«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»

15:57

24 октября 2023

Автор: Дарья Амосова

1115

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»

Автор фото: Кристина Белякова

Тверская библиотека имени Горького вновь приютила традиционный книжный фестиваль «Тверской переплет». В этом году он растянулся на три насыщенных на мероприятия дня: мастер-классы, концерты, встречи с писателями, которые презентовали свои новые книги, и лекции. Уже второй год подряд главный редактор РИА Верхневолжье, автор блога «Тайны старых переплетов» Юлия Овсянникова провела лекцию, где делилась своими «сокровищами» — старыми редкими изданиями из личной коллекции.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

В прошлом году Юлия Овсянникова познакомила гостей с библиофильством – кто, как и зачем собирает редкие книги. А в этом году она выступила с лекцией «Петербургский текст» Александра Бенуа: как иллюстрировался «Медный всадник». Главной «фишкой» этой лекции стали оригинальные издания разных лет из личной коллекции Юлии Олеговны. Мы буквально прикоснулись к истории.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

Александр Бенуа получил заказ на иллюстрации к «Медному всаднику» еще в 1903 году. Он вдохновенно принялся за работу. По задумке художника издание должно было походить на альманахи пушкинского времени – небольшие карманные книжки. Вверху на каждой странице должна находится иллюстрация, а под ней текст. Однако заказчик – «Кружок любителей изящных искусств» — оказался недоволен. Камнем преткновения послужил силуэт Пушкина на одной из иллюстраций, где поэт оказался не очень-то на себя похож. Но Бенуа править рисунок отказался. Договориться не удалось, и художник отдал аванс за работу.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

И не знать бы нам тех иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику», если бы не Сергей Дягилев, который предложил поместить их в журнале «Мир искусства». Но и тут есть одно «но» – редактор вольно интерпретировал задумку, и иллюстрации разбежались по тексту, потеряв при этом правильный размер, а где-то и смысл. Потерялась и идея сего шедевра.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

Нашли ее немецкие издатели, которые пусть и украли иллюстрации Бенуа, напечатав немецкий вариант «Медного всадника» без разрешения автора. Причем нашли совершенно случайно. Каким-то чудом редактор воплотил идею художника, и иллюстрации оказались в верхней части листа, а текст под ними.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»

Но и русское издание пусть и заставило себя ждать, но все же выходит. И для него Бенуа переделывает рисунки, добавляет новые. Он отказывается от излишней детализации и трагизма. Тогда же к русскому изданию художник рисует знаменитый фронтиспис. И именно последний вариант издания становится общепризнанным шедевром и каноном иллюстраций поэмы. Художники ни до, ни после не смогли даже приблизиться к этому успеху.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

Почему же иллюстрации Александра Бенуа считаются настоящим шедевром книгоиздания? Потому что он переворачивает само понятие иллюстрации. Вариант «картинка, сопровождающая текст, дополняющая его» не принимается художником. Он создал абсолютно новое равноправное произведение искусства. Иллюстрации живые, они напоминают раскадровку к фильму, и впоследствии режиссеры действительно вдохновлялись ими при создании кинолент. Да и рисовал Бенуа не пушкинский Петербург, а свой.

«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова
«Петербургский текст» Александра Бенуа: Юлия Овсянникова рассказала, как иллюстрировался «Медный всадник»
Фото: Кристина Белякова

После лекции слушатели отправились щупать издания своими руками и всматриваться в те самые иллюстрации. А если вы не успели попасть на лекцию, не беда: Юлия Овсянникова снова расскажет о «Медном всаднике» уже на сайте Tverlife в ближайшей рубрике «Тайны старых переплетов».

0

Из этой же рубрики