Жажда впечатлений и охота к перемене мест заставляют россиян отправляться в путешествия. Все больше туристических автобусов можно видеть на дорогах Тверской области, все больше появляется точек притяжения: за последние три года число только частных объектов турпоказа увеличилось на 30. Что же это за места, кто их создает, кому они интересны?
У каждого из них – своя история создания, но, наверное, самую отличную от других мы найдем в Лихославле. Начать с того, что появилась она на базе предприятия, который работает в городе уже 80 лет, а бренд «Керамика из Лихославля» был создан еще в 1996 году – его придумала Валентина Гулеева. Многие годы она руководила предприятием «Художественные промыслы», была удостоена почетного знака губернатора Тверской области «Крест святого Михаила Тверского». В прошлом году жизнь этого человека, всю жизнь вложившего в гончарный промысел, унес коронавирус. Продолжатель этого дела, ее семья, решила, что музей гончарного промысла «Керамика из Лихославля», который скоро здесь появится, будет открыт в честь Валентины Гулеевой.
Фото: ЗАО «Художественные промыслы»
Керамика из Лихославля
Гончарное предприятие, на основе которого родился музей, – уникальное. Оно входит в федеральный перечень предприятий народных промыслов России, здесь много лет производят керамику, первым в России начало делать керамические горшки для цветов.
Хотя на предприятие и раньше приезжали гости, чтобы познакомиться с его деятельностью, город еще не был туристическим. Туристическое направление, входящее в концепцию развития народного промысла, решила развивать руководитель маркетинговой службы предприятия Анастасия Гулеева. И для начала она поступила в Российский государственный университет туризма и сервиса.
Анастасия написала экскурсионную программу, стала водить туристические группы по предприятию, чтобы познакомить с технологическим процессом – от заготовки глины до сделанного изделия. Здесь люди узнавали основные способы производства – не только традиционный гончарный промысел на гончарном круге, но и ручную лепку, и шликерное литье, и формовку изделий на готовых металлических формах, и различные способы декорирования. Новшеством стали и мастер-классы по лепке традиционной игрушки.
Фото: ЗАО «Художественные промыслы»
Фото: афиша-тверь.рф
Одновременно активно шло общение с коллегами из других регионов, завязывание контактов, участие в выставках, приглашение к сотрудничеству туроператоров. В этот период важно было выйти за пределы своего города, заявить о себе. Тогда же, в 2017 году, бренд «Керамика из Лихославля», придуманный почти 20 лет назад, стал известен именно как туристический. В деле его продвижения свою роль играют и соцсети, особенно в сфере индивидуального туризма: сейчас из-за коронавируса люди все чаще путешествуют индивидуально.
В принципе, здесь ориентируются на работу с большими группами. Туристы после посещения экскурсии и мастер-класса задавали много вопросов по карельской теме. И поскольку тогда в городе негде было купить традиционные пироги, на территории предприятия решили создать еще один туробъект – Музей карельской кухни. В прошлом году этот проект выиграл грант правительства Тверской области.
Что касается идея создания музея гончарного промысла, то она лежала на поверхности: у предприятия уже есть небольшой выставочный зал, где экспонировались лучшие предметы, созданные здесь за все время существования фабрики.
Туризм, уверены лихославльские гончары, является драйвером развития предприятия и сохранения народного художественного промысла. На основе действующей в Торжке с 1975 года художественной мастерской четыре года назад Лихославльское ЗАО «Художественные промыслы» открыло музейно-выставочный комплекс «Дом гончара». Здесь регулярно проводятся экскурсии, посвященные новоторжской глиняной игрушке и развитию гончарного промысла, организуются мастер-классы. Таким образом, за счет сохранения народных традиций формируется точка притяжения, развивается туризм, что, конечно же, способствует процветанию всего района.
Фото: ЗАО «Художественные промыслы»
Самое ценное, что есть в экономике
С 2017 года частники, индивидуальные предприниматели или компании, зарегистрированные на территории нашей области, стали получать на условиях софинансирования субсидии. Если в прошлом году при поддержке регионального бюджета было реализовано 8 туристических проектов, и объем субсидии из областного бюджета составил почти 8 млн рублей, то в этом году сумма выросла почти в два раза, а число новых туристических проектов увеличилось до 11.
«Самое ценное, что есть в экономике, – это средний и малый бизнес, за который мы сегодня бьемся, – отметил Игорь Руденя. – Это те люди, которые благоустраивают свои территории, создают там рабочие места, те люди, которые, собственно, и формируют лицо нашей области».
Зачастую туристические точки не являются для создателей самоцелью. Они становятся привлекательными широкой аудитории не сразу. Мы знаем множество примеров, когда эта привлекательность выросла из увлечений, частных коллекций. Как пример — Васильевский музей гвоздарей в Михайловском сельском поселении под Тверью. Там энтузиасты были вынуждены брать в аренду помещение, чтобы из временной экспозиции создать настоящий музей со своей историей, наполнением. Кстати, там общественники не просто коллекционируют вещи, они, что довольно редко, занимаются научной работой, стараются профессионально исследовать местный старинный гвоздарный промысел.
Когда из «домашних» коллекций вырастает полноценная экспозиция, и есть потенциал заинтересовать ею туристов, здесь инициаторы могут рассчитывать на государственную поддержку: и финансовую, и информационную. Понятно, что нужен бизнес-план, нужны свои вложения (государство выплачивает субсидию при условии вложения в дело той же суммы от авторов). Именно поэтому некоммерческие организацию финансовую поддержку получить не могут. Суть субсидии в том, чтобы помочь новому объекту получить прибыль, развить бизнес. Министерство туризма может посодействовать о включении объекта в существующие турмаршруты или помочь разработать новый. Многие музеи работают и вовсе самостоятельно — для этого есть все возможности: интернет, «сарафанное радио».
Фото: myfoodtravel.ru
Многие привыкли, что музеями называются те структуры, которые обладают фондами, ведут научную работу. А учреждения, которых с каждым годом становится все больше – почти во всех районах области есть частные музеи – это, скорее, музейно-развлекательные, интерактивные центры.
Но именно они способны вести гибкую политику и в плане обслуживания туристов, и в вопросах создания интересного турпродукта. Музеи потому активно поддерживает государство, что они способствуют привлечению инвестиций, стимулируют развитие территорий. С созданием новых объектов расширяются возможности для развития внутреннего туризма, а значит, и получения новых источников дохода, вовлечение в дело местного населения со своей продукцией и услугами.
Фарфор из Дрездена
Только в этом году в Конаковском районе откроется Музей сыроделия имени Верещагина, в Бежецке – музейно-выставочный центр «Дом Гумилевых», на оленьей ферме в Калининском районе – музей «В мире животных», на заводе «Пеновские источники» – выставочно-дегустационный комплекс, в торжокском парке «Любви и верности» – музей «Русского быта».
Два года назад в Старице открылся Музей пекарского дела, и уже почти готов к приему посетителей еще один – фарфора, керамики и стекла. Как многие музеи, оба созданы на основе личной коллекций.
Первое, что основатели старицких музеев, братья Алексей и Валерий Киселевы, приобрели на блошином рынке «Левша» в Московской области, была чугунная вафельница. Экспонатами Музея пекарского дела становились пряничные доски, формы для куличей, весы, самовар. Совсем недавно он пополнился кухонной 200-килограммовой чугунной плитой, сделанной в 1880 году и до недавнего времени стоявшей в одной из коммунальных квартир в Санкт-Петербурге.
Приблизительно в это же время, лет десять назад, братья стали наведываться в антикварные магазины и блошиные рынки в поисках вещей из фарфора. Одна из них, фигурка танцующих девушек, купленная в Дрездене, положила начало коллекции кузнецовского, гарднеровского, дрезденского и других известных марок фарфоровых статуэток и разнообразной посуды.
Увлечение пластическим искусством выросло в серьезное коллекционирование настолько, что хрупкие красивые вещи стали заполонять весь дом. И наступил момент, когда захотелось, чтобы их увидели другие люди.
Фото: staritsamuzei.com
Ни тогда, ни сейчас у братьев Киселевых и мысли не было зарабатывать на своем увлечении. У них есть бизнес – им принадлежат гостиницы «Особняк на Карла Маркса», шесть точек общепита: две чебуречные, пельменная, пиццерия и два кафе. И два объекта культурного показа – музеи. Будет и третий, уверены они. Но главное – это сервис.
– Наша задача, как и муниципальных властей, создать туристический кластер на базе Старицы, – говорит Алексей Киселев. – Сейчас муниципалитет приводит улицы в порядок. Каждый год идет капитальный ремонт, создается благоустроенная среда. А наша задача – создать людям комфорт. Что мы и делаем. Есть точки питания и проживания, создается экскурсионное туристическое обслуживание. Сделали два музея, в планах третий. Мы принимаем туристические группы, люди приезжают и организованно на автобусах, и частным образом. Для жителей нашего района посещение музеев бесплатно. Старица, мы считаем, недооценена с точки зрения архитектурного и исторического наследия и туристического потенциала. Работы в этом направлении еще очень много.
Фото: Фото: staritsamuzei.com. На экскурсии
Фото: staritsamuzei.com
Каждый год Старица участвует в субсидировании по продвижению туризма в нашем регионе: в позапрошлом году регион оказал поддержку Музею пекарского дела, в прошлом году – Музею фарфора, керамики и стекла, этом году – Старицкому туристско-информационному центру.
Фото: Фото: staritsamuzei.com. В музей часто приходят школьники
О важности частных музеев и их открытии не раз говорил губернатор Игорь Руденя, который считает это важным аспектом развития внутреннего туризма.
Как заметил глава региона, жители районов, которые трудятся в этих музеях – люди инициативные, у них есть огромное желание продвигать свои объекты. Это очень важные проекты, направленные на сохранение для будущих поколений местного колорита и культуры Тверской области.
Понятно, что у каждой такой точки притяжения своя история появления и развития. Их создателей объединяет несколько вещей: стремление вести социально-ориентированный бизнес, направленный не просто на получение прибыли, но, чтобы это приносило пользу и территории, где они находятся, и местным жителям, а также личный интерес к делу самих создателей. Чаще всего сами авторы проектов — коллекционеры, организаторы мероприятий, мастера художественных промыслов, которые применяют свои умения в новой и востребованной сегодня сфере туризма.
И еще важно, что чаще всего все эти объекты живут в тесной привязке к месту. Это отличительная черта киоска с газировкой от частного музея. Киоск можно поставить где угодно, музеи же, культурные центры и прочее — находятся в контексте места, ее специфики и вне этого существовать не могут. В этом и есть ценность локальных точек притяжения, созданных энтузиастами, о чем и говорил губернатор, отмечая их значимость: не просто заработать деньги, но сохранить специфику места, сделать ее брендом, придать месту новое звучание.
Оксана Федорова