Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города

16:15

07 февраля 2025

168

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
фото: pstgu.ru

В этом году Россия отметит 100-летие со дня смерти святителя Тихона, первого «советского» патриарха, ключевой фигуры в Русской Православной Церкви, не знавшей патриархов со времен Петра I. Тихон (Беллавин) умер 7 апреля 1925 года, увидев за свою жизнь такую концентрацию исторических вихрей, и по сути став жертвой самой главной из них.

Как и любая важная историческая фигура Тихон воспринимается современниками неоднозначно. А кто из нас однозначный, кто из нас способен принимать решения, влияющие на тысячи и десятки тысяч человек, разрываясь между ставшими антагонистами советской властью и заповедями Христа. Мы попробуем вспомнить основные страницы биографии Василия Беллавина, чтобы понять, как наша страна получила такого патриарха.

Предопределенность будущего

Характер человека формируется в раннем детстве, поэтому важно всегда посмотреть на время и место, где Василий Беллавин, будущий первоиерарх, родился и вырос.

Торопец – город на западе Тверской области. Исторически псковский город, ставший калининским, а потом и тверским в Советское время после очередной раскройки карты СССР. Сегодня Торопец и имя Тихона неразрывны. Это то, что исследователи называют культурным кодом. Тихон присутствует в самом контексте современного Торопца. И пусть его историческая родина – погост Борки – ближе к Великим Лукам, а от Торопца довольно далеко, сегодня Торопец способен и готов аккумулировать тихоновскую тему. К тому же, до глубоких исследований, даже в энциклопедиях родиной Тихона упоминали Торопец.

Василий Беллавин родился 19 января 1865 года в семье потомственных священнослужителей, что для 19 века очень характерно. Кастовость духовенства была до конца позапрошлого века очень крепкой и следовала традиции преемственности поколений служению Церкви. Впрочем, она и воспитывала: создавала условия, при которых подрастающий мальчик, не мыслил себя в будущем кем-то иным. Родовое гнездо белого духовенства держало и географически. Так, лишь дед будущего патриарха Тимофей, покинул свое село, но и то недалеко – стал священником соседнего села Сопки. Но вот его сын, отец будущего патриарха Тихона, уже уезжал за высшим духовным образованием в город, и после окончания семинарии он начинал свой священнический путь тут же рядом, в погосте Клин. Здесь в 1865 году и родился Василий.

Вещий сон

Всего в семье Беллавиных было четверо детей – все сыновья. Как и полагается в век информационного дефицита, для «больших» людей были припасены свои легенды. Есть она и у Беллавиных и рассказывается по-разному, но суть одна: во сне Иоанну Беллавину приснилась его мать, которая сказала, что один из сыновей умрет молодым, один будет жить обычной жизнью, а третий станет великим. Иоанн утром рассказал сон своей жене, и этот сон со временем стал семейным преданием о чудесном предсказании будущего маленького Васи. К тому же братья Василия все умерли молодыми, не дожив и до 35 лет.

Кем быть в жизни – такой вопрос в семье не стоял, поэтому старшие братья уже учились в Торопецком духовном училище, а Василию еще предстояло поступать. Но дорога в Торопец уже была проложена. Отец, чтобы быть ближе к детям, просит перевода в город и получает место в Спасо-Преображенской церкви Торопца. Живет семья в небольшом домике рядом. Сегодня – это дом музей патриарха Тихона. Думал ли юный Вася, бегая по двору, что здесь будет стоять бронзовый памятник ему?

В Торопце «тихоновские пасхалки» повсюду: это мозаики, это календарики в сувенирных лавках, юбилейные монеты, названия и в целом витающий в воздухе образ покровителя города, если так можно назвать. Для маленького Торопца такая идентичность важна и для более твердой исторической опоры, и для самоощущения причастности к большой истории, большой личности. Для малых городов такие вещи очень сильны, они словно говорят тебе, жителю: не важно, где ты родился, важно, кто ты есть.

Тихон очеловечил Торопец, который был и остается прекрасным заповедником архитектуры, примером старого купеческого города, но ставший с феноменом Тихона более эмпатичным.

Мальчик из Торопца

Но вернемся к Василию, которому исполнилось девять лет, и он переступил порог местного духовного училища, где по коридорам бегали такие же мальчишки, многие из которых после окончания станут псаломщиками, пономарями, дьяконами в окружных церквях, а многие покинут Торопец, чтобы поступить в семинарии и начать духовную карьеру.

Василий об этом еще не думал. Он ловил с отцом рыбу, помогал ему по службе, напитывался здесь своим будущим. После окончания училища Василий сменил Торопец на Псков. Учась сначала в духовной семинарии, а потом и в академии в Петербурге, он будет каждые каникулы возвращаться в Торопец, в родительский дом, помогать открытию училищ, обустройству местных храмов.

Уже после окончания академии, Василий почти возвращается домой, ему дают место преподавателя в его родной Псковской семинарии. В 1891 году он принимает монашеский постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). И вот наступает момент, когда вчерашний Василий Беллавин, мальчишка из Торопца, надев черную мантию монаха, отрывается от родины и начинает свой большой путь в историю. Начался этот пусть с Варшавской епархии, где Тихон рукоположен в епископа. Это 1897 год – в обществе уже неспокойно, а в среде студентов (Тихон продолжает работать ректором Холмской семинарии) особенно. Его вспоминали именно как миролюбивого руководителя, который в мире, где все чаще давала о себе знать сила, эту силу не делал инструментом своей власти.

Спасо-Преображенский храм и родительский дом Василия Беллавина
фото: pravoslavie.ru

Исторический жребий

А потом расставание с родиной приобрело прямой смысл. Тихон покинул Россию. Его отправили в Америку. До 1907 года все силы епископа Тихона были направлены на православные общины США, Канады, на холодные поселения Аляски, где появлялись новые учебные заведения, крепли приходы, утверждались православные догматы.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Митрополит Тихон

Возвращение в Россию случилось уже после Первой русской революции. В 1907 году Тихон в сане архиепископа Тихон возглавляет Ярославскую кафедру, а спустя семь лет оказывается в Вильне. Здесь, в Европе, его не могла не коснуться и Первая мировая война. Окопы, обстрелы, помощь раненым – все это сегодня скупые биографические строчки, за которыми кроются таинственные составляющие личности человека в период самых главных испытаний его Отечества и каждого ее гражданина. Впереди была Февральская революция, потом Октябрьский переворот, которые Тихон встречал уже в Москве, глядя этому историческому бунту в лицо. Не менее драматические событие разворачивались в самой Церкви, в борьбе обер-прокурора с неугодным ему епископатом. Но выборы неожиданно для обер-прокурора поставили Тихона на Московскую кафедру. На Тихона сразу же была возложена подготовка Поместного собора и организации выборов его будущих участников. Поместный собор в Русской Церкви не собирался больше двухсот лет. Все это время Церковь жила без патриарха. Тихону суждено было стать первым за двухвековой перерыв предстоятелем Церкви. Так лег жребий собора.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Патриарх Тихон

Угроза для власти

Нужно понимать, кем стал Тихон в ключевой политический момент, когда большевики разогнали Учредительное собрание, а он остался по сути единственным всенародно избранным представителем тогда еще сильной церковной власти. Его популярность в народе была сильной. Для людей, никогда прежде не видевших патриарха, Тихон был интересен, его приезды в города сопровождались толпами людей. Понимал ли он, что такая популярность обернется против него? Наверняка. Погибают мученически лучшие друзья Тихона – в Киеве расстрелян митрополит Владимир, в Петрограде убит отец Иоанн Кочуров, сподвижник Тихона по американскому служению. Тучи сгущались над Церковью, декреты Советской власти говорили прямо о намерении уничтожить все церковные институты. Тихон понимал, что на нем лежит ответственность объявить на фоне происходящего позицию церкви, и он ее объявляет в знаменитом послании с анафемствованием советской власти. Это было программное послание, осуждавшее политику террора, кровавые разборки, разграбления монастырей и церквей, убийства и бесчинства большевиков. При этом Тихон, понимая ответственность за свои эмоции, не вступал в открытую конфронтацию с Советской властью, настаивая на примирении и нейтралитете Церкви.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Патриарх Тихон благословляет народ. Фото: foma.ru

Первый раз Тихона арестовали в ноябре 1918 года, но он оставался дома под стражей, московские приходы дежурили у дома патриарха, чтобы защитить его. Под разными предлогами Тихона продержали под домашнем арестом до 1921 года. Для власти было важно изолировать патриарха в период изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Эта волна разграблений храмов и монастырей прокатилась по всей стране, как и массовое вскрытие мощей, нападения на монастыри. Тихон, по мнению советских руководителей, должен был быть изолирован и в момент подготовки обновленческого раскола в самой Церкви. С мая 1922 года Тихон по сути находился в заточении в Донском монастыре. Ему разрешалось выходить на улицу только раз в сутки в сопровождении охраны.

