Старицкий Успенский монастырь в Тверской области всегда был местом притяжения гостей и жителей города. Сегодня, когда маленький коронавирус загнал жителей планеты в дома, печально видеть опустевшие стены древней обители. О том, как живут в непростых условиях монахи, корреспонденту ТОП Тверь рассказал и.о. наместника монастыря, иеромонах Паисий (Новоженов).
Крест и гречка
Начнем с того, что в монастыре служат всего три монаха, из-за чего изменения, по словам наместника, кажутся более существенными:
Отменили все экскурсии на март и апрель. Сорвались семинары, богословские беседы, а также занятия с детьми в воскресной школе. Монастырь опустел.
Нужно подчеркнуть, что древняя обитель активно живёт молодёжной деятельностью. Школьники, студенты, общественные и религиозные организации постоянно приезжали в монастырь, оживляли его весёлой атмосферой, а обитель питала их в ответ духовно. Такой “симбиоз” сильно пошатнулся из-за пандемии коронавируса.
Но главные люди в монастыре после монахов — это, конечно, прихожане. Они вот не все боятся вирусов. Есть те, кто, несмотря на рекомендации патриарха Кирилла воздержаться от посещения храмов, в церкви всё-таки приходят.
Привычка, — вздыхает отец Паисий. — Обязательно зайти в храм и поцеловать все иконы. Это как с покупкой гречки в кризис: у нас в крови.
Он рассказал, что священники, чтобы обезопасить прихожан, не подают руку для благословения, а благословляют на расстоянии.
Или, например, крест после богослужения кладём на голову, не допускаем, чтобы прихожане его целовали. Это для их же здорового самочувствия.
На прошедших буднях было человек десять. В последнее воскресенье людей было больше, но не сравнить с «лучшими временами». Судя по спокойствию отца Паисия, он рад такому раскладу. Думает о людях. Даже ложечку для причастия стали тщательно обрабатывать спиртовым раствором после каждого вкусившего Святых даров. Помимо этого, монастырь закупил перчатки, специальные растворы, медицинские маски для работников, а также ватные палочки, с помощью которых теперь происходит помазание маслом на вечерней службе. Обычно для этих целей используется специальная кисточка. Среди самых строгих мер — решение отказаться от ближайшей воскресной службы:
Люди стоят больше часа плечом к плечу. Если кто-то болеет, значит, потом заболеют все.
Оставьте нас одних
После вопроса о том, будут ли закрывать монастырь, если ситуация с коронавирусом вокруг не наладится или усугубится, наместник осмотрел библиотеку, погладил ручного кролика, задумался:
Надеюсь на благоразумие прихожан. Если они проигнорируют нашу просьбу, если придут на службу, которую мы хотели провести в одиночку, монашеским составом, тогда стоит задуматься о закрытии дверей храма, но не монастыря в целом.
В монастыре, кстати, работает библиотека. Вернее, работала. Все библиотеки города, включая монастырскую, закрыли для посетителей из-за эпидемиологической обстановки. Отец Паисий во время беседы сосредоточенно переставлял книги Марка Твена поближе к Николаю Гоголю. Стоит отметить, что библиотека в монастыре весьма светская: в одном ряду — путеводители по Европе (не самое актуальное чтиво сейчас — прим. автора), в другом — собрания сочинений Льва Толстого, труды Горького и Чехова.
Успенский монастырь вспоминают так или иначе в любом разговоре о Старице вне зависимости от контекста. Оно и неудивительно: белокаменный Успенский собор XVI века, обитель первого патриарха Московского и всея Руси Иова, удачно расположенная на берегу Волги. Всё это манит туристов со всех уголков страны. И не только нашей. Если монастырь закрыть, пусть ненадолго, то это сильно ударит и по городу, в который едут во многом и из-за монастыря.
Насчёт Пасхи, которая в этом году будет отмечаться 19 апреля, пока никаких распоряжений из Тверской епархии не поступало, но действовать, очевидно, придется по ситуации, считает отец Паисий:
Пока о Пасхе говорить сложно. Если положение усугубится, то меры профилактики придётся вводить более строгие.
Монастырские бактерии напряглись
Стоит признать, что ирония и чувство юмора отца Паисия вселяют добрые надежды на будущее. Отвечая на вопрос о дезинфекции икон, священнослужитель с улыбкой заявил: “Храм — дом не только Бога, но и бактерий, поэтому обрабатываем и иконы, и полы, и стены, и дверные ручки, и лица, и траву, и плитку, и дорожки вокруг монастыря. В общем, бактерии находятся в постоянном напряжении”. Кстати, отец Паисий даже в такие непростые времена продолжает рисовать детские комиксы. Это его хобби. Помогает отвлечься от мирских невзгод. По словам наместника, вера — это огромная сила, способная творить чудеса.
Если человек обладает великой верой, то он сможет даже исцелять. Например, как архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург, который спасал людей не только с помощью скальпеля, но и благодаря молитве. Однако не стоит переоценивать себя. Мы не можем назвать себя святыми: наша вера слаба, мы люди грешные, поэтому стоит соблюдать предписания врачей. Целовать иконы в поиске сиюминутного спасения от эпидемии, а также упрямое посещение храмов во время “чумы” — это проявление самонадеянности и гордыни, которое может закончиться трагично.
Монах напомнил, что в истории православной Церкви уже были случаи, когда священнослужители призывали воздержаться от прикладывания уст к иконам и святым мощам. Например, во время Чумного бунта в Москве (1771 г.) архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) сказал, что, если все будут целовать святыни, то чума может поразить каждого. Увы, его убили сами верующие, возмущенные словами и действиями будущего святого. История закончилась тем, что прихожане заразились, из них большое количество умерло.
Это были ненастоящие христиане, — с грустью сказал наместник. — Когда ты воспринимаешь веру как магию — это двоеверие и суеверие, и это неправильно. Людей нужно просвещать, а храмы и святые иконы ни в чем не виноваты.