashqai | 1 919 327 | 1 912 791 | 1 900 143 | -0,7% |
19 | Nissan X-Trail | 2 414 138 | 2 863 274 | 2 835 163 | -1,0% |
20 | Kia Sportage | 2 572 252 | 3 228 951 | 3 175 979 | -1,7% |