«Оружие Победы»: легенды Великой Отечественной войны

14:57

05 мая 2023

5863

«Оружие Победы»: легенды Великой Отечественной войны

Мы продолжаем нашу еженедельную рубрику «Оружие Победы», в которой рассказываем о российском вооружении, участвующем в специальной военной операции. Однако накануне Дня Победы мы решили отойти от основной темы и посветить новый выпуск легендам Великой Отечественной войны, тому вооружению, которое помогло отважным защитникам Родины одержать Великую Победу в 1945 году.

«Первая ласточка»

И начнем мы с самой главной легенды — танка Т-34. Этот танк знаком каждому из нас с детства, он стал героем множества фильмов и книг, а сегодня стоит на пьедесталах в память о Великой Отечественной войне почти в каждом городе. Он стал самым массовым танком времен войны, а немецко-фашистские захватчики, увидев его на полях сражений, приходили в ужас и видели главную задачу в уничтожении «тридцатьчетверки».

Т-34 выпускался с 1940 года, его разработкой занялось конструкторское бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством Михаила Ильича Кошкина. Т-34 был создан на базе танка А-32, но получил серьезные изменение: оброс новой броней, увеличил стойкость и сменил боевое орудие на более мощное. Увидев новый танк Иосиф Сталин назвал его «Первой ласточкой».

«Оружие Победы»: легенды Великой Отечественной войны

Уже в первые дни столкновений танк показал себя с наилучшей стороны, к ужасу противника. Однако, столкнувшись с мощными «Пантерами» и «Тиграми», превосходящими советский танк в дальности вступления в бой, первый Т-34 уступил им. Но и это оказалось лишь вопросом времени: уже в 1944 году противник встретил на полях сражений обновленный Т-34-85. Его главным преимуществом стало новое орудие, которое прошивало броню немецких тяжелых танков, а маневренность новой машины позволяла уничтожить «Королевских тигров» еще до того, как экипаж противника понимал, откуда ведется огонь.

Для Твери, а в годы Великой Отечественной войны — Калинина, танк имеет особое значение. Когда в октябре 1941 года немцы ворвались в Калинин, откуда планировали наступление по трем направлениям, свой подвиг совершил экипаж Т-34 под командованием Степана Горобца. Его танк единственным смог ворваться в город, проехав по всем центральным улицам и уничтожив технику немцев. Жители Калинина, видели, как в экипаж Горобца стреляли, танк горел, глох, но экипаж смог вырваться из города невредимым.

«Оружие Победы»: легенды Великой Отечественной войны
Фото: Военное Обозрение

Вклад Т-34 в битву за Москву и другие танковые сражения невозможно переоценить. Из «Первой ласточки» Т-34 сначала превратился в Т-34-85, а затем заслужено стал называться «Танком Победы».

«Катюша»

Название БМ-13 «Катюша» на слуху у всех жителей России, даже самых маленьких. Создание машины началось с проектирования реактивных снарядов в 1921 году в Москве. Уже в 1938 году ракеты попали на вооружение Красной Армии, и лишь перед самым началом Великой Отечественной войны конструкторы создали многозарядную пусковую установку, размещенную на грузовом автомобиле и получившую обозначение БМ-13, известную как «Катюша».

Краткий курс истории. «Катюша»
Фото: История.РФ/Залп дивизиона БМ-13-16 во время Сталинградской битвы

Наверное, каждому с детства было интересно, почему красноармейцы ласково прозвали грозное оружие «Катюшей». К сожалению, точно сказать, как это прозвище закрепилось за БМ-13, нельзя, но есть несколько версий. По одной из них — прозвище появилось из-за популярной в годы войны песни М. Блантера на слова М. Исаковского «Катюша», той самой, где Катюша выходила на берег. По другой – название связано с буквой «К», выбитой на раме установки и означавшей маркировку завода Коминтерна. Но самой красивой версией является история любви. Поговаривают, что имя любимой девушки на БМ-13 написал боец Красной армии, и с тех самых пор «Катюша» закрепилась за установкой.

Но вернемся на поля сражений. Уже осенью 1941 года на вооружении стояли 59 дивизионов, 33 из которых сосредоточились под Москвой. Отмечается, что «Катюша» показала не только свою эффективность, но и вызывала у противника моральное потрясение. В конце концов немцы начали охоту за «Катюшами», за них была назначена награда, а в охоте на БМ-13 принял участие даже главный диверсант немцев Отто Скорцени.

Легендарная боевая машина "катюша" - Инфографика ТАСС
Фото: ТАСС

Успехов такая охота не приносила, БМ-13 продолжали использовать против пехоты и боевой техники, которыми немцы пытались сдержать наступление Красной армии. Ни одно значимое сражение в годы Великой Отечественной войны не проходило без «Катюш». Ракетная установка на БМ-13 представляла собой восемь рельсов, на каждом из которых попарно устанавливались по два реактивных снаряда. Залп производился из кабины или с помощью выносного пульта.

Сейчас эта некогда грозная боевая машина стоит почти в каждом городе, напоминая о том, какой вклад внесла установка с нежным именем «Катюша» в нашу спокойную жизнь сейчас.

