Долгое время новая переправа через Волгу в черте Твери считалась не более чем мифическим сооружением вроде метро и международного аэропорта. Немудрено, ведь разговоры о строительстве Западного моста начались еще при советской власти – в восьмидесятых годах. А потому новости об этом объекте поначалу воспринимались горожанами со скепсисом. Но в начале текущего года мост неожиданно «всплыл» на федеральном уровне – сначала президент Владимир Путин отметил настойчивость губернатора Игоря Рудени в этом вопросе, а потом и вовсе поручил премьеру Михаилу Мишустину подготовить специальный доклад.
И вот история о строительстве переправы, которая соединит Пролетарку с Заволжьем, получила новый поворот – госконтракт общей стоимостью 13,3 миллиарда рублей. Космическая сумма! Единственной фирмой, которая в итоге подала заявку на объявленный конкурс, стала «Дорожная строительная компания» из Кесовой Горы. В рабочем портфолио «ДСК» (не путать с Домостроительным комбинатом!) замечены такие объекты, как мост через Дойбицу в Конаковском районе, мост через Тьмаку в Твери и подъезд к мосту Крымскому. Теперь у подрядчика есть четыре года, чтобы добавить в свой послужной список еще одну знаковую переправу – без преувеличения многострадальный Западный мост через Волгу.
Привет из прошлого
Как уже говорилось выше, перекинуть новый мост через Волгу планировалось еще в восьмидесятые годы. Правда, место изначально было выбрано другое – в районе Беляковского переулка в Центральном районе. Нынешний проект, напомним, предполагает постройку Западного моста параллельно Железнодорожному. Последний, к слову, долгое время был единственной постоянной переправой через Волгу вплоть до строительства Старого моста по проекту чешского инженера Машека. Его начали возводить в 1897 году, а торжественно открыли – в 1900-м.
Фактически это был настоящий прорыв – ранее использовались только понтонные переправы, изображения которых можно легко найти на старых фотографиях. И тут вдруг губернский город получает прекрасный металлический мост, который до сих пор радует своими ажурными конструкциями жителей и туристов. Правда, выглядит он теперь немного по-другому – в начале восьмидесятых его расширили, и Старый мост через Волгу потерял свой «парящий» силуэт.
Еще один мост, который получил банальное наименование Новый, в Твери (на тот момент Калинине) возвели в пятидесятых. При строительстве, кстати, использовались старые конструкции ленинградского моста Лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского. Мигаловский и Восточный мосты появились, соответственно, в начале шестидесятых и восьмидесятых. Готовился и проект Западной переправы, но ситуация в стране внесла свои коррективы. СССР распался, а в новой свободной России, сотрясаемой экономическими проблемами, не нашлось места для провинциальной мечты.
Калинин вновь стал Тверью, а про Западный мост надолго забыли.
Ключ на старт
О строительстве очередной переправы через Волгу еще в то время, когда у страны был другой флаг и герб, неслучайно – население Советского Союза росло, как и частный автопарк. И если бы не крупнейшая геополитическая катастрофа двадцатого века, проблема нынешних пробок была бы, пусть и частично, но решена еще несколько десятилетий назад.
Увы, история не имеет сослагательного наклонения, а потому к строительству Западного моста мы пришли только сейчас. Осталось только немного подождать – в качестве конкретной даты называется ноябрь 2025 года. К слову, средства на долгожданный мост уже заложены в бюджет региона на 2022-2024 годы.
Стоит ли напоминать о том, сколько проблем сразу решится с открытием новой переправы через Волгу? По сути, если не считать Мигаловский мост, который объективно больше относится к Окружной автодороге, чем к городу, огромный район Твери – Пролетарский – десятилетиями обходится без собственной переправы. Уже долгое время это является одной из причин утренних и вечерних пробок, длительность которых растет день ото дня.
Доходит до курьезов – чтобы сократить время в пути, водителям порой проще выехать на Окружную, чем двигаться в час по чайной ложке. С открытием Западного моста решится и эта проблема. Остается лишь надеяться, что за время его строительства Тверь не превратится в одну сплошную пробку. Впрочем, во многом ситуацию удалось выправить еще в прошлом году – когда в областной столице запустили новую схему пассажироперевозок, упорядочив транспортную систему города. Многочисленные маршрутки, дублирующие друг друга и нарушающие все мыслимые и немыслимые правила, канули в Лету как страшный сон, и трафик в Твери действительно значительно снизился. Но численность автопарка по-прежнему увеличивается в прогрессии, и окончательно разгрузит город только открытие Западного моста.
Итак, резюмируем: проект переправы есть, в областном бюджете заложены средства, федеральная поддержка в наличии, подрядчик определен. Теперь осталось только дождаться начала строительства и отметить в календаре 30 ноября 2025 года.
Дату открытия первого с момента распада Союза моста через Волгу в Твери.
Сергей САВИНОВ