Аналитик консалтинговой компании Gulf State Analytics, журналист и колумнист Forbes, член Экспертного клуба Юрий Лобунов прокомментировал решение правительства Тверской области консолидировать активы дорожной отрасли и создать государственное предприятие по обслуживанию дорог в регионе.
«Решение правительства Тверской области вселяет осторожный оптимизм. Затянувшийся рыночный эксперимент по расчленению единой фактически, по сути, инфраструктуры на части, доказал свою несостоятельность. Обслуживать эффективно дорожное хозяйство в режиме конкуренции множества мелких предприятий и, соответственно, множества центров интересов, оказалось невозможным. Экономические и временные затраты на выполнение необходимых процедур, необходимость контроля за большим количеством контрагентов, юридические сложности понизили эффективность вложений в дорожную инфраструктуру», – считает эксперт.
В качестве примера он приводит ситуацию, когда несостоявшиеся по какой-то, зачастую формальной, причине торги откладывают срочный ремонт на треть строительного сезона. А прекращение деятельности компании лишает возможности потребовать исполнения гарантийных обязательств. Автор комментария отмечает, что иногда справедливые претензии к качеству работ выливаются в многомесячные арбитражные процессы, в то время как дорога требует немедленного исправления недостатков.
«Консолидация дорожных активов в этой ситуации кажется разумным решением. Системный подход, заявленный губернатором – а он учел как создание необходимой сырьевой базы, так и технологических мощностей и даже заблаговременную подготовку кадров, – также дает право надеяться на позитивные изменения. Полагаю, следует внимательно следить за ходом реализации инициативы на практике. Вполне возможно, что реформирование тверской дорожной отрасли станет пилотным проектом, опыт которого будет востребован в других регионах», – считает Юрий Лобунов.
Напомним, на заседании правительства Тверской области 1 февраля рассмотрена региональная государственная программа развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства на 2022 – 2024 годы. Одним из пунктов программы является создание государственного бюджетного учреждения по ремонту и эксплуатации дорог.
«Опыт города Москвы показывает, что такое учреждение необходимо. Оно эффективно и обеспечивает круглогодичное проведение любых мероприятий по данному направлению», – прокомментировал решение губернатор Игорь Руденя в общении с журналистами после заседания правительства.
Также глава региона отметил, что на повестке дня стоит вопрос о развитии инфраструктуры дорожного строительства, которая должна включать и доступную сырьевую базу, и современные асфальтобетонные заводы для потребностей Верхневолжья. Эти активы также будут консолидированы новым госпредприятием.