От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах

11:13

28 января 2022

13734

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Плашкоутный мост через Волгу в Твери. Архивное фото

На этой неделе тверское информационное пространство буквально разорвало громкой новостью: началось строительство Западного моста через Волгу. Сейчас пока что ведутся подготовительные работы – вырубка деревьев и расчистка площадки. Продлятся они до весны, так что самое интересное нас ожидает чуть позже. Но главное, что мост, который уже давно стал городской легендой, наконец-то обретает реальные очертания, а интернет-тролли лишились любимой погремушки.

Теперь нам осталось набраться терпения и ждать окончания масштабной стройки – завершение работ запланировано на 30 ноября 2025 года. А пока в соцсетях бурлят обсуждения, мы решили подготовить для вас небольшую экскурсию с погружением в прошлое. Рассказывать будем, понятное дело, о мостах.

Кстати, отдельные факты, признаться, в свое время удивили и нас самих.

Самые первые

Сейчас в это сложно поверить, но первый постоянный мост через Волгу появился в Твери только в 1900 году – аккурат в самом конце XIX столетия. Конечно же, мы говорим сейчас о Старом мосте в районе стадиона «Химик» и Путевого дворца. Его начали строить в 1897 году по проекту столичного инженера-технолога Точинского, а руководил работами чешский специалист Машек.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Старый мост через Волгу. Архивное фото

Торжественное открытие моста состоялось 8 сентября 1900 года. Во время Великой Отечественной он был взорван, но к концу сороковых полностью восстановлен. А в начале восьмидесятых Старый мост переделали – он стал более широким и удобным, однако, увы, не таким красивым, как раньше.

Кстати, правильно его называть именно Старым мостом через Волгу. Или просто Старым мостом. Вариант, который можно частенько встретить в интернете и в повседневной жизни – Староволжский – является, по мнению краеведов, некорректным.

Но что самое интересное, есть в Твери мост, который гораздо старше, и именно его по праву можно считать первым мостом через Волгу в черте города. Догадались, о чем идет речь? Разумеется, все довольно просто – это Железнодорожный мост, который был открыт еще в 1850 году. Однако в силу транспортной специфики его обычно не учитывают в разговорах о «первенстве». А Старый мост – это, если быть предельно точными, первый постоянный мост для пешеходов и сухопутного, не железнодорожного транспорта. До этого две части нашего города соединяла лишь понтонная, а вернее плашкоутная (наведенная с помощью плоскодонных судов-плашкоутов) переправа в районе нынешнего Городского сада.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Железнодорожный мост через Волгу – самый старый действующий мост в Твери. Архивное фото

Мосты советского Калинина

Большинство переправ через Волгу в современной Твери построено еще во времена СССР, а потому, чуть забегая вперед, скажем, что Западный мост станет первым, возведенным уже в постсоветские годы.

А теперь пробежимся по истории остальных тверских переправ. Второй по счету мост через Волгу был построен в пятидесятые (открыт в 1956-м) и получил вполне логичное наименование Новый – по аналогии и одновременно в противовес Старому. Кстати, называли его в свое время еще и Бетонным, но слово не прижилось, как не стало популярным и наименование в честь всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Новый мост. Фото: Сергей Савинов

Любопытно, что у этого тверского моста настоящая питерская история – при его строительстве были использованы чугунные арочные конструкции, снятые с моста лейтенанта Шмидта в северной столице (сегодня он вновь называется Благовещенским, как до революции). Кстати, перестраивать его, подлаживая под требования современного судоходства, закончили в 1939-м. А в Калинине как раз собирались в то время возводить новый мост, вот материалы и было решено отправить в наш город. К сожалению, планам помешала война, и вернулись к строительству, как мы уже говорили, в пятидесятые.

