Чем ближе к осени, тем популярнее становятся детские отделы в тверских книжных магазинах. Рабочие тетради, прописи, альбомы для рисования, наборы для уроков труда – особенно сбиваются с ног родители первоклашек, судорожно сверяясь со списком, который им выдали на школьном собрании. А ведь это только начало, и впереди у детишек еще десять лет обучения, после которых придется выбирать, куда идти дальше. Но основа знаний, как известно, закладывается именно в школе.
Образование в нашей стране относится к той же когорте щекотливых вопросов, что и, к примеру, здравоохранение. Зачастую мы ждем от учителей чуда, забывая о том, что многое зависит не только от них, но и в целом от всей системы. Кто для нее отдельно взятый ученик? Уникальная личность или очередной маленький винтик, который нужно уместить в прокрустово ложе образовательных стандартов? Будут ли наших детей учить или все же «натаскивать»? И не затеряется ли детский талант в череде школьных будней, особенно если ребенок живет в маленьком городке или даже в деревне?
На очередном заседании регионального правительства говорили в том числе и об этом, когда обсуждали национальный проект «Образование» и то, как он работает в Тверской области. Средства на него выделены немалые –почти 4 миллиарда рублей, и это только с 2020 по 2024 годы. А вообще, президент Владимир Путин поставил грандиозную задачу: к 2030-му российское общее образование должно стать одним из лучших в мире. И нашего региона, разумеется, это тоже касается.
Не секрет, что для этого придется преодолеть целый ряд застарелых проблем, которые долгое время тянули отечественную школу вниз, на самое дно. А решать их нужно было, как говорится, еще вчера.
Тонким перышком в тетрадь
Автор этих строк успел застать еще советскую школу, а аттестат о получении общего образования получал уже в России 90-х. В то переломное время исчезали одни предметы и появлялись другие, соответствующие веяниям нового времени. Однако в целом качество образования держалось на высоком уровне, и в этом, безусловно, большая заслуга учителей старой закалки. Тех, кто ответственно подходил к своей работе во что бы то ни стало. Но имелся очень важный нюанс: если в крупных городах школьное обучение не сильно страдало, то в глубинке дело уверенно шло к катастрофе.
Распад Советского Союза и последовавшая за ним «шокотерапия», то есть резкий переход к рынку, ударили по всем отраслям экономики, обрушив их по принципу домино. Остановилось производство, и многим пришлось покинуть насиженные места в поисках лучшей доли. Это не было прихотью и жаждой жить в большом городе с широкими проспектами – перед людьми тогда остро стоял вопрос выживания. Население еще недавно динамично развивающихся райцентров стремительно сокращалось. Кто-то уезжал, а кто-то был вынужден остаться, влача жалкое существование, и в итоге спивался. На кладбищах появлялись целые аллеи из могил преждевременно ушедших парней и девушек – страшно сказать, мы потеряли целое поколение!
Вслед за предприятиями закрывались сельские амбулатории, дома культуры и школы. В последних появилась проблема не только нехватки учеников, но и педагогов – когда уходила «старая гвардия», заменить ее было некем. Молодые выпускники вузов, мягко говоря, не особо стремились в районы, и речь тут идет как об учителях, так и о врачах. Хотя еще совсем недавно тенденция была чуть ли не противоположной. К примеру, сейчас об этом редко вспоминают, но было время, когда даже в сельских больницах действовали хирургические отделения, где трудились высококвалифицированные врачи. А сельский учитель ничем не отличался от своего городского коллеги – он был так же хорошо образован и давал детям все, что знал и умел сам. Именно на таких людях школы в глубинке еще какое-то время держались, однако затем все же начали стремительно закрываться.
Вычитать и умножать
Но даже если учебное заведение на селе худо-бедно работало, его материально-техническая база не обновлялась с конца восьмидесятых. И речь тут не только о станках для уроков труда, но и о банальной школьной мебели, без которой невозможно представить себе комфортное обучение. В таких условиях было не до раскрытия индивидуальных талантов, хотя в случае сельской местности и характерного для нее небольшого количества учеников это еще как-то работало. Опять же – на голом энтузиазме самих преподавателей. Но и здесь ребят из районов поджидала жизненная несправедливость.
Только представьте, как чувствовал себя талантливый парень, скажем, из Молокова, которому родители не могли оплатить даже билет до Твери, чтобы он мог подать документы в университет! Успех стал напрямую зависеть от того, где человек родился, и если ему не повезло оказаться жителем небольшого городка или деревни, это в большинстве случаев оказывалось приговором. И сколько великих ученых потеряла страна из-за этого социального дарвинизма? Скольких талантливых музыкантов, художников и писателей мы не досчитались?
Кто-то может сказать, что правильней искать не причины, а возможности. Что надо стараться изо всех сил, уверенно идя к выбранной цели. И это правильно. Вот только легко так говорить, сидя сегодня, в 2021 году, в Твери или в Москве. Но у жителей маленьких райцентров в то время фактически не было никаких возможностей – особенно в отсутствии хоть какой-то работы. На что собирать вчерашнего школьника для поступления в вуз? На что покупать билет? Где его размещать на время сдачи экзаменов? В гостинице? В съемной квартире? Опять же – на что? На кредит, который не дадут неработающему? В итоге люди оставались запертыми от мира, от знаний, от будущего. И это, по сути, стало сегрегацией по месту жительства, невероятно позорной для еще совсем недавно самой читающей страны мира.
Малышей не обижать
Закончились суровые девяностые, и на смену им пришли так называемые «сытые нулевые». Страна постепенно выкарабкивалась из ямы, начался подъем экономики, но образование, особенно сельское, ждал новый удар.
Известно, что жизнь даже в самом маленьком поселке при условии, что там есть работа, будет держаться на трех столпах – медицине, образовании и досуге. Даже при высокой зарплате люди не станут надолго задерживаться там, где им негде лечиться, некуда пойти культурно провести время и негде выучить своих детей. А потому школа, фельдшерский пункт и дом культуры, зачастую с библиотекой – это то, удерживает село от вымирания. И именно на эти три столпа нацелили свои замыленные глаза «суперменеджеры».
То, что не уничтожила разруха девяностых, добила оптимизация. Вполне безобидный термин стал в нашей стране ругательством и чуть ли не проклятьем. Ведь именно под лозунгом сокращения ненужных расходов «суперменеджеры» во власти закрывали школы, детские сады, дома культуры и амбулатории. Ведь все это не приносило прибыли, а было «бездонной бочкой», куда, по мнению чиновников с мышлением торгашей, «сливались» региональные и федеральные средства.
И произошло то, чего следовало ожидать – деревни и села пустели, в лучшем случае в них оставались доживать свой век старики. Молодежь разъезжалась из-за отсутствия перспектив, а семейные – из-за отсутствия детских садов и школ. Сколько судеб поломали пресловутой оптимизацией «суперменеджеры», сказать сложно. Есть мнение, что их деятельность можно считать еще одной опустошительной волной, отбросившей образование, культуру и медицину на десятилетия назад. И последствия этой волны, к сожалению, отзываются до сих пор.
Находить восток и юг
К счастью, эпоха «суперменеджеров» прошла, и во власти на местах оказались люди с государственным подходом, а не с бизнес-планами. Вспомните, какой резонанс вызвало в 2018-м открытие новой школы в селе Степурино Старицкого района – до этого их только закрывали. И еще, к слову, вы в курсе, что ее назвали одной из лучших в ЦФО? О том же, что это первая в регионе сельская школа, построенная за несколько десятков лет, и вовсе стоило промолчать. Но главное – это открытие положило начало целому тренду.
Перенесемся в 2021-й – только на прошлой неделе губернатор Игорь Руденя поручил разработать план строительства новой школы в Максатихе, а в мае, к примеру, похожий разговор велся в Кимрах. Теперь добавим немного цифр: по одному только региональному проекту «Современная школа» в Тверской области обновят материально-техническую базу 9 коррекционных учебных заведений, откроют 300 образовательных центров «Точка роста», причем, что особенно важно, речь идет о малых городах и селах. Появятся более 2,5 тысяч новых учебных мест – как за счет строительства школ «с нуля», так и благодаря проведению капитального ремонта в 12 уже существующих учреждениях. Также в ближайшие два года в Торжке, Кимрах и Вышнем Волочке будут открыты «IT-кубы», где ребят станут учить азам программирования и системного администрирования. Один такой «IT-куб», кстати, уже работает в Удомле. Обратили внимание, что разговор сейчас ведется о муниципалитетах, а не о региональной столице?
— Поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи должны обеспечиваться государством вне зависимости от места проживания учащихся, — именно это особо подчеркнул Игорь Руденя на заседании областного правительства.
Но вернемся к региональным проектам. «Современная школа» – это лишь один из тех, которые входят в нацпроект «Образование». А еще есть «Успех каждого ребенка» — тут мы говорим о системе выявления и развития талантов у детей. Сейчас пока речь идет о формировании такой системы, но так как она относится к национальному проекту, мы можем примерно оценить сроки. Идем дальше. «Социальная активность» – этот региональный проект создан для поддержки добровольческих движений. К слову, занятость общим полезным делом развивает контакты между детьми, иначе говоря, социализирует их. Вспомните свое октябрятское и пионерское детство – если отбросить идеологию, это и будет отличный пример взаимодействия школьников. Суть-то одна – помогать старшим, беречь природу и защищать слабых. Но если вы думали, что на этом региональные проекты закончились, то вот вам еще: «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» и «Патриотическое воспитание». Полагаем, объяснять их смысл не требуется, названия говорят сами за себя.
О планах и нововведениях, которые ждет регион, можно говорить долго, и суть их сводится как раз к исправлению того, что было потеряно в нашей стране в девяностые и нулевые с их оптимизацией. Не ребенок должен выцарапывать себе место под солнцем и как Ломоносов в восемнадцатом веке идти пешком к месту учебы – напротив, сама система образования должна быть повернута лицом к ученикам.
Будем надеяться, что это станет реальностью достаточно скоро.
Сергей САВИНОВ