Против Тихона в прессе развернулась настоящая информационная кампания, проходившая на фоне обновленческих «соборов», на которых с Тихона якобы снимали сан, даже расстригали его. Если бы не международная известность патриарха, вопрос о его ликвидации был бы решен давно. За судебным процессом над Тихоном следили зарубежные СМИ, и там была совсем иная риторика. Тихон, находясь почти год под арестом, не мог понимать объективной картины происходящего. Его известные «примирительные» письма, где он пишет, что он не враг Советской власти – это не попытка сохранить себе жизнь ценой компромисса, а ответственность за Церковь, которой нужен руководитель.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Патриарх на проповеди. Фото: foma.ru

Смерть и прославление

Короткое время, которое Тихон провел на свободе, было не лучшим, чем в заточении: покушения, убийства близких соратников, угрозы.

В конце 1924 года Тихон слёг. Он чувствовал себя так плохо, что написал завещание, в котором упомянул трех претендентов на патриарший престол вместо него. Умер патриарх 7 апреля 1925 года. Прощание представляло собой многотысячные толпы людей у Донского монастыря.

Церковь канонизировала своего патриарха только в 1981 году, когда почувствовала себя впервые чуть увереннее, чтобы заявить этой канонизацией в том числе и претензию на притеснение. Это был голос Церкви, десятилетия жившей с закрытой ладонью ртом. Канонизация была показательна, потому что Тихон стал первым в большой кампании по прославлению пострадавших от советской власти мучеников. И, кстати, на иконе новомучеников российских, он стоит во главе этого сонма святых.

Впервые в истории в честь святителя Тихона был освящен храм в Клину в 1990 году, появились памятники патриарху, в 2018 году Банк России выпустил монету с изображением патриарха Тихона в честь 100-летия Всероссийского собора. Но все это время в России жил и оставался памятником Тихону маленький город Торопец, который в 2024 году отметил свое 950-летие. И сегодня в городе сохраняется Спасо-Преображенский храм, в котором служил отец Василия Беллавина, в который маленький Вася ходил к отцу каждый день, сохранился родительский домик, ставший сегодня музеем, а во дворе его появился большой бронзовый памятник святителю.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Смерть патриарха. Фото: foma.ru

В Торопце действует открытая в 2010 году православная гимназия им. святителя Тихона. Есть в городе и женский Свято-Тихоновский монастырь, созданный на базе древних Никольской и Покровской церквей. «Это единственный монастырь в мире, который посвящен патриарху Тихону». В 1997 году в Торопце впервые в России состоялись научные чтения, посвященные патриарху Тихону, а позже появилась традиция ежегодного проведения Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной научно-практической конференции «Пастырь добрый».

Город, где живет Тихон

Родители патриарха похоронены на кладбище Вознесенского храма. Дата смерти Иоанна Беллавина неизвестна. Анна Гавриловна «последние годы жила в своем уютном, скромном домике при Спасской церкви, тяжело болея водянкой. Этот тихий домик был известен всему городу — преосвященный Тихон, когда бывал в Торопце, всегда останавливался у матушки… Анна Гавриловна скончалась в возрасте 72 лет 29 апреля 1904 года. В своей епархии епископ Тихон служил панихиду по матери, а 3 мая, в день погребения, – заупокойную литургию. Отпевание совершало духовенство Торопца. С особого разрешения епископа Арсения (Стадницкого) «в отпевании и проводах к месту последнего земного упокоения принимали участие учащие и учащиеся Торопецкого Духовного училища». Погребена Анна Гавриловна рядом с мужем у Вознесенской кладбищенской церкви с их сыновьями Павлом, Иоанном, Михаилом. В 1997 году на месте семейного некрополя Беллавиных возведена часовня.

Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города
Торопец с высоты птичьего полета. Фото Олега Радченкова

Торопец пропитан памятью о Тихоне. Хотя даже скорее о мальчике, который так любил свой город. И намного интереснее, разглядывая бронзовый памятник с патриаршими престолом, клобуком, посохом, думать именно о маленьком Васе из города Торопца, который жил в этом небольшом домике рядом. Так глубже и масштабнее ощущается сама личность будущего патриарха, так острее ощущается собственная личность смотрящего на эти следы памяти. Гуляя по аккуратному Торопцу и слушая его тишину, можно где-то вдалеке услышать раскаты революционных бурь, многотысячные толпы и подумать о Васе Беллавине, о его родителях, о его отце – простом провинциальном священнике, и поймать себя на мысли, как все-таки силен человек, этот простой русский мальчик, который вырос и стал человеком, способным повернуть ход истории огромной страны не силой, а любовью.

+1

Из этой же рубрики