Если в поисковую строку видеохостинга YouTube ввести слово «Старица», в первой строке появится фильм Кирилла Македонского. Он вышел здесь четыре месяца назад, у него 101 тысяча просмотров. Следующим идет восьмиминутный фильм Артемия Лебедева с этим же названием, который выложен на YouTube год назад, за это время увидели 121 тысяча человек. Московский дизайнер заехал в этот город и, показав несколько красивых видов, вынес одну мысль, с которой, надо признаться, трудно спорить: город унылый и запущенный, состояние его безнадежно. У этого ролика есть преимущество: он идет всего восемь минут. Но есть и большой недостаток – желание приехать в этот город и все увидеть своими глазами вряд ли кто испытает.
А житель Твери Кирилл Македонский, делая свой двухчасовой фильм, преследовал прямо противоположную цель: он хотел, чтобы люди узнали этот древний город, захотели пройти по всем тем местам, которые с любовью и старанием, глубоким погружением в тему нам показали.
По месту основной работы герой нашей публикации – арт-директор в ночном клубе. А по своему главному призванию, философии жизни трудно представить его исчерпывающе одним словом. Сценарист, редактор видеофильмов, блогер, очарованный странник?
О себе он говорит так:
– Несколько лет у меня созревала идея путешествовать по городам России и рассказывать о них людям. О загранице снято много качественного контента, а о наших городах, как ни посмотришь, какие-то уныние и тлен. Смотришь обзор, и не хочется ехать – кажется, везде печаль и разруха. И тогда я вместе со своими друзьями создал проект «Гид Македонского», который просто, понятно, красиво рассказывает о городах России в формате видеоэкскурсии на YouTube. Мы говорим об истории города, его памятниках архитектуры, о том, в каком отеле остановиться, где поесть, интересно и с пользой провести время. Нам хотелось показать, прежде всего, молодежи, какой туристический потенциал есть у городов. Мы сняли фильм про Старицу, где можно не только познакомиться с богатой историей города, но и посетить пещеры, спрыгнуть с парашюта, поесть супервкусные чебуреки. Вдобавок к видеоматериалам создаем карту, содержащую концентрированную информацию. Ее можно распечатать или скачать себе на телефон.
30 ноября прошлого года Кирилл запустил пилотный выпуск про Старицу, над которым долго работал. Волновался, как к нему отнесутся. Фильм встретили восторженно, было много положительных отзывов. Авторы поняли, что проект интересен, актуален, и стоит продолжать дальше.
Артиллеристы, точный дан приказ!
Кириллу сейчас столько же лет, сколько прожил великий полководец Александр Македонский, – 32 года. Кстати, это настоящая фамилия Кирилла, не псевдоним, которая оказала на него большое влияние, – в детстве он очень хотел быть офицером, интересовался военной историей, зачитывался описаниями походов Александра Македонского. После окончания восьмого класса Кирилл уехал из Твери в Петербург, поступил в кадетский ракетно-артиллерийский корпус. Окончив его, стал учиться в Михайловской военно-артиллерийской академии. А на четвертом курсе понял, что жить по уставу не хочет, военная специальность не вписывается в его историю жизни. Хотелось внутренней свободы, уйти от жесткой предопределенности – пройдет два-три года, ну получишь ты звание капитана, потом майора и так далее. Места творческому развитию не остается.
Он ушел и стал себя искать. Поскольку надо было зарабатывать на жизнь, устроился в ресторан официантом, пытался заниматься предпринимательством, открывал кофейню. Но в результате вернулся в Тверь к маме. Огорчался, что уже 27 лет, а на ногах еще не стоит, и надо срочно искать место для заработка. Работал в ночном клубе официантом, потом менеджером, сейчас – арт-директором. Но место и коллектив понравились, в итоге застрял там на пять лет. По роду деятельности отвечает за развлекательную часть учреждения, занимается организацией вечеринок, подбором музыки, костюмов, установкой света и декораций.
В свободное время много читал, старался выбраться в другой город. Молодого человека всегда интересовали культура и история. Однажды, это было четыре года назад, решил съездить в Старицу. И, как всегда основательно подходя к любому вопросу, чтобы узнать побольше об этом городе, перелопатил множество материалов. Иногда видел, что информация противоречива – об одном и том же событии даже не далекой истории существуют разные сведения, а многие сайты вообще устарели.
– Мне-то все интересно, но как представлю своих знакомых, которые, оказавшись на этом сайте, ехать не захотят, – говорит Кирилл. – Я подумал, как было бы круто зайти на YouTube, набрать одно слово «Старица», и получить максимум информации о городе. И чтобы было два формата видео – полноценный обзор на час и десятиминутный краткий, посмотрев который, человек примет решение, изучать эту тему дальше или нет. А потом, возможно, захочет сгонять в этот город. Хотелось, чтобы это было красиво, наглядно, понятно, чтобы в одном материале тебе рассказали все, насколько это возможно.
Это был шок
– Какими источниками пользовались, когда делали это фильм? Обращались за консультациями к известному краеведу Шиткову?
– Да конечно. Прочитал все, что есть в интернете, все краеведческие книги, их правда, немного. Встречался с Александром Владимировичем Шитковым, который консультировал меня, и вместе с которым полностью перелопачивал свой сценарий. За что ему большое спасибо, в титрах он первый, кого мы поблагодарили. Но я видел расхождение в трактовке и освещении некоторых событий, а мне было важно дать квалифицированный, точный ответ. Александр Владимирович придумал пару легенд, основанных на личных эмоциях. Это касается памятников Таха Хусейну и посвященного 700-летию города. Он, конечно, фантастический мужик в плане поиска информации, всего, что он сделал для Старицы.
– Когда вы впервые раз побывали в Старице?
– Когда жил в Петербурге, много путешествовал по Ленинградской области. А первый город Тверской области, который я открыл для себя, была Старица. Когда мы с девушкой решили съездить куда-нибудь на выходные, посмотрели карту и увидели, что ближайшее место – Старица. Даже представить себе не мог, насколько сильно она понравится. Там мне и пришло озарение: надо делать проект. Был страшно удивлен, что, живя в Твери столько времени, не знал, что у нас в часе езды есть каменоломни. Для меня это был шок. Семь-восемь веков люди добывали старицкий камень, который называли старицким мрамором. Он фантастически выглядит, из него возводили монастыри и храмы. Каменотесы прорыли огромные ходы в 30 километров, пещеры. И я про это ничего не знал! Да и никто из моих друзей и знакомых не знал, что там есть пещеры.
– Удивительно, как в наше время, когда так доступна информация, можно не знать о том, что происходит рядом. Почему сейчас приходится открывать заново то, что еще недавно было широко известно?
– Честно говоря, не задумывался об этом. Давайте вместе попробуем найти ответ. Наш проводник, ему за 50, и его сверстники все знают про пещеры, где они проводили вечеринки. Мои ровесники и те, кто моложе, действительно не знают про них, что меня удивляет. Да, приходится заново открывать Россию для молодежи. Дело, видимо в том, что информации очень много, но молодежь избалована суперкрутыми видео с отличным звуком. Есть очень качественный контент – один фильм ярче другого. Я по себе замечаю, что привыкаю к картинке.
– Текст уходит, люди воспринимают информацию через картинку.
– Да. Мне интересно читать, но мои сверстники говорят: «Давай лучше посмотрим!». Про книгу я вообще молчу – это другая пища для ума. Информация грамотно заходит только через видео, желательно, чтобы оно было динамичным. Приходится заново переоткрывать что-то прежде известное через видеоконтент. Молодежь ведь как узнает о чем-то новом: пока обедают, смотрят ролик. Я вот думаю, что мы сделали ошибку – сделали слишком большой хронометраж. Несмотря на динамичность, два часа – это много. Надо было делать на 45-60 минут, как фильм в сериале, к которому люди привыкли. И краткий обзор не на 10 минут, а 2-3-минутный, как трейлер к фильму.
– Как долго вы работали над этим фильмом?
– На его создание, начиная от написания сценария, ушел целый год. Хотелось бы, конечно, побыстрее. У меня классная команда, 15 неравнодушных ребят, фотографы, операторы, есть человек, который классно снимает с воздуха, кто делает анимацию. Я предложил им идею, парни загорелись. Проблема в том, что все мы связаны основной работой, и фильму могли уделять только часть своего времени. Если бы не пандемия, все еще больше бы затянулось. Понимаю, что это не очень продуктивно, хотелось бы работать над фильмом каждый день, тогда бы сделали его за два-три месяца. Если полностью погрузимся в наш проект, сможем создавать качественные фильмы.
– Во сколько он вам обошелся?
– Почти 450 тысяч рублей. Я два года копил деньги для пилотного выпуска. Мы со своим ребятами работали за идею, деньги были нужны для упаковки проекта – логотипа, сайта. На кратком обзоре можно видеть, как мы визуализировали кремль. Не хотелось говорить: посмотрите на этот холм, здесь раньше был кремль. Мы воссоздали макет в формате 3D. Эта работа заняла месяц, стоила 45 тысяч рублей. В фильме много анимационных вставок, за это отдал 250 тысяч рублей – поскольку делали ребята, с которыми я лично не знаком, поэтому платил. Покупал рекламу на YouTube, который рекомендовал фильм тем, кто интересуется путешествиями, историей и культурой. За это отдал около 100 тысяч. На фильм об одном городе нужно два миллиона рублей. Это может показаться много, но для полноценного фильма меньше не получается. У Леонида Парфенова бюджет в десятки раз больше.
Опора, а не обуза
Создание хорошего фильма занимает много времени и, как выяснилось, стоит немало, поэтому Македонский, планируя полностью погрузиться в свой проект, решил участвовать во Всероссийском конкурсе в сфере туризма «Мастера гостеприимства». В Калуге, где проходил один из его этапов, в финал вышли трое представителей Тверской области, в числе которых был и Кирилл. Он подготовил презентацию, представил свой канал, сейчас готовится к завершающему этапу конкурса. Его главная цель – найти источники финансирования для дальнейшей работы.
– Я неравнодушен к тому, что происходит в стране, – объясняет Кирилл. – Да, проблем много, есть над чем работать. Но даже руины могут быть по-своему прекрасны. Моя задача – показать, что красивые места есть не только на Кубе, в Занзибаре и Египте, но и у нас. И если направить больше сил на ту же Старицу, можно сделать ее жемчужиной внутреннего туризма.
Губернатор Тверской области Игорь Руденя считает туризм перспективной отраслью региональной экономики. Один из приоритетов – повышение качества услуг в индустрии гостеприимства, квалификации специалистов.
– Мне удалось узнать этот город, почувствовать его, понять, – продолжает Кирилл. – У нас завершен фильм про Старицу. Надо снять и об ее окрестностях – там много всего интересного. В планах, если получим финансирование, – Калязин и Удомля. Сейчас буду активно общаться с предпринимателями, руководителями заводов и фабрик. Если найдутся неравнодушные люди, готовые порадеть за свой край… Александр Шитков хорошо сказал: «Малые города – это опора, а не обуза России». Меня зацепила эта фраза. Такие маленькие, но такие важные города. Надеюсь, когда-нибудь у нас будет, как в Европе, где очень развит внутренний туризм, где ценят каждый уголок страны. Я вижу, что у нас в молодежной среде движение к изучению и сохранению малых городов набирает обороты.
Марина Бурцева