Краткий курс истории. «Катюша»
Фото: История.РФ/«Катюша» на Параде Победы

«Летающий танк»

Новый самолет-штурмовик принятый на вооружение ВВС Красной армии прошел испытания в марте 1941 года, получил обозначение «Ил-2», прозвище «Летающий танк» и был запущен в серийное производство сразу на трех заводах.

Уже в начале Великой Отечественной войны штурмовики доказали свою эффективность, успешно выступая на дальних подступах к Москве. Самолеты оказались действенным оружием против танков и мотомеханизированных колонн противников. Кстати, у немцев было свое название для советского самолета: противник называл Ил-2 «Бетонный самолет», «Черная смерть» и «Чума».

И все же в первых сражениях были обнаружены и недостатки. Но это конструкторов не смутило, они быстро перепроектировали Ил-2, в котором изначально находился только один человек, сделав самолет снова двухместным, и защитили обоих летчиков.

Ил-2 в разрезе
Фото: История.РФ

Уже в феврале 1942 года обновленный Ил-2 поднялся в воздух. Кабину стрелка оборудовали вне бронекорпуса за бронеперегородкой заднего топливного бака. Спиной к перегородке на подвесной брезентовой лямке сидел стрелок, защищенный от огня со стороны хвоста самолета бронеперегородкой толщиной 6 мм.

С лета 1943 года у «Летающего танка» обнаружили еще один талант – он отлично уничтожал корабли и плавсредства противника на воде. Теперь Ил-2 пополнил вооружение и морской авиации, получив специальную модернизацию Ил-2Т, став бомбардировщиком-торпедоносцем.

Некоторые историки отмечают, что бронированный штурмовик Ил-2 стал одним из основных советских боевых самолетов Великой Отечественной войны. Массовое применение самолета сыграло решающую роль во многих сражениях. Один штурмовик даже стал легендой – он совершил больше 150 боевых вылетов, получил больше 600 повреждений крыла, хвоста, фюзеляжа и до последнего поднимался в воздух.

Восстановленый Ил-2 в полете, наши дни
Фото: История. РФ/ Восстановленый Ил-2 в полете, наши дни

«Бронекулаки Советского Союза»

На полях сражений отметился не только Т-34, но и еще одна серия танков ИС. Самым знаменитым в линейке стал ИС-3, который, к слову, не успел принять участие в сражениях Великой Отечественной войны, но в памяти людей стал знаковым танком. Дело в том, что создание тяжелого и бронебойного танка, получившего прозвище «Бронекулак» завершилось вместе с войной.

ИС-3 создавался на базе уже участвовавшего в тот момент в боях ИС-2, но отличался малыми габаритами и мощной броневой защитой. Толщина брони «лба» у тройки оказалась почти в 2,5 раза больше, чем у предшественника. Танк получил уже хорошо зарекомендовавшую себя пушку калибра 122 мм, спаренный с нею пулемет ДТ и крупнокалиберный пулемет ДШК на башне. При этом ИС-3 лишился курсового и тылового пулеметов, показавших себя неэффективными.

В итоге ИС-3, успей он попасть на войну, оказался бы непробиваем для самых мощных немецких «Тигров» и «Пантер». К сожалению, приказ о выпуске первых машин ИС-3 вышел только в декабре 1944 года, испытания завершились в апреле 1945, а серийная боевая партия была создана как раз в мае 1945, когда Германия полностью капитулировала.

Тяжелые танки ИС-3 проходят мимо военнослужащих армий стран антигитлеровской коалиции, наблюдающих за Парадом Победы, Берлин, 7 сентября 1945 года
Фото: История.РФ/ Тяжелые танки ИС-3 проходят мимо военнослужащих армий стран антигитлеровской коалиции, наблюдающих за Парадом Победы, Берлин, 7 сентября 1945 года

И все же ИС-3 внес огромный вклад в закрепление Победы советской армии. Первой демонстрацией нового танка стал Парад Победы в Берлине в сентябре 1945 года. Тогда, увидев новую боевую машину Союза, даже самые рьяные скептики, до последнего поддерживающие гитлеровский режим, закрыли рты. ИС-3 стал последним гвоздем в крышку гроба фашистского режима.

Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбург-шоссе во время парада союзных войск в Берлине, 7 сентября 1945 года
Фото: История.РФ/Колонна из 52 советских тяжелых танков ИС-3 из состава 2-й гвардейской танковой армии проходит по Шарлоттенбург-шоссе во время парада союзных войск в Берлине, 7 сентября 1945 года

Сегодня мы рассказываем о боевых машинах, танках и самолетах, оснащенных множеством электроники, пользующихся новыми технологиями и опытом прошлых лет, способных работать даже без людей внутри. Но все они потомки Т-34, Ил-2, ИС-3 и другой техники времен Великой Отечественной войны. И даже десятки лет назад отечественная техника, порой созданная в спешке, но с помощью умов великих конструкторов и проектировщиком вызывала ужас на фронтах.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики