В этом году Россия отметит 100-летие со дня смерти святителя Тихона, первого «советского» патриарха, ключевой фигуры в Русской Православной Церкви, не знавшей патриархов со времен Петра I. Тихон (Беллавин) умер 7 апреля 1925 года, увидев за свою жизнь такую концентрацию исторических вихрей, и по сути став жертвой самой главной из них.
Как и любая важная историческая фигура Тихон воспринимается современниками неоднозначно. А кто из нас однозначный, кто из нас способен принимать решения, влияющие на тысячи и десятки тысяч человек, разрываясь между ставшими антагонистами советской властью и заповедями Христа. Мы попробуем вспомнить основные страницы биографии Василия Беллавина, чтобы понять, как наша страна получила такого патриарха.
Предопределенность будущего
Характер человека формируется в раннем детстве, поэтому важно всегда посмотреть на время и место, где Василий Беллавин, будущий первоиерарх, родился и вырос.
Торопец – город на западе Тверской области. Исторически псковский город, ставший калининским, а потом и тверским в Советское время после очередной раскройки карты СССР. Сегодня Торопец и имя Тихона неразрывны. Это то, что исследователи называют культурным кодом. Тихон присутствует в самом контексте современного Торопца. И пусть его историческая родина – погост Борки – ближе к Великим Лукам, а от Торопца довольно далеко, сегодня Торопец способен и готов аккумулировать тихоновскую тему. К тому же, до глубоких исследований, даже в энциклопедиях родиной Тихона упоминали Торопец.
Василий Беллавин родился 19 января 1865 года в семье потомственных священнослужителей, что для 19 века очень характерно. Кастовость духовенства была до конца позапрошлого века очень крепкой и следовала традиции преемственности поколений служению Церкви. Впрочем, она и воспитывала: создавала условия, при которых подрастающий мальчик, не мыслил себя в будущем кем-то иным. Родовое гнездо белого духовенства держало и географически. Так, лишь дед будущего патриарха Тимофей, покинул свое село, но и то недалеко – стал священником соседнего села Сопки. Но вот его сын, отец будущего патриарха Тихона, уже уезжал за высшим духовным образованием в город, и после окончания семинарии он начинал свой священнический путь тут же рядом, в погосте Клин. Здесь в 1865 году и родился Василий.
Вещий сон
Всего в семье Беллавиных было четверо детей – все сыновья. Как и полагается в век информационного дефицита, для «больших» людей были припасены свои легенды. Есть она и у Беллавиных и рассказывается по-разному, но суть одна: во сне Иоанну Беллавину приснилась его мать, которая сказала, что один из сыновей умрет молодым, один будет жить обычной жизнью, а третий станет великим. Иоанн утром рассказал сон своей жене, и этот сон со временем стал семейным преданием о чудесном предсказании будущего маленького Васи. К тому же братья Василия все умерли молодыми, не дожив и до 35 лет.
Кем быть в жизни – такой вопрос в семье не стоял, поэтому старшие братья уже учились в Торопецком духовном училище, а Василию еще предстояло поступать. Но дорога в Торопец уже была проложена. Отец, чтобы быть ближе к детям, просит перевода в город и получает место в Спасо-Преображенской церкви Торопца. Живет семья в небольшом домике рядом. Сегодня – это дом музей патриарха Тихона. Думал ли юный Вася, бегая по двору, что здесь будет стоять бронзовый памятник ему?
В Торопце «тихоновские пасхалки» повсюду: это мозаики, это календарики в сувенирных лавках, юбилейные монеты, названия и в целом витающий в воздухе образ покровителя города, если так можно назвать. Для маленького Торопца такая идентичность важна и для более твердой исторической опоры, и для самоощущения причастности к большой истории, большой личности. Для малых городов такие вещи очень сильны, они словно говорят тебе, жителю: не важно, где ты родился, важно, кто ты есть.
Тихон очеловечил Торопец, который был и остается прекрасным заповедником архитектуры, примером старого купеческого города, но ставший с феноменом Тихона более эмпатичным.
Мальчик из Торопца
Но вернемся к Василию, которому исполнилось девять лет, и он переступил порог местного духовного училища, где по коридорам бегали такие же мальчишки, многие из которых после окончания станут псаломщиками, пономарями, дьяконами в окружных церквях, а многие покинут Торопец, чтобы поступить в семинарии и начать духовную карьеру.
Василий об этом еще не думал. Он ловил с отцом рыбу, помогал ему по службе, напитывался здесь своим будущим. После окончания училища Василий сменил Торопец на Псков. Учась сначала в духовной семинарии, а потом и в академии в Петербурге, он будет каждые каникулы возвращаться в Торопец, в родительский дом, помогать открытию училищ, обустройству местных храмов.
Уже после окончания академии, Василий почти возвращается домой, ему дают место преподавателя в его родной Псковской семинарии. В 1891 году он принимает монашеский постриг с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского). И вот наступает момент, когда вчерашний Василий Беллавин, мальчишка из Торопца, надев черную мантию монаха, отрывается от родины и начинает свой большой путь в историю. Начался этот пусть с Варшавской епархии, где Тихон рукоположен в епископа. Это 1897 год – в обществе уже неспокойно, а в среде студентов (Тихон продолжает работать ректором Холмской семинарии) особенно. Его вспоминали именно как миролюбивого руководителя, который в мире, где все чаще давала о себе знать сила, эту силу не делал инструментом своей власти.
![Спасо-Преображенский храм и родительский дом Василия Беллавина](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/449012.b.jpg)
Исторический жребий
А потом расставание с родиной приобрело прямой смысл. Тихон покинул Россию. Его отправили в Америку. До 1907 года все силы епископа Тихона были направлены на православные общины США, Канады, на холодные поселения Аляски, где появлялись новые учебные заведения, крепли приходы, утверждались православные догматы.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/tixon-Belavin-mitropolit.jpg)
Возвращение в Россию случилось уже после Первой русской революции. В 1907 году Тихон в сане архиепископа Тихон возглавляет Ярославскую кафедру, а спустя семь лет оказывается в Вильне. Здесь, в Европе, его не могла не коснуться и Первая мировая война. Окопы, обстрелы, помощь раненым – все это сегодня скупые биографические строчки, за которыми кроются таинственные составляющие личности человека в период самых главных испытаний его Отечества и каждого ее гражданина. Впереди была Февральская революция, потом Октябрьский переворот, которые Тихон встречал уже в Москве, глядя этому историческому бунту в лицо. Не менее драматические событие разворачивались в самой Церкви, в борьбе обер-прокурора с неугодным ему епископатом. Но выборы неожиданно для обер-прокурора поставили Тихона на Московскую кафедру. На Тихона сразу же была возложена подготовка Поместного собора и организации выборов его будущих участников. Поместный собор в Русской Церкви не собирался больше двухсот лет. Все это время Церковь жила без патриарха. Тихону суждено было стать первым за двухвековой перерыв предстоятелем Церкви. Так лег жребий собора.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/svt-Tihon.jpg)
Угроза для власти
Нужно понимать, кем стал Тихон в ключевой политический момент, когда большевики разогнали Учредительное собрание, а он остался по сути единственным всенародно избранным представителем тогда еще сильной церковной власти. Его популярность в народе была сильной. Для людей, никогда прежде не видевших патриарха, Тихон был интересен, его приезды в города сопровождались толпами людей. Понимал ли он, что такая популярность обернется против него? Наверняка. Погибают мученически лучшие друзья Тихона – в Киеве расстрелян митрополит Владимир, в Петрограде убит отец Иоанн Кочуров, сподвижник Тихона по американскому служению. Тучи сгущались над Церковью, декреты Советской власти говорили прямо о намерении уничтожить все церковные институты. Тихон понимал, что на нем лежит ответственность объявить на фоне происходящего позицию церкви, и он ее объявляет в знаменитом послании с анафемствованием советской власти. Это было программное послание, осуждавшее политику террора, кровавые разборки, разграбления монастырей и церквей, убийства и бесчинства большевиков. При этом Тихон, понимая ответственность за свои эмоции, не вступал в открытую конфронтацию с Советской властью, настаивая на примирении и нейтралитете Церкви.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/IMG_20160905_174557-e1491513389547-700x430-1.jpg)
Первый раз Тихона арестовали в ноябре 1918 года, но он оставался дома под стражей, московские приходы дежурили у дома патриарха, чтобы защитить его. Под разными предлогами Тихона продержали под домашнем арестом до 1921 года. Для власти было важно изолировать патриарха в период изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья. Эта волна разграблений храмов и монастырей прокатилась по всей стране, как и массовое вскрытие мощей, нападения на монастыри. Тихон, по мнению советских руководителей, должен был быть изолирован и в момент подготовки обновленческого раскола в самой Церкви. С мая 1922 года Тихон по сути находился в заточении в Донском монастыре. Ему разрешалось выходить на улицу только раз в сутки в сопровождении охраны.
