3 февраля, исполнится ровно год, как в Твери и Калининском районе стартовала транспортная реформа. На смену маршруткам пришли автобусы «Транспорта Верхневолжья» или, как их назвали в народе, «синие автобусы».
В то, что это произойдет, многие не верили до последнего. Казалось, убрать маршрутчиков из Твери невозможно, и этот бардак с пассажирскими перевозками в Твери навечно, потому что теневой бизнес сдаваться и отступать не собирался. Без политической воли и не вышло бы. Губернатор Игорь Руденя, которому реализацию транспортной реформы можно приписать лично, сделал то, что казалось невозможным.
Год с синими автобусами, да. Но десятилетия жители Твери ездили на коммерческом общественном транспорте и не знали, что такое:
Безопасность
Маршрутчики были теми еще лихачами. Это не значит, что ни один водитель синих автобусов априори никогда не нарушит правила дорожного движения. Нарушают, но наказание получают сразу. Сами пассажиры могут сообщать о нарушениях, и эти жалобы рассматриваются. Трудно себе представить, как один автобус подрезает другой или пытается перестроиться через три ряда. Салоны оборудованы множеством поручней, и поездка не превращается в опасный аттракцион «Балансируй, а то упадешь». Добавим, что в автобусах есть видеокамеры, которые фиксируют все, что происходит на дороге и в салоне. Одна такая запись с 55-го автобуса помогла найти виновника ДТП, которое произошло рядом с автобусом..
Расписание
Маршрутки не просто привыкли ездить без правил. Там и расписания толком не было. И слово такого не знали. Складывалось ощущение, что если водителю надоедало работать, он просто забывал о пассажирах. В один вечер можно было уехать домой и поздно вечером, а вот в другой, если не повезло, идти на своих двоих. Теперь это тоже в прошлом. Расписание можно посмотреть на самой остановке, в приложении «Волга», причем конкретное время прибытия на конкретную остановку.
Приложение «Волга»
О нем обязательно нужно сказать отдельно. Два-три клика — и вы построите нужный вам маршрут, узнаете, где сейчас нужный вам автобус и когда он подойдет к остановке. С помощью приложения можно и оплатить проезд безналичным, используя его как виртуальную транспортную карту. Если вы еще не скачали себе «Волгу», посмотрите, что для этого нужно.
Комфорт
Места для инвалидов, кнопки связи с водителем, кондиционеры, пандусы, низкие полы, навигация и т.д. Кто застал «Газели», где нужно были сидеть на корточках, чтобы не оштрафовали инспекторы ГИБДД, тот поймет важность комфорта в общественном транспорте.
Скидки
Если вы добираетесь из пункта А в пункт Б с пересадкой, то заплатить нужно будет меньше, чем за две поездки — действует пересадочный тариф. Он доступен при оплате банковской картой MasterCard PayPass, VISA PayWave, МИР, смартфоном, умными часами или другим гаджетом с поддержкой NFC. Если вы пересекли на другой автобус в течение часа, то второй раз заплатите не 25, а 15 рублей. Но оплачивать нужно таким же способом, иначе сэкономить не получится. Также можно воспользоваться транспортной картой «Волга» и QR-кодом.
Льготы
Если в маршрутках табличка «Без льгот» была правилом, то в автобусах такое не увидишь. Все, кто имеет на них право, могут сесть в любой автобус и ехать по социальному тарифу.
Абонементы
Это еще одна возможность сэкономить. Если наличными водителю нужно отдать 29 рублей, а по карте — 25, то с абонементом проезд стоит 21 рубль. Абонементы на 5, 20, 40 и 60 поездок стоят, соответственно, 120, 460, 880 и 1260 рублей.
Порядок и чистота
Семечки и прочий мусор на полу, наклеенные на спинки жвачки, грязные и рваные сидения, надписи, информирующие, кто с кем и кто есть кто — все это хорошо знакомые приметы старого транспорта, в том числе и маршруток. В новых автобусах за чистотой внимательно следят. После смены их моют изнутри и снаружи — и вручную, и мощными щетками на мойке. А после каждого рейса дезинфицируют, что во время пандемии коронавируса особенно важно.
Мультимедийные экраны
Не нужно нервничать и уточнять, когда будет такая-то остановка. В каждом автобусе есть мультимедийные экраны, на которых шаг за шагом прописан весь маршрут до конечной. Такая навигация внутри салона очень удобна, особенно для тех, кто плохо знает маршрут или вообще приехал в Тверь из другого города.
Мы помним, сколько было криков, когда новая транспортная модель внедрялась, и сама схема была не до конца отлажены. Были злорадства и возмущения, которые сошли на нет довольно быстро. Сейчас новые автобусы — это неотъемлемая часть жизни города, и горожане оценивают все плюсы новой модели. А сравнить есть с чем — долгие годы в Твери транспорт был синонимом дискомфорта и терпения, когда ты едешь полусидя, упираясь коленями в сиденье, когда тебя просят присесть на перекрестке или когда отваливается дверь автобуса. Гонки маршруток и очереди с постоянными сигналами на остановках, хамство водителей и горы наличных денег без единого билета, не говоря уже о постоянных авариях с участием маршруток, которые стали такой же обыденной жизнью. Ничего этого сегодня нет. Есть просто синие автобусы с расписанием, сервисом, безопасностью и четкой и понятной системой работы.
Добавим, что транспортная реформа будет внедряться и в других городах — Кимрах, Ржеве, Вышнем Волочке, Торжке. 4 декабря 2020 года губернатор Игорь Руденя провел совещание, темой которого как раз и стала транспортная реформа.