Лицом к ребенку: современная школа в Тверской области должна выявлять лучших

16:10

28 июля 2021

3477

Лицом к ребенку: современная школа в Тверской области должна выявлять лучших
Фото: Анастасия Чистякова

Чем ближе к осени, тем популярнее становятся детские отделы в тверских книжных магазинах. Рабочие тетради, прописи, альбомы для рисования, наборы для уроков труда – особенно сбиваются с ног родители первоклашек, судорожно сверяясь со списком, который им выдали на школьном собрании. А ведь это только начало, и впереди у детишек еще десять лет обучения, после которых придется выбирать, куда идти дальше. Но основа знаний, как известно, закладывается именно в школе.

Образование в нашей стране относится к той же когорте щекотливых вопросов, что и, к примеру, здравоохранение. Зачастую мы ждем от учителей чуда, забывая о том, что многое зависит не только от них, но и в целом от всей системы. Кто для нее отдельно взятый ученик? Уникальная личность или очередной маленький винтик, который нужно уместить в прокрустово ложе образовательных стандартов? Будут ли наших детей учить или все же «натаскивать»? И не затеряется ли детский талант в череде школьных будней, особенно если ребенок живет в маленьком городке или даже в деревне?

На очередном заседании регионального правительства говорили в том числе и об этом, когда обсуждали национальный проект «Образование» и то, как он работает в Тверской области. Средства на него выделены немалые –почти 4 миллиарда рублей, и это только с 2020 по 2024 годы. А вообще, президент Владимир Путин поставил грандиозную задачу: к 2030-му российское общее образование должно стать одним из лучших в мире. И нашего региона, разумеется, это тоже касается.

Не секрет, что для этого придется преодолеть целый ряд застарелых проблем, которые долгое время тянули отечественную школу вниз, на самое дно. А решать их нужно было, как говорится, еще вчера.

Тонким перышком в тетрадь

Автор этих строк успел застать еще советскую школу, а аттестат о получении общего образования получал уже в России 90-х. В то переломное время исчезали одни предметы и появлялись другие, соответствующие веяниям нового времени. Однако в целом качество образования держалось на высоком уровне, и в этом, безусловно, большая заслуга учителей старой закалки. Тех, кто ответственно подходил к своей работе во что бы то ни стало. Но имелся очень важный нюанс: если в крупных городах школьное обучение не сильно страдало, то в глубинке дело уверенно шло к катастрофе.

Распад Советского Союза и последовавшая за ним «шокотерапия», то есть резкий переход к рынку, ударили по всем отраслям экономики, обрушив их по принципу домино. Остановилось производство, и многим пришлось покинуть насиженные места в поисках лучшей доли. Это не было прихотью и жаждой жить в большом городе с широкими проспектами – перед людьми тогда остро стоял вопрос выживания. Население еще недавно динамично развивающихся райцентров стремительно сокращалось. Кто-то уезжал, а кто-то был вынужден остаться, влача жалкое существование, и в итоге спивался. На кладбищах появлялись целые аллеи из могил преждевременно ушедших парней и девушек – страшно сказать, мы потеряли целое поколение!

Вслед за предприятиями закрывались сельские амбулатории, дома культуры и школы. В последних появилась проблема не только нехватки учеников, но и педагогов – когда уходила «старая гвардия», заменить ее было некем. Молодые выпускники вузов, мягко говоря, не особо стремились в районы, и речь тут идет как об учителях, так и о врачах. Хотя еще совсем недавно тенденция была чуть ли не противоположной. К примеру, сейчас об этом редко вспоминают, но было время, когда даже в сельских больницах действовали хирургические отделения, где трудились высококвалифицированные врачи. А сельский учитель ничем не отличался от своего городского коллеги – он был так же хорошо образован и давал детям все, что знал и умел сам. Именно на таких людях школы в глубинке еще какое-то время держались, однако затем все же начали стремительно закрываться.

Вычитать и умножать

Но даже если учебное заведение на селе худо-бедно работало, его материально-техническая база не обновлялась с конца восьмидесятых. И речь тут не только о станках для уроков труда, но и о банальной школьной мебели, без которой невозможно представить себе комфортное обучение. В таких условиях было не до раскрытия индивидуальных талантов, хотя в случае сельской местности и характерного для нее небольшого количества учеников это еще как-то работало. Опять же – на голом энтузиазме самих преподавателей. Но и здесь ребят из районов поджидала жизненная несправедливость.

Лицом к ребенку: современная школа в Тверской области должна выявлять лучших
Фото: Кристина Белякова

Только представьте, как чувствовал себя талантливый парень, скажем, из Молокова, которому родители не могли оплатить даже билет до Твери, чтобы он мог подать документы в университет! Успех стал напрямую зависеть от того, где человек родился, и если ему не повезло оказаться жителем небольшого городка или деревни, это в большинстве случаев оказывалось приговором. И сколько великих ученых потеряла страна из-за этого социального дарвинизма? Скольких талантливых музыкантов, художников и писателей мы не досчитались?

Кто-то может сказать, что правильней искать не причины, а возможности. Что надо стараться изо всех сил, уверенно идя к выбранной цели. И это правильно. Вот только легко так говорить, сидя сегодня, в 2021 году, в Твери или в Москве. Но у жителей маленьких райцентров в то время фактически не было никаких возможностей – особенно в отсутствии хоть какой-то работы. На что собирать вчерашнего школьника для поступления в вуз? На что покупать билет? Где его размещать на время сдачи экзаменов? В гостинице? В съемной квартире? Опять же – на что? На кредит, который не дадут неработающему? В итоге люди оставались запертыми от мира, от знаний, от будущего. И это, по сути, стало сегрегацией по месту жительства, невероятно позорной для еще совсем недавно самой читающей страны мира.

Малышей не обижать

Закончились суровые девяностые, и на смену им пришли так называемые «сытые нулевые». Страна постепенно выкарабкивалась из ямы, начался подъем экономики, но образование, особенно сельское, ждал новый удар.

Известно, что жизнь даже в самом маленьком поселке при условии, что там есть работа, будет держаться на трех столпах – медицине, образовании и досуге. Даже при высокой зарплате люди не станут надолго задерживаться там, где им негде лечиться, некуда пойти культурно провести время и негде выучить своих детей. А потому школа, фельдшерский пункт и дом культуры, зачастую с библиотекой – это то, удерживает село от вымирания. И именно на эти три столпа нацелили свои замыленные глаза «суперменеджеры».

То, что не уничтожила разруха девяностых, добила оптимизация. Вполне безобидный термин стал в нашей стране ругательством и чуть ли не проклятьем. Ведь именно под лозунгом сокращения ненужных расходов «суперменеджеры» во власти закрывали школы, детские сады, дома культуры и амбулатории. Ведь все это не приносило прибыли, а было «бездонной бочкой», куда, по мнению чиновников с мышлением торгашей, «сливались» региональные и федеральные средства.

И произошло то, чего следовало ожидать – деревни и села пустели, в лучшем случае в них оставались доживать свой век старики. Молодежь разъезжалась из-за отсутствия перспектив, а семейные – из-за отсутствия детских садов и школ. Сколько судеб поломали пресловутой оптимизацией «суперменеджеры», сказать сложно. Есть мнение, что их деятельность можно считать еще одной опустошительной волной, отбросившей образование, культуру и медицину на десятилетия назад. И последствия этой волны, к сожалению, отзываются до сих пор.

Находить восток и юг

К счастью, эпоха «суперменеджеров» прошла, и во власти на местах оказались люди с государственным подходом, а не с бизнес-планами. Вспомните, какой резонанс вызвало в 2018-м открытие новой школы в селе Степурино Старицкого района – до этого их только закрывали. И еще, к слову, вы в курсе, что ее назвали одной из лучших в ЦФО? О том же, что это первая в регионе сельская школа, построенная за несколько десятков лет, и вовсе стоило промолчать. Но главное – это открытие положило начало целому тренду.

Перенесемся в 2021-й – только на прошлой неделе губернатор Игорь Руденя поручил разработать план строительства новой школы в Максатихе, а в мае, к примеру, похожий разговор велся в Кимрах. Теперь добавим немного цифр: по одному только региональному проекту «Современная школа» в Тверской области обновят материально-техническую базу 9 коррекционных учебных заведений, откроют 300 образовательных центров «Точка роста», причем, что особенно важно, речь идет о малых городах и селах. Появятся более 2,5 тысяч новых учебных мест – как за счет строительства школ «с нуля», так и благодаря проведению капитального ремонта в 12 уже существующих учреждениях. Также в ближайшие два года в Торжке, Кимрах и Вышнем Волочке будут открыты «IT-кубы», где ребят станут учить азам программирования и системного администрирования. Один такой «IT-куб», кстати, уже работает в Удомле. Обратили внимание, что разговор сейчас ведется о муниципалитетах, а не о региональной столице?

— Поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи должны обеспечиваться государством вне зависимости от места проживания учащихся, — именно это особо подчеркнул Игорь Руденя на заседании областного правительства.

Лицом к ребенку: современная школа в Тверской области должна выявлять лучших
Фото: Кристина Белякова

Но вернемся к региональным проектам. «Современная школа» – это лишь один из тех, которые входят в нацпроект «Образование». А еще есть «Успех каждого ребенка» — тут мы говорим о системе выявления и развития талантов у детей. Сейчас пока речь идет о формировании такой системы, но так как она относится к национальному проекту, мы можем примерно оценить сроки. Идем дальше. «Социальная активность» – этот региональный проект создан для поддержки добровольческих движений. К слову, занятость общим полезным делом развивает контакты между детьми, иначе говоря, социализирует их. Вспомните свое октябрятское и пионерское детство – если отбросить идеологию, это и будет отличный пример взаимодействия школьников. Суть-то одна – помогать старшим, беречь природу и защищать слабых. Но если вы думали, что на этом региональные проекты закончились, то вот вам еще: «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы» и «Патриотическое воспитание». Полагаем, объяснять их смысл не требуется, названия говорят сами за себя.

О планах и нововведениях, которые ждет регион, можно говорить долго, и суть их сводится как раз к исправлению того, что было потеряно в нашей стране в девяностые и нулевые с их оптимизацией. Не ребенок должен выцарапывать себе место под солнцем и как Ломоносов в восемнадцатом веке идти пешком к месту учебы – напротив, сама система образования должна быть повернута лицом к ученикам.

Будем надеяться, что это станет реальностью достаточно скоро.

Сергей САВИНОВ

+1

Из этой же рубрики