Против Тихона в прессе развернулась настоящая информационная кампания, проходившая на фоне обновленческих «соборов», на которых с Тихона якобы снимали сан, даже расстригали его. Если бы не международная известность патриарха, вопрос о его ликвидации был бы решен давно. За судебным процессом над Тихоном следили зарубежные СМИ, и там была совсем иная риторика. Тихон, находясь почти год под арестом, не мог понимать объективной картины происходящего. Его известные «примирительные» письма, где он пишет, что он не враг Советской власти – это не попытка сохранить себе жизнь ценой компромисса, а ответственность за Церковь, которой нужен руководитель.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/Belavin.jpg)
Смерть и прославление
Короткое время, которое Тихон провел на свободе, было не лучшим, чем в заточении: покушения, убийства близких соратников, угрозы.
В конце 1924 года Тихон слёг. Он чувствовал себя так плохо, что написал завещание, в котором упомянул трех претендентов на патриарший престол вместо него. Умер патриарх 7 апреля 1925 года. Прощание представляло собой многотысячные толпы людей у Донского монастыря.
Церковь канонизировала своего патриарха только в 1981 году, когда почувствовала себя впервые чуть увереннее, чтобы заявить этой канонизацией в том числе и претензию на притеснение. Это был голос Церкви, десятилетия жившей с закрытой ладонью ртом. Канонизация была показательна, потому что Тихон стал первым в большой кампании по прославлению пострадавших от советской власти мучеников. И, кстати, на иконе новомучеников российских, он стоит во главе этого сонма святых.
Впервые в истории в честь святителя Тихона был освящен храм в Клину в 1990 году, появились памятники патриарху, в 2018 году Банк России выпустил монету с изображением патриарха Тихона в честь 100-летия Всероссийского собора. Но все это время в России жил и оставался памятником Тихону маленький город Торопец, который в 2024 году отметил свое 950-летие. И сегодня в городе сохраняется Спасо-Преображенский храм, в котором служил отец Василия Беллавина, в который маленький Вася ходил к отцу каждый день, сохранился родительский домик, ставший сегодня музеем, а во дворе его появился большой бронзовый памятник святителю.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/svtihon24-700x496-1.jpg)
В Торопце действует открытая в 2010 году православная гимназия им. святителя Тихона. Есть в городе и женский Свято-Тихоновский монастырь, созданный на базе древних Никольской и Покровской церквей. «Это единственный монастырь в мире, который посвящен патриарху Тихону». В 1997 году в Торопце впервые в России состоялись научные чтения, посвященные патриарху Тихону, а позже появилась традиция ежегодного проведения Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной научно-практической конференции «Пастырь добрый».
Город, где живет Тихон
Родители патриарха похоронены на кладбище Вознесенского храма. Дата смерти Иоанна Беллавина неизвестна. Анна Гавриловна «последние годы жила в своем уютном, скромном домике при Спасской церкви, тяжело болея водянкой. Этот тихий домик был известен всему городу — преосвященный Тихон, когда бывал в Торопце, всегда останавливался у матушки… Анна Гавриловна скончалась в возрасте 72 лет 29 апреля 1904 года. В своей епархии епископ Тихон служил панихиду по матери, а 3 мая, в день погребения, – заупокойную литургию. Отпевание совершало духовенство Торопца. С особого разрешения епископа Арсения (Стадницкого) «в отпевании и проводах к месту последнего земного упокоения принимали участие учащие и учащиеся Торопецкого Духовного училища». Погребена Анна Гавриловна рядом с мужем у Вознесенской кладбищенской церкви с их сыновьями Павлом, Иоанном, Михаилом. В 1997 году на месте семейного некрополя Беллавиных возведена часовня.
![Мальчик из Торопца: К 100-летию преставления святителя патриарха Тихона и 950-летию его города](https://toptver.ru/wp-content/uploads/2025/02/Радченков-Олег-25.jpg)
Торопец пропитан памятью о Тихоне. Хотя даже скорее о мальчике, который так любил свой город. И намного интереснее, разглядывая бронзовый памятник с патриаршими престолом, клобуком, посохом, думать именно о маленьком Васе из города Торопца, который жил в этом небольшом домике рядом. Так глубже и масштабнее ощущается сама личность будущего патриарха, так острее ощущается собственная личность смотрящего на эти следы памяти. Гуляя по аккуратному Торопцу и слушая его тишину, можно где-то вдалеке услышать раскаты революционных бурь, многотысячные толпы и подумать о Васе Беллавине, о его родителях, о его отце – простом провинциальном священнике, и поймать себя на мысли, как все-таки силен человек, этот простой русский мальчик, который вырос и стал человеком, способным повернуть ход истории огромной страны не силой, а любовью.