Следующим на очереди стал Мигаловский мост – его возвели в 1961 году. Изначально он не планировался как часть городской транспортной системы, его задачей как раз и было разгрузить центр Калинина, через который шел транзит автотранспорта из Москвы в Ленинград и обратно. Для этого была построена Окружная дорога в обход города, и Мигаловский мост стал ее неотъемлемой частью. Однако со временем, как мы хорошо знаем, он превратился в самую настоящую головную боль для автомобилистов, потому что потоки машин увеличились на порядок.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Мигаловский мост после обрушения. Источник: Википедия

В апреле 1989-го обрушился один из пролетов, и Мигаловский мост закрыли на реконструкцию. А чтобы не прерывать движение по Окружной, у дороги на Рябеево соорудили понтонную переправу. В ноябре того же года машины вновь пошли привычным маршрутом, но уже вскоре он перестал быть комфортным и быстрым. Пробки в районе Твери, доходящие по протяженности до сотни километров, стали настоящим проклятьем для путешественников и водителей фур. В итоге в 2008 году Мигаловский мост начали реконструировать и окончательно завершили все работы в августе 2019-го – когда открыли последний в очереди съезд в город со стороны Санкт-Петербурга.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Строительство Восточного моста. Источник: pastvu.com

И вот, наконец, мы добрались до «антипода» будущего Западного моста – Восточного. Он стал последним мостом через Волгу, построенным в Советском Союзе. Работы по его возведению начались еще в 1976 году, а открыли движение в 1981-м – 5 ноября. Любопытно, что в те времена СССР испытывал острую нехватку металла, и часть конструкций Восточного моста заменили на бетонные. Это потом аукнулось его аварийным состоянием, и в 2012-2013 годах переправа подверглась капитальному ремонту. А пробки, ставшие привычным явлением на время закрытия моста, тверские водители до сих пор вспоминают с содроганием.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
Ремонт Восточного моста в 2013 году. Фото: Сергей Савинов

Долгая дорога к Западному

О том, что городу на Волге необходим дополнительный мост, говорилось еще в Советском Союзе. И название Западный можно встретить в очерке-путеводителе «Город Калинин», изданном в 1983 году. Вот только возвести новую переправу задумывалось не вдоль Железнодорожного моста с выходом на Горбатку, как это предусмотрено действующим проектом, а в районе завода штампов имени 1 Мая недалеко от Центрального стадиона и Первой городской больницы. К слову, планы у советских проектировщиков были поистине наполеоновскими: скоростную дорогу, идущую сегодня параллельно реке Лазури, хотели продолжить вплоть до центра – с пересечением Волоколамского и Тверского проспектов, а также реки Тьмаки. Причем автотрасса должна была пройти над городскими магистралями.

Кстати, в том же путеводителе мы нашли упоминание еще об одном планируемом мосте через Волгу – вы не поверите, но он должен был соединить Затверечье с центром в районе Советского переулка (так до 1993 года назывался Смоленский). Вот только этому и другим проектам не суждено было сбыться – в СССР начались процессы медленного разложения, и в итоге страна распалась, погрузившись в хаос девяностых годов.

От Старого до Западного: интересные факты о тверских мостах
В январе 2022 года началось строительство Западного моста. Фото: Леонид Смирнов

Стоит ли говорить, что в то время было точно не до новых мостов? Хотя необходимость в дополнительной переправе через Волгу никуда не исчезла. К идее строительства Западного моста вернулись только в начале двадцать первого века, но дальше разговоров дело не заходило. Поэтому, когда губернатор Игорь Руденя вновь поднял этот вопрос, реакцией предсказуемо стал скепсис. Однако глава региона проявил настойчивость и довел проект до президента России, и в начале 2021 года Владимир Путин поручил премьер-министру Михаилу Мишустину всерьез рассмотреть строительство моста в Твери. Итог нам известен: правительство выделило средства, Тверская область нашла подрядчика, а в январе 2022-го стартовали подготовительные работы. Те самые, о которых мы говорили в начале.

Напомним, что Западный мост пройдет параллельно Железнодорожному, соединив Заволжский район города с Пролетарским. Заодно планируется обновить путепровод через проспект Калинина (то самый, по которому идут поезда) и Горбатку, которую значительно расширят.

А пока новая переправа будет расти на наших глазах.

Сергей САВИНОВ

+5

Из этой же рубрики