Мы продолжаем нашу еженедельную рубрику «Оружие Победы» и сегодня отвлечемся от наземной боевой техники и обратим взор в небо, где скрываются настоящие летающие локаторы – самолеты А50-У.
История создания этого «летающего радара» началась еще в 1950-х годах, когда на важных направлениях СССР стало устанавливать наземные радиолокационные средства. В тот же период авиаконструкторам поручили создать летающую станцию. Проще говоря, конструкторам нужно было создать самолет, который можно оперативно поднять в небо и направить на опасное направление, который сможет «просмотреть» с воздуха огромные площади.
Так появился Ту-126. Он просуществовал почти 20 лет, но потом страны НАТО обзавелись новыми ракетными комплексами, и в нашей стране задумались о новом радаре, который сможет скоростные и маленькие цели с воздуха. К сожалению, Ту-126 для этой цели не подходил, самолет вышел внушительным по размерам, а оборудование уже начало устаревать. Ему на смену пришел А-50. Всего у СССР было около 30 таких самолетов, которые просуществовали довольно долго, но и они подверглись изменениям.
В 2011 году на вооружение российской армии поступил А-50У, собранный на базе самолета Ил-76, оснащенный новым оборудованием. Сейчас этот летающий радар активно применяют в зоне СВО. Обновленный самолет засекает ракеты противника на расстоянии до 800 километров, замечает истребители, наземные и морские цели на расстоянии в 300 километров, может одновременно отслеживать 300 объектов.
Европейские СМИ долгое время не могли понять, как российская армия сбивает истребители на огромном расстоянии. Оказалось, что А-50У не только засекает различные цело, но и идентифицирует их, передавая информацию в командный пункт, а сам в это время наводит на противника истребители и самолеты фронтовой авиации.
Как отметили в Министерстве обороны РФ, А-50У осуществляют разведку и боевое управление авиацией в зоне спецоперации. Именно благодаря им за время СВО было уничтожено большинство украинских истребителей. Летающие радары таким образом обеспечивают господство российской армии в небе, засекая даже беспилотники.
Ходят слухи, что с 2019 года отечественные конструкторы приступили к испытаниям нового самолета А-100 «Премьер», который должен был прийти на смену А-50У, но пока новый радар не был замечен в небе.