От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде
  • Погода решила отомстить жителям Тверской области за прошлую зиму
  • В Тверской области 17-летняя девушка замёрзла и умерла
  • Коронавирус в Тверской области 16 января: ещё 226 человек заразились
  • Тверской трамвай испытывают по ночам на улицах Калининграда
  • Студентов колледжа в Тверской области лишили на три месяца спортзала
  • Стаи собак держат в страхе жителей Тверской области
  • Ещё 14 тысяч доз вакцины от коронавируса поступит в Тверскую область
  • От стометровки к ультрамарафону: как тверитянам заставить себя начать бегать
  • Больше 200 тысяч рублей отсудил житель Тверской области у магазина «Вайлдберриз»
  • Навели мосты, прибавили цвета: лучшие тексты недели от РИА «Верхневолжье»

От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде

11:16

10 декабря 2020

3181

От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде
Фото: Леонид Смирнов

На прошлой неделе в Тверской области вновь заговорили о новой модели пассажирских перевозок – очередной виток обсуждений закрутился после новости о предстоящем появлении синих автобусов в нескольких муниципалитетах. Напомним, 4 декабря губернатор Игорь Руденя провел совещание, темой которого как раз и стала транспортная реформа. Для тверитян новая модель перевозок уже успела стать привычным явлением, и вот пришло время других городов. 

С момента запуска реформы в Твери и Калининском районе прошло уже полных девять месяцев (официально она стартовала 3 февраля), и сегодня можно смело говорить о ее итогах. Одним из самых ярких, пожалуй, можно назвать признание на федеральном уровне – тверское ноу-хау отметили премией «Формула Движения» на форуме «Транспорт России» в Москве. А номинация говорит сама за себя: «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». К слову, еще до этого некоторые регионы взяли на вооружение наш опыт, планируя провести у себя подобную реформу. Не сомневайтесь, если бы не пандемия COVID-19, создание и внедрение новой модели перевозок стало бы областной новостью номер один. Однако в том, что событие попадет во все итоговые топы в конце текущего года, нет никаких сомнений.

Неудивительно, что обкатка новой транспортной схемы в Твери получила логичное продолжение в Ржеве и других муниципалитетах региона. В перспективе же реформа охватит полностью всю Тверскую область. И вот здесь важно понимать: действующая пока еще только в Твери модель  это не только про синие автобусы. Это в корне иной подход к перевозке пассажиров. 

Согласитесь, нам с вами есть с чем сравнивать. 

Дикое поле 

Один наш коллега из Москвы долго не верил, что в Твери теперь нет маршруток. И это неудивительно  настолько привычными в нашей стране стали вездесущие микроавтобусы, управляемые лихими водителями. Пробки из «Газелей» и «ПАЗиков» были неотъемлемой частью городского ландшафта, и Тверь в свое время не стала исключением. 

Поначалу коммерческие перевозчики действительно облегчали задачу добраться из пункта А в пункт Б. В девяностые, когда страну сотрясали экономические и социальные шторма, общественный транспорт в основном держался на советском запасе прочности. Однако истощался он довольно быстро, и в скором времени трамваи, троллейбусы и автобусы перестали справляться с пассажиропотоком. Вспомните, как наш тверской транспорт постоянно ходил «набитый битком», и уехать куда-либо порой было весьма проблематично. Особенно страдали от этого жители отдаленных районов  выражение «добираться на перекладных» стало на тот момент не художественным преувеличением, а суровой реальностью. 

Первое время маршрутки взяли на себя как раз такие сложные точки, соединяя окраины с центром. Но уже вскоре коммерческие перевозчики стали открыто конкурировать с общественным транспортом, захватывая все новые и новые зоны влияния. Частные маршруты стали дублироваться с муниципальными, юркие микроавтобусы были гораздо быстрее неповоротливых громадин, доживавших свой век, и пассажиры все чаще делали выбор в пользу коммерсантов. 

Ходили частные автобусы быстро и с маленькими интервалами, не оставляя общественному транспорту ни единого шанса оправиться после перехода на рыночную систему. Маршрутчики не хотели и не собирались идти на компромисс, а люди в высоких кабинетах, которые должны были защищать общественный транспорт, закрывали глаза на происходящее. Городские маршруты нужно было развивать, вкладываться в них, поддерживать на законодательном уровне  но ничего этого не было. Напротив, муниципальные предприятия переходили из рук в руки, не раз банкротились, парки машин и инфраструктура не обновлялись годами, а в той же городской думе открыто лоббировались интересы коммерсантов. 

К началу нулевых транспортная система в Твери, по сути, перестала существовать. Муниципальные маршруты держались на честном слове, а коммерческие перевозчики не просто заполонили областную столицу, но и периодически устраивали между собой настоящие войны. Даже проверяющих от городской администрации на конечных маршруток встречали с неприкрытой агрессией. 

На тверских улицах между тем творился без преувеличения настоящий хаос: водители стремились набрать как можно больше пассажиров, устраивали гонки на переполненных автобусах, подрезая общественный транспорт и друг друга. А за рулем зачастую сидели люди, не знающие город и не говорящие по-русски. Сводки ДТП пестрели авариями с участием маршруток и зачастую по их вине. Но что самое страшное  в этих происшествиях люди не только получали травмы, но и порой гибли. Так, например, за один только прошлый год и в одной лишь Твери ДТП с участием коммерческих автобусов насчитали 75. Особо подчеркнем, что эта цифра учитывает аварии исключительно по вине водителей маршруток. 

И ведь так было вплоть до начала 2020 года. 

