Калязинскую фреску делают в Москве

18:29

12 августа 2021

4860

Калязинскую фреску делают в Москве
Фото: Яндекс.Дзен

Почти год назад в Музее архитектуры имени Алексея Щусева в Москве открылась постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Она демонстрирует результат многолетней работы по изучению и сохранению уникальной коллекции фресковой живописи Троице-Макарьева монастыря.

Посетителям выставка интересна еще и тем, что после ее осмотра можно самим сделать копии фрагментов, причем, в той же технике, которая бытовала в середине XVII века.
Так, на одном из последних мастер-классов «Калязинская фреска: Растительный мотив» его участники создавали копию фрески «Райские кущи» – небольшого фрагмента композиции «Изгнание из Рая».

Калязинскую фреску делают в Москве
Фото: interior.ru

Сначала группа экскурсантов знакомится с подлинниками, узнает историю монастыря и живописного ансамбля, замечательного тем, что к XX веку он полностью сохранился. Троицкий собор был расписан единомоментно, летом 1654 года, впоследствии фрески поновлялись, но композиции и сюжеты оставались неизменными.

А в 1940 году… Калязинцы слишком хорошо знают, что тогда произошло, – часть города, включая все основные памятники истории и архитектуры, при создании Угличского водохранилища была затоплена.

Калязинскую фреску делают в Москве
Фото: drevo-info.ru. Троице-Макарьев монастырь

Монастырский ансамбль погиб, но часть фресок успела спасти экспедиция Академии архитектуры. Были демонтированы 80 квадратных метров живописи, 126 фрагментов. Все спасти не было возможности. Многие фрагменты были переданы в Музей архитектуры, часть ушла в другие музейные собрания и в коллекцию бывшего Строгановского училища.

Как рассказала Елизавета Догадкина, заведующая сектором творческих программ Музея архитектуры, фреску обычно демонтируют так: выбирают фрагмент, оббивают его по периметру, заклеивают лицевую поверхность марлей, а потом узкими и тонкими ножами отделяют штукатурку от кладки стены. В процессе демонтажа калязинских фресок профессор Павел Юкин предложил использовать особенности погодных условий, так как группа реставраторов работала в январе-феврале 1940 года при температуре, достигавшей минус 32°С. Павел Юкин предложил нагревать живописный слой жаровнями с углями, а так как остальная часть стены промерзала, его было просто от нее отделить. Сложность работы была еще в особенности калязинских фресок: очень тонкий слой штукатурки.

Калязинскую фреску делают в Москве
Фото: artmoskovia.ru

Чтобы повторить подлинный фрагмент живописи Троицкого собора, группа посетителей музея сначала смотрит экспозицию, прежде всего, тот фрагмент, который они будут копировать. Внимательно разбирают, как он был создан, сколько там слоев, какие краски использовались, изучают особенности техники и художественные приемы. После экскурсии группа идет на мастер-класс, который ведут реставраторы монументальной живописи Елена Медведева и Екатерина Дмитриева. Они занимались реставрацией настоящих калязинских фресок, в том числе, во время обучения в Строгановской академии – в процессе обучения студенты работают с подлинниками.
Об основных этапах изготовления копии рассказала заведующая сектором творческих программ Музея архитектуры. Поскольку фреска – это живопись по сырой штукатурке, первым делом надо подготовить раствор такой консистенции, чтобы на него хорошо ложился пигмент, сообщила Елизавета Догадкина.

Калязинскую фреску делают в Москве
Фото: Музей архитектуры имени Алексея Щусева

В древности ту часть стены, которую планировали расписать, покрывали штукатуркой. После этого главный мастер при помощи палочки наносил графью – углубленные линии, обозначающие контур будущего изображения.

То же самое делается и на мастер-классе. Его участники изготавливают раствор и наносят его на оргалит, в данном случае выступающий заменой стены храма. После чего идет раскрытие в цвете. Приготовив собственными руками красители из таких пигментов, как охра, глауканит и киноварь, покрывают ими фон, заполняют пространство внутри графьи – слой за слоем, с добавлением деталей. Раскрытие цвета в прежние времена делали подмастерья, а детали добавлял мастер – он проходился в конце по всей фреске и расставлял основные акценты.

Работы, сделанные на мастер-классе, участники забирают домой, чтобы повесить на стену или подарить близким. С ними также надолго остаются незабываемые впечатления от погружения в историю средневекового живописного ансамбля и от знакомства с техникой фресковой живописи.

Сейчас в мастерской каникулы, занятия приостановлены до сентября. Но уже активно идет подготовка к новому сезону.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики