Журналист и экскурсовод Светлана Маркина подготовила особую экскурсию по родной Твери. В ней рассказано о мало вспоминаемом периоде жизни нашего города — о его советских годах.
Калинин слушал джаз: чем славилась Тверь в советский период
У нас как-то принято гордиться одним-единственным периодом истории Твери — Средневековьем. Когда к нам приезжают в гости друзья, тем более, из Москвы, мы тут же начинаем хвастаться, что когда-то именно Тверь могла стать столицей. И это у нас было бы Зарядье и ВДНХ. Вот это были славные деньки в городе, даааа.
Но с тех пор прошло семь веков. И эти семь веков — не пропасть, не чёрная дыра, в которую страшно заглянуть. Город жил и развивался, меняя облик и сохраняя характер. И наше самоощущение как его жителей не должно строиться исключительно на событиях 13-14 веков. Как наследники традиций и историй, мы должны знать, что нам досталось.
Речь про историю совсем недавнюю. Про то, как звучала Тверь в 60-х годах прошлого века. У нас очень сильны джазовые традиции, и одно из подтверждений — фестиваль 1967 года. Лишь в трёх городах-столицах раньше проводили джазовые фестивали: Москва, Ленинград и Таллин. И наш Калинин встал с ними в один ряд.
В 67-ом джаз звучал везде. У нас было сразу четыре военных оркестра, так что концентрация музыкантов была высокой. По вечерам они играли в танцзалах и кинотеатрах. Кстати, поводом послушать джаз часто были занятия политической грамотности. Чтобы хоть как-то привлечь на них людей после лекций проводились танцы. И там просвещённые по самым передовым политическим повесткам люди танцевали под музыку из страны капитализма.
Дуальность, неоднозначность была во многих аспектах жизни советских людей. И в том числе, в отношении к джазу. С одной стороны — музыка буржуазии, с другой — придумали её угнетённые массы, то есть чернокожие. Советское руководство, конечно, нашло выход из этой сложной ситуации, и на экскурсии мы как раз говорим об этом.
К 60-м джаз уже не был запрещён, но и не был однозначно и без вопросов принят. Тем не менее, когда наши калининские музыканты привлекли к себе внимание жюри на джазовом фестивале, и им предложили выступить уже в Таллине, в Калинине специально на фабрике “Калининшёлк” подготовили моднейшую ткань “берёзка” и сшили стильные костюмы. Чтобы не ударили в грязь лицом. И они не ударили — ансамбль Евгения Малышева признали лучшим коллективом первого дня и его композиция прозвучала по “Голосу Америки”.
Кстати, именно эта радиостанция давала советским музыкантам возможность осваивать джаз. “Голос” глушили, слушать его приходилось ночью и тихо, но нашим джазменам удавалось так отточить свой слух, что они тут же за передачей записывали ноты.
Ещё можно было купить пластинки. Но это удовольствие было не для всех — очень дорого и небезопасно. Настоящий американский джаз в магазины грампластинок не завозили. Зато достать Армстронга или Эллингтона в Калинине можно было на “Бирже”, где торговали фарцовщики. Мы также заходим в это место, чтобы узнать цены и ассортимент.
Экскурсия занимает полтора часа. Мы проходим небольшой путь от площади Михаила Тверского до Театрального проезда. Это очень показательный маршрут — здесь сконцентрированы главные места притяжения не только джазменов, но и вообще творческих людей города. Тех, кто несмотря на запреты и даже опасность создавал свой небольшой мир свободы, выходил, как в джазовой импровизации, из заданных рамок и питал город своим искусством.
Тверь может быть столицей. Не так важно, что в Средние века ей не удалось этого достичь. Сейчас статус города в руках самих горожан. И вот, например, в 60-е годы наши музыканты поставили Калинин в ряд столиц — столиц джаза в СССР. Знание этой истории даёт огромный ресурс и вдохновение. И позволяет понять, что в Твери можно создавать удивительные вещи, находить себя и реализовывать свой талант — доказано много раз.