Крутой поворот 

Мы можем еще очень долго приводить примеры маршрутного хаоса и беспредела, который творился в регионе вплоть до недавнего времени. Уверены, что и у каждого читателя наберется ворох претензий к лихим «Газелям» и «Фордам». Ведь стиль вождения большинства маршрутчиков доставлял неудобства не только пассажирам и пешеходам, но и автолюбителям. Вовсе не обязательно было ездить в маршрутке, чтобы прочувствовать ее особенности.  

Вот почему, когда губернатор Игорь Руденя впервые проанонсировал реформу, все подумали, что он шутит. Убрать маршрутки казалось делом нереальным  за несколько прошедших десятилетий это не получилось ни у кого. «Тут нужно иметь железные нервы и вот такие кулаки» сомневались даже оптимистично настроенные граждане. 

Все понимали: реформу может запустить только очень сильная политическая воля. И Игорь Руденя, отдадим должное, продемонстрировал ее по полной программе. В итоге новая модель пассажироперевозок, внедренная в этом году в Твери, стала без преувеличения транспортной революцией. С улиц областного центра не просто убрали маршрутки, по факту была разрушена выстроенная за долгие годы коррупционная схема  вот почему первое время в отдельных СМИ и на интернет-площадках стоял вой в защиту якобы униженных и обделенных коммерсантов. Власть своей транспортной реформой наступила на кошелек не только маршрутчикам, но и их покровителям. А дело-то, если помните, доходило даже до фейковых писем от водителей, которых будто бы держат в «Транспорте Верхневолжья» в рабских условиях. Вот только сляпаны эти «обращения» были настолько грубо, что следы кривого монтажа в фоторедакторе мог легко обнаружить даже ребенок. 

От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде
Фото: Кристина Белякова

Разумеется, на старте не обошлось без шероховатостей, особенно в первые дни. Но давайте посмотрим правде в глаза: было бы наивно ожидать, что масштабная реформа, к которой регион шел несколько десятилетий, заработала бы сразу как атомные часы. К слову, недочеты исправили довольно оперативно, и впоследствии даже была скорректирована работа нескольких маршрутов по отзывам пассажиров. А кто приведет хоть один пример, когда коммерческие перевозчики шли навстречу городу и горожанам? Трудно припомнить, не правда ли? Зато сразу приходят в голову многочисленные случаи шантажа, когда маршрутчики не выходили на линию, требуя от властей разрешить им в очередной раз повысить стоимость проезда.  

Но вернемся к новой транспортной схеме. Постепенно весь тверской пассажирский автопарк был заменен современными автобусами трех типов вместимости. Каждая машина оформлена в едином стиле, и узнать ее можно издалека. Проезд оплачивается разными способами, в том числе банковскими картами и даже при помощи QR-кода в специально разработанном приложении. И дело тут не столько в продвинутых гаджетах на борту автобуса, сколько в прозрачности услуги. Пассажиры всегда знают, куда они едут, где могут пересесть и сколько нужно за это заплатить.  

Еще одно новшество, к которому тверитяне уже привыкли, это регулярность маршрутов. Автобусы ходят строго с раннего утра до полуночи, и пассажир не останется мерзнуть на остановке только потому, что водителю надоело работать, и он решил поехать домой. А ведь подобное, давайте вспомним, было обычным делом во время засилья в нашем городе маршруток. В один вечер можно было сесть в автобус после десяти часов, а буквально на следующий  идти пешком уже в половине девятого. 

И самое главное  пассажирский транспорт контролируется регионом, как это ранее произошло с теплосетями и водоканалом. В случае нестандартных ситуаций теперь есть кому пожаловаться и с кого спросить, а каждый рубль, заплаченный за проезд, идет в областную казну, а не непонятному дяде со счетами в офшорах. И, конечно же, в правильном общественном транспорте действуют льготы для пенсионеров и других людей, требующих особого внимания и заботы. 

Кстати, напомнить, как маршрутчики с руганью высаживали пожилых людей? Мы уж молчим про инвалидов, для которых в коммерческих автобусах просто не было места. 

От Твери до самых до окраин: транспортная реформа уходит во Ржев, далее везде
Фото: Кристина Белякова

Следующая остановка  Ржевский мемориал 

Сегодня по Твери и Калининскому району курсируют свыше 470 автобусов, которые обслуживают 85 маршрутов. На очереди Ржев, который в этом году прогремел на федеральном и даже межгосударственном уровне, когда был торжественно открыт Мемориал советскому солдату.  

Город воинской славы был неслучайно выбран для следующего этапа транспортной реформы. Мы не раз уже писали, что Ржев десятилетиями прозябал в социально-политическом вакууме, обладая репутацией криминальной столицы России, но с недавних пор за него взялись всерьез. В город вернулось высшее образование, а в ближайшее время он может стать медицинским кластером для юго-запада области  предполагается, что еще один крупный сосудистый центр будет создан именно здесь. По сути, Ржев становится вторым ключевым городом региона после Твери и неформальным центром для обкатки реформ на уровне муниципалитетов. 

Пробные «ласточки», вернее автобусы, кстати, уже пошли  с 1 ноября от Ржева до Мемориала советскому солдату ходит общественный транспорт. А уже скоро, с 12 декабря, туда можно будет напрямую и без пересадок добраться от Твери. На очереди  обновление всех городских маршрутов и появление брендированных автобусов «Транспорта Верхневолжья». Впрочем, мы обязательно еще напишем об этом подробно.

Сергей САВИНОВ